Выступление для ШМО.
методическая разработка

Боярская Анна Германовна

Выступление для ШМО на тему "Организация работы с одарёнными детьми".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2.docx22.24 КБ
Файл zadanie_3.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация работы с одарёнными детьми».

Цель: ознакомление присутствующих с особенностями организации работы с одарёнными детьми.

Задачи:

  • познакомить коллег с особенностями организации работы с одарёнными детьми;
  • рассказать о необходимости проведения данной работы;
  • представить методы работы с одарёнными детьми.

План выступления:

  1. Проблема работы с одарёнными детьми в современном обществе;
  2. Общее понятие одарённости. Типы и виды одарённости;
  3. Методы работы с одарёнными детьми.
  4. Заключение.

1.Проблема работы с одарёнными детьми.

В современных условиях качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к "решению проблем", умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. Становится невозможно игнорировать детей, которые делают что-либо лучше других учащихся. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
           
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

2.Общее понятие одарённости.

Одарённость - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и др.).

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Существует несколько типов одарённости.

Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу. Часто они имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.

Второй тип - это обыкновенные дети, которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы.
       Способности и талант – это понятие индивидуальное. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом создавать условия для их развития.
         Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая

условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с проблемой выявления, поддержки и развития детской одаренности.

        Принято выделять следующие виды одарённости:

Интеллектуальная одаренность: повышенная любознательность ребенка, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.

Творческая одаренность: легкость генерирования идей, способность

предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.

Академическая одаренность (избирательности интересов ребенка):

успешное обучение отдельным учебным предметам,

Художественно-эстетическая одаренность: литературно-поэтическая,

изобразительная, музыкальная, хореографическая, актерская (сценическая);

Социальная или лидерская одаренность: легкость установления контактов и высокое качество межличностных отношений;

Психомоторная (т.е. спортивная) одаренность: контроль своих движений и управление ими (моторные, сенсорные и когнитивные способности).

По форме проявления одаренность может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одаренность есть, но остается незамеченной окружающими.

3.Методы работы с одарёнными детьми.

Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися на уроке.

Проблемный метод.

Обучение в основе, которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения. Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.

Вопросы учителя во всех случаях должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.

Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Поисковый метод.

Поисковый метод один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.

Эвристический метод.

Название метода произошло от греческого «эвристика», что переводится как отыскиваю, нахожу, открываю.

        Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового.

       Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается через три основные направления:

- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

- освоение учащимися базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;

- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Исследовательский метод.

Исследовательский метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основные составляющие метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Главная цель исследовательского метода - формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Такая учебная деятельность способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.

Проектный метод.

Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через деятельность», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.

Метод творческих и нестандартных заданий.

Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей.

Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.

Метод развития критического мышления.

Под понятием критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Мозговой штурм.

Мозговой штурм – это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. Метод позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Метод широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Применение в современном учебном процессе мозгового штурма как интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками.

Кластер как метод.

Кластер - это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры учебного материала используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для обобщения материала.

Основной этап работы – это чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками и проведение линий соединения. Одаренные дети при работе с кластерами выходят на творческий уровень. Одаренные дети более подробно рассматривают отдельные смысловые блоки, используют ключевые слова как новое понятие, требующее дополнительного разъяснения или подтверждения предположения, поиск полной необходимой информации.

Метод кейсов.

В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Данная технология предполагает анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней. Кейсы предназначены для самостоятельного решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

4.Заключение.

Одаренных детей необходимо выявлять в начальных классах. В начальной школе учитель видит ребенка с различных сторон, как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в этом и заключается особенность начальной ступени обучения).

Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, его родителям, и оказывать всяческую в этом помощь. В выявлении талантов у детей большую роль должны играть родители.

Список использованных источников:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/18/vystuplenie-na-shmo-rabota-s-odarennymi-detmi
  2. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/organizaciya-raboty-s-odarennymi-det/
  3. http://lomonpansion.com/articles_2_3356.html
  4. https://multiurok.ru/files/organizatsiia-raboty-s-odarennymi-detmi-1.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы с одарёнными детьми Выполнила студентка 4 курса группы 44Н Чурсина Анна Германовна

Слайд 2

Актуальность В современных условиях образовательной системы невозможно игнорировать деятельность детей , которые делают что-либо лучше других учащихся . На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий. Я считаю, что проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества .

Слайд 3

Цель: ознакомление присутствующих с особенностями организации работы с одарёнными детьми . Задачи: познакомить коллег с особенностями организации работы с одарёнными детьми; рассказать о необходимости проведения данной работы; представить методы работы с одарёнными детьми.

Слайд 4

Особенности работы с одарёнными детьми К ак бы ни был одарен ребенок, его нужно учить . При организации работы с таким ребёнком важно: приучить к усидчивости; приучить трудиться; н аучить самостоятельно принимать решения . Одаренный ребенок: не терпит давления; н е терпит притеснений; н е терпит окриков. У одарённого ребенка трудно воспитывать: терпение; усидчивость; ненавязчивость .

Слайд 6

Методы работы с одарёнными детьми Эвристический Поисковый Кейс-технология Кластер Мозговой штурм Проектный Развития критического мышления Творческих и нестандартных заданий Проблемный Исследовательский

Слайд 7

Заключение Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно , чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....