Виды памяти и механизмы их формирования
статья

Юлия Александровна Минина

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память - это абсолютно необходимое условие для приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_vidy_pamyati_i_mehanizmy_ih_formirovaniya.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

Виды памяти и механизмы их формирования.

         Выполнила Фоменко Ю. А.

Санкт-Петербург

Содержание

Введение…………………………………………..……………………….3

1. Память. Механизмы ее формирования…….………………………...4

2. Виды памяти…………………………………..………………………..6

3. Основные характеристики памяти…………....……………………..10

Заключение……………………………………..…..…………………….11

Список использованной литературы…………………………………..12

Введение

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память - это абсолютно необходимое условие для приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.

Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, хранению (запоминанию), и воспроизведению опыта и информации. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркну, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека.

Память - носительница индивидуального опыта человека. Человек без памяти перестает быть личностью. Используя память человек, обучается движениям, речи, ориентировке в окружающем мире, накапливает опыт и т.д. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

  1. Память. Механизмы ее формирования

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности.

Ученые считают, что структуры, ответственные за память, расположены в разных участках головного мозга - в зависимости оттого, на каких реакциях организма (чувственных, эмоциональных или интеллектуальных) они основаны. За память отвечают отдельные участки коры больших полушарий головного мозга, лимбическая система и мозжечок. Основная часть нейрофизиологической деятельности, определяющей работу памяти, происходит в гиппокампе и в височной доле каждого из полушарий. Если височная доля повреждена на одной стороне мозга, процессы запоминания могут еще протекать, хотя и с некоторыми нарушениями. Но при двустороннем повреждении способность сознания к записи и хранению информации полностью пропадает. Это происходит в результате физической травмы или в связи с дефицитом нейрохимических элементов, как, например, при болезни Альцгеймера.

Работа памяти обусловлена деятельностью нервных клеток - нейронов. Сигналы от одного нейрона к другому передают нейромедиаторы - специальные вещества, которые в большом количестве содержатся в гиппокампе. При нехватке веществ, пропадает способность к усвоению знаний и функционирует лишь спонтанная память, основанная на чувственных реакциях организма.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
       Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека.

  Сохранение - когда временные связи не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали.

Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы:

узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент;

припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют;

репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал.

Забывание – это обычно непроизвольный процесс, противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

 

  1. Виды памяти

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. К видам относятся наследственная и прижизненная. Первая отвечает за инстинкты. Она почти не зависит от условий жизнедеятельности организма по сравнению с прижизненно накопляемой памятью. Также выделяют еще несколько классификаций видов памяти.

По характеру психической активности:

· Двигательная (кинетическая) - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Все движения человека связаны с этим видом памяти.

· Эмоциональная - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок.  Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

· Словесно-логическая - память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал.

· Образная - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Запоминать образы помогают разные анализаторы:

А) зрительная память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Б) слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

В) осязательная, обонятельная и вкусовая память - это пример памяти, которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль - это удовлетворение биологических потребностей организма.

По характеру целей деятельности:

· Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. В данном виде памяти большую роль играет цель.

· Непроизвольная (сознательная) память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память.

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

   По продолжительности сохранения материала:

  • Сенсорная (иконическая) память заключается в образовании в рецепторных структурах мгновенного отпечатка ощущения действующего стимула. Если стимул не повторяется или действует короткое время, то ощущение сохраняется в пределах от 100-400 мс до 4 секунд.

Механизм формирования сенсорной памяти заключается в процессах, протекающих на уровне рецепторов, когда раздражитель уже не действует, а рецепторный потенциал сохраняется и возбуждение от рецепторов распространяется к сенсорным центрам.

Биологическое значение сенсорной памяти заключается в обеспечении сенсорных структур мозга информацией об отдельных признаках раздражителя. Ненужная информация стирается, а значимая переходит в кратковременную память.

  • Кратковременная память или оперативная, или рабочая память. Хранение информации в течение короткого промежутка времени. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее.

Механизм кратковременной памяти. В ее основе заложен процесс циркуляции (реверберации) возбуждения в круговых замкнутых цепях нейронов лобной доли коры, преимущественно это нейроны III и IV слоев. Возбуждение попадает как бы в ловушку: раздражения уже нет, а возбуждение центров еще некоторое время поддерживается.

Ведущая роль в формировании кратковременной памяти принадлежит структурам гиппокампа. При его удалении новая информация не запоминается.

Длительность циркуляции возбуждения в нейронных сетях зависит от оценки значимости информации, от внимания к этой информации и желании запомнить.

В процессе циркуляции возбуждения в нейронных сетях происходят структурные и биохимические изменения. Это создает условия для перехода памяти в долговременную.

Если процесс реверберации протекает короткое время и угасает, память утрачивается.

  • Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Это основной вид памяти. Переход кратковременной памяти в долговременную зависит от того, как часто повторно используется одна и та же информация.

Механизмы формирования долговременной памяти или энграммы (запись) памяти.  Изучение механизмов памяти – одно из главнейших направлений нейробиологии. На сегодняшний день исчерпывающего ответа, что из себя представляют энграммы памяти – нет. Есть различные точки зрения. Исследование механизмов памяти должно строиться на выяснении природы ее основных операций: формирование, закрепление, хранение и воспроизведение (извлечение).

3. Основные характеристики памяти.

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

О6ъем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения (запоминания) характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.

Длительность сохранения - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.

Готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт

Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди познавательных психических процессов.

Память - одна из важнейших и бесценнейших психических особенностей человека, подаренных природой. И только от человека зависит, насколько полно он будет использовать этот дар.

Список использованной литературы

1. Йетс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 2006.

2. Касс Л.Р. Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире. М.: Наука, 2004.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2000.

4. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 2004.

5. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2005.

6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память. Виды памяти.

Память. Виды памяти....

Советы родителям. Виды памяти.

Это нужно знать каждому родителю, чтобы понять, как помочь ребенку, если у него проблемы запоминания учебного материала....

Игры для развития всех видов памяти у учащихся с ОВЗ

Игра "Магазин" - игрушки, булочная, молочный магазин, овощная лавка....

Развитие разных видов памяти через игровую деятельность младших школьников

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью ...

Виды памяти и их возрастные особенности.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Следует отметить, что память занимает особое место среди психи...

Метод.доклад «Виды памяти, их особенности. Способы развития памяти»

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Основные характеристики памяти. Функции  памяти. качества памяти. Виды памяти. Правила и способы разви...