Доклад по теме: "Основные аспекты ИКТ-компетентности педагогов в условиях перехода на новые стандарты"
статья

Демянюк Юлия Игоревна

В докладе освещается как учитель в современных условиях использует ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад ИКТ34.14 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации городского округа Чехов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 7

Доклад на ШМО

"Основные аспекты ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты".

Демянюк Ю.И.

Что у меня, в сущности, есть, если брать по максимуму?  
По максимуму у меня есть планета Земля. Это мой максимум!  
Планетой ограничены все мои возможности и моя жизнь. 
Евгений Гришковец

Введение

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность в принятии решений – эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу и, конечно же, обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Компетентность педагогических работников – важнейшее условие эффективного развития школы. Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это означает умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования. Интеграция современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ- компетентности педагога. В педагогической ИКТ-компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ. О них мы поговорим чуть позже.


1. Основные аспекты ИКТ-компетентности педагога в условиях перехода на новые стандарты.

Согласно ФГОС НОО, ООО, СОО, утвержденным приказами Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», №1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» и №413 от 06.10.2009 года «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования», среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации образовательных программ отмечается владение ИКТ-компетентностями, необходимыми для планирования реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Перечень ИКТ-компетенций педагога содержится в профессиональном стандарте, утверждённом приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 года №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Профессиональный стандарт выделяет три компонента ИКТ-компетентности педагога:

  • Общепользовательский
  • Общепедагогический
  • Предметно-педагогический


1.1 Общепользовательский компонент.

Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.

Клавиатурный ввод.

Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

Навыки поиска в Интернете и базах данных.

Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

1.2 Общепедагогический компонент

Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

Организации образовательного процесса:

- выдача заданий учащимся,

- проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,

- составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,

- дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

- ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

- следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

- используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

Визуальная коммуникация использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

1.3 Предметно-педагогический компонент

Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).

Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).

Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).

Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:

- литературные тексты и экранизации,

- исторические документы, включая исторические карты

(все предметы).

Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).

Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).

Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).

Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).

Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.


Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами в ходе наблюдения и анализа деятельности учителя.  Педагоги во всех странах мира всё лучше осознают преимущества умелого использования ИКТ в сфере образования.  В 2011 году ЮНЕСКО представило Рекомендации «Структура ИКТ-компетентности учителей», которые легли в основу профессиональной педагогической ИКТ-компетентности, описанной в профессиональном стандарте.

Современное общество  развивается все ускоряющийся темпами, а информационные и коммуникационные технологии образуют его наиболее стремительно развивающуюся часть. Вполне очевидно что профессиональные качества учителя в существенной мере зависят от того, готов ли он осваивать и использовать в своей работе новые методы, формы и средства обучения на базе ИКТ; способен ли он интегрировать их со своим опытом и повышать эффективность образовательного процесса.  Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А.Болотов в одном из выступлений сказал:  «…Если все учителя-предметники не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинется с мертвой точки.  Ребёнок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении других предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель-предметник.  Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи».


2. Исследование эффективности использования ИКТ в МБОУ СОШ №46

Американским этнографом Маргарет Мид было введено понятие «Префигуративная культура» - культура, в которой старшие нуждаются в получении уроков у молодых, «учатся у своих детей». Темп обновления знаний в области ИКТ очень высок,  молодежь в этой области более информирована, чем взрослые.  Информационная революция сделала огромный жизненный мир более доступным и проницаемым.  Теперь информационные ресурсы не нужно добывать или отвоевывать у более образованных хранителей.  Давайте проанализируем, насколько готовы учителя нашего образовательного учреждения интегрироваться в общество с префигуративной культурой,  какими ИКТ-компетенциями владеют и над чем необходимо работать для формирования ИКТ-компетенции.


С докладом на эту тему выступает учитель физики В.Е.Юркова:

 Под «ИКТ-компетентностью учителя» следует понимать мотивированное желание, готовность и способность учителя эффективно использовать возможности информационных и коммуникационных технологий в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении, воспитании и развитии детей в условиях их включения в информационно-коммуникационную образовательную среду.

Выделяют несколько уровней сформированности ИКТ-компетенций:

Адаптивный – минимально допустимый уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его способность использовать знакомые средства информационных и коммуникационных технологий при организации учебного процесса в начальной школе. Для учителя, обладающего данным уровнем компетентности характерен, в основном, репродуктивный вид деятельности. Учитель готов к работе в рамках действующих стандартов.

Конструктивный – средний, оптимально необходимый уровень ИКТ-компетентности учителя, позволяющий ему осознанно, целенаправленно и дифференцированно подбирать, компоновать и использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном и воспитательном процессе младшего школьника. Достижение данного уровня компетентности позволяет будущему учителю достичь общего видения целей, методов и технологий формирования у младших школьников компьютерной грамотности.

Исследовательский – высший, перспективный уровень ИКТ-компетентности учителя, отражающий его системное виденье процесса информатизации начальной школы, его желание и готовность экспериментально проверять и оценивать эффективность использования постоянно обновляющегося инструментария информационных и коммуникационных технологий как в собственном профессиональном становлении, так и в учебно-воспитательном процессе младшего школьника. При достижении данного уровня компетентности, будущий учитель готов к созданию и методическому обоснованию авторских электронных образовательных ресурсов, предназначенных для профессиональной деятельности.

В результате опроса, проведённого в нашей школе, выяснилось, что недостаточный уровень сформированности ИКТ-компетенций у 27% опрошенных, адаптивный уровень у 58%, конструктиный уровень у 8% и исследовательский уровень сформированности ИКТ-компетенций у 7% опрошенных. Однако, отрадно, что 100% педагогов понимают необходимость повышения уровня владения ИКТ в современных условиях. Каковы же причины личной заинтересованности педагогов? Это и эффективность работы коллег, использующих ИКТ в работе, и желание соответствовать статусу современного учителя, переход на новый уровень педагогического мастерства, развитие информационных технологий.

По результатам исследования только 25% учителей используют возможности электронной доски при проведении уроков и довольно часто, а вот большая масса учителей не реализует свои разработки с использованием электронной доски на уроке, ссылаясь на отсутствие данного оборудования в своих кабинетах. Кроме того, в ходе опроса выявилась следующая проблема: педагоги, постоянно имеющие возможность работать с интерактивной доской на своих уроках, не осознают разницы между предоставленным им мультимедийным оборудованием и обыкновенным проектором с экраном, используют его только для показа презентаций и видеоматериалов, не подозревая, что существует ещё огромный ряд средств и способов работы, делающий урок современным и по-настоящему интересным. Тем не менее, разнообразные средства мультимедиа на уроках 83% опрошенных используют не реже 1 раза в неделю, из них подавляющее большинство (75%) стараются использовать их ежедневно.

По результатам анкетирования почти половина – 46% учителей имеют публикации в сети Интернет, что говорит об их желании сделать образование более открытым и доступным в соответствии с рекомендациями Минобрнауки и Управления образования, делиться своим педагогическим опытом и повысить свою педагогическую квалификацию.

Чуть большее количество имеют свою страничку в социальных сетях – 62% опрошенных, а вот используют социальные сети для общения с учащимися и родителями только половина имеющих свою страничку – всего 30%. Практически столько же опрошенных (33%) считают необходимым создание в социальных сетях групп, блогов, отражающих жизнь класса. Ведь в процессе обучения и воспитания детей семья должна занимать центральное место, а внедрение современных ИКТ позволяет сделать работу классного руководителя и учителя с родителями более эффективной и продуктивной.

Итак, резюмируя все выше сказанное, можем заключить, что информационно-коммуникативная компетентность учителя – это совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения информационным технологиям, а также готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности.

В качестве пожеланий и рекомендаций по развитию ИКТ-технологий и формированию ИКТ-компетенций учителями было предложено следующее:

  • улучшить материально-техническую базу (компьютеры, проекторы, интернет – в кабинет)
  • проводить профилактическую проверку и своевременно ремонтировать оборудование.
  • проводить курсы по повышению квалификации по IT-технологиям


3. Деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога в России

В начале своего доклада говорилось о том, что в педагогической ИКТ-компетентности есть два уровня: знаниевый и деятельностный.

В настоящее время педагоги владеют знаниевым уровнем ИКТ-компетентности, а вот деятельностный уровень оставляет желать лучшего. Образование сейчас на перепутье: мы переходим к новым стандартам, но пока еще работают и старые. Интернет и IT-технологии вошли активно в нашу жизнь, но, к сожалению, они довольно проблематично входят в школу: даже не потому, что уровень IT-компетентности у педагогов низкий, а потому что у нас обычно образование оторвано от тех практических задач, которые мы решаем в повседневной жизни.

Какие сложности встречаются на пути внедрения деятельностного уровня в условиях перехода на новые стандарты? Учителя используют возможности интернета в основном для поиска информации при подготовке к занятиям. Между тем перспективы использования информационно-коммуникационных технологий гораздо шире. Большинство учителей – 78% утверждают, что используют в работе информационно-коммуникационные технологии. При этом 80 % учеников заявляют, что компьютер и интернет на уроках не используются либо используются очень мало.

Как объяснить этот парадокс? Очень просто. Учителя используют ИКТ в основном в профессиональной деятельности: при подготовке к занятиям, ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении учебного процесса. По статистике, практически все учителя в России прошли курсы компьютерной грамотности и базовым операциям по владению компьютером, текстовым процессором, электронными таблицами, поиском информации в интернете всех научили. Познакомили с разработанными в рамках федеральных программ и проектов электронными образовательными ресурсами, показали, как можно их использовать в учебном процессе. Учителя обучились использовать ИКТ, но далеко не у каждого в школе есть свое автоматизированное рабочее место, во многих школах нет даже компьютеров в учительских и библиотеках, а компьютерные классы заняты под учебный процесс. Большинство учителей смогли закрепить полученные навыки, потому что у них есть компьютер дома. Но многие, даже обучившись на курсах, не используют полученные знания, просто потому, что применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует (особенно в первое время) от учителя дополнительных временных затрат.

Действительно ли современному учителю так нужно владеть интернет -технологиями - или это просто дань моде? Владеть - необходимо. А вот отношение к этому в образовательном обществе как к «модной тенденции» надо бы преодолеть. Зачастую педагоги проводят показательные уроки «с использованием ИКТ», а демонстрируют на них, по сути, исключительно презентации. Разрабатывают сайт школы, в котором «застывает» на долгие годы одна и та же информация.

Среди других трудностей, которые мешают учителям применять ИКТ в работе можно назвать отсутствие времени (более 40%), платность образовательных интернет-ресурсов (почти 30%). Недостаток информации о «полезных новинках» ощущает четверть участников. Многие жалуются на отсутствие необходимого лицензионного программного обеспечения, морально устаревший компьютер на рабочем месте учителя, отсутствие домашних компьютеров у учеников. Большинство педагогов не могут воспользоваться компьютером и выйти в интернет во время урока. Сейчас учителя уже стали использовать ИКТ, но использование технологий в большинстве школ не привело к возникновению инновационных педагогических практик, реально изменяющих образовательные результаты учащихся. И этот барьер нужно перейти, регулярно занимаясь самообразованием. Ведь, как сказал Джим Рон, «с дипломом можно заработать на жизнь. Самообразование сделает Вам состояние».

Давайте поговорим о некоторых программах, помогающих педагогу достичь высокого уровня профессионализма.

Виртуальная лаборатория как средство повышения качества образования школьников

Современный обучающийся отличается от обучающегося минувшего века уже тем, что начинает свое обучение во время широкого применения информационных технологий во всех сферах деятельности. Он бывает, как правило, подготовлен к работе с компьютерными моделями опытом предыдущей работы с компьютером, владеет навыками работы и тем арсеналом возможностей, которые предоставляет современная вычислительная техника и аудио-видео оборудование учебных кабинетов. В практикумах, основанных на компьютерных моделях, обучающийся попадает в уже знакомый и близкий ему по компьютерным играм новый виртуальный мир, тяга к которому лишь усиливает обучающий эффект, создает мощную дополнительную мотивацию, значительно повышающую качество обучения.

Одна из целей создания виртуальных лабораторий — стремление к всесторонней визуализации изучаемых процессов, а одна из главных задач — обеспечение возможности подготовки обучаемого к наиболее полному восприятию и пониманию их сущности.

Виртуальные лаборатории способствуют повышению наглядности, интерактивности, а также формированию познавательной и творческой активности обучающихся. Они позволяют моделировать объекты и процессы окружающего мира, организовать доступ к реальному лабораторному оборудованию.

Обучающиеся, как и при выполнении обычной лабораторной работы оформляют её в тетрадь: записывают цель, оборудование, ход работы (таблицу, которую они будут заполнять), вместе с группой обговариваем порядок выполнения работы, какие результаты должны получить, как правильно сформулировать вывод. Затем обучающиеся приступают к выполнению самой работы и двигаются по индивидуальному графику, преподаватель лишь подсказывает отстающим. 

Кроме того, виртуальная лабораторная работа позволяет обучающемуся, пропустившему некоторые темы, восполнить пробелы не зависимо от присутствия преподавателя на рабочем месте, выполнить ее в тот момент времени, когда проходят ее в учебном заведении, но находясь при этом на домашнем обучении. Данный вид лабораторных работ позволяет обучающемуся самостоятельно рассмотреть те физические закономерности, явления и объекты, которые отнесены к категории «для самостоятельного изучения». Также самостоятельный домашний виртуальный эксперимент является подспорьем при изучении теоретического материала на учебном занятии.

Возможности интерактивной доски

Вершиной развития досок стали электронные интерактивные доски. Интерактивная доска для школы выглядит как обычная маркерная, но подключается к компьютеру с помощью проводов (USB-кабель или кабель последовательного порта) или с помощью беспроводной связи на частоте 2.4 ГГц или Bluetooth. На компьютер устанавливается специальное программное обеспечение, благодаря которому интерактивная доска превращается в полноценное устройство ввода данных. Теперь все, что будет написано или нарисовано на поверхности интерактивной школьной доски, будет отображаться на экране компьютера. А изображение с экрана компьютера с помощью подключенного проектора будет проецироваться на ее поверхность. Полученная интерактивная система предоставляет пользователям неограниченные возможности при демонстрации презентаций и проведении уроков, тренингов, обучающих семинаров. Использование школьной интерактивной доски на уроке дает учителю множество преимуществ, позволяющих сделать занятия эффективнее и интереснее для учеников.

Что же дают интерактивные доски?

  • Мультимедийные средства обучения нового поколения. Объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень.
  • Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции .
  • Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.
  • Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
  • Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
  • Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
  • Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
  • Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.
  • Школьникам – и младшим, и старшим - просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

Где можно использовать интерактивную доску?

1. Компьютерный класс

Если в школе уже есть компьютерный класс, то лучшего кандидата на замену обычной доски, чем интерактивная доска - не найти. Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.

Стоимость интерактивной доски примерно соответствует стоимости всего трех компьютеров. А эффективность повышается многократно.

Для компьютерного класса интерактивную доску лучше всего установить на стене, а проектор – стационарно на потолочном подвесе.

2. Мультимедийный кабинет

На базе интерактивной доски можно создать школьный мультимедийный кабинет. Такое решение дает возможность использовать в своих уроках современные интерактивные технологии и мультимедийные обучающие ресурсы преподавателям по разным дисциплинам. Это дает эффект и для учеников – интересные мультимедийные уроки у них будут по нескольким предметам, и для учителей – обмениваясь друг с другом наработанным опытом и методическими находками, они проще и эффективнее освоят работу с интерактивной доской и смогут быстрее развивать и совершенствовать свои компьютерные знания и навыки работы с инфо-коммуникационными технологиями.

3. Предметный класс

Интерактивную доску можно установить в мультимедийный кабинет физики, химии, географии, истории, английского языка или других предметов, где сложный учебный материал требует большей наглядности или для которых уже имеется большое количество доступных интерактивных обучающих ресурсов.

Например, для учителя физики использование наглядных моделей, интерактивных анимаций, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов (к тому же безопасно). Не обязательно ждать, когда появятся разработки на русском языке – в Интернете огромное количество совершенно бесплатных интерактивных ресурсов по физике. А то, что они в основном англоязычные – совершенно не важно, если учитель хорошо объясняет материал.

Для преподавателей по иностранным языкам ресурсов – еще больше, и варианты использования доски разработаны тоже самые разнообразные. Интерактивные упражнения для учеников, возможность включать в них звук и видео, останавливать воспроизведение в нужном месте, чтобы задать вопрос, проанализировать, обсудить, проверить и т.п. Распространенные и популярные во всем мире курсы английского, французского, немецкого языков уже выпускаются не только в виде книг, но и в виде версий, специально предназначенных для преподавания с интерактивной доской.

4. Мобильная доска

Установив доску на мобильной стойке, Вы сможете использовать ее в разных классах. Это немного увеличивает стоимость доски, но зато дает свободу и гибкость на первых порах, пока еще не наработан достаточный опыт работы. Если Вы позже решите установить доску стационарно в одном из кабинетов, стойка Вам еще пригодится – когда необходимо, Вы сможете снять доску со стены (это просто) и установить ее на стойке, например на время конференции в актовом зале.

Использование программ-конференций в педагогической практике

Программы-конференции уже давно вошли в обиход каждого современного человека, это простой способ связаться людям, находящимся на большом расстоянии друг от друга. В отличии от телефонии, программы конференции позволяют не только слышать собеседника, но и видеть его, демонстрировать необходимые материалы.

И Департамент образования г.Липецка, и Управление образования Липецкой области уже использует Skype для бизнеса для связи с директорами школ, проведения видеоконференций для педагогов и учащихся. Это позволяет не отвлекать людей от работы, так как не тратится время на дорогу. Так же отпадает проблема организации встречи гостей и подготовки помещения, в котором проводилось бы собрание.

Программы-конференции, такие как skype, viber, watsapp и др. можно использовать и для решения внутришкольных проблем: родительские собрания (теперь не будет тех, кто не смог прийти по тем или иным причинам), дистанционное обучение (дети которые находятся дома и не могут посещать занятия, а так же проведение уроков во время карантина), проведение дополнительных консультаций с учащимися по различным вопросам, проведение онлайн-конференций – со всем этим можно справиться при помощи таких программ.

Удобство этих программ невозможно переоценить, так как в наше время их можно установить не только на персональные компьютеры, но и на коммуникаторы, планшеты и ноутбуки, что позволяет находиться на связи в любом месте, где есть подключение к глобальной сети Интернет. Если нужно сделать какое-то объявление родителям или учителям, необходимо просто войти в программу-конференцию. Кроме того, существует возможность записывать выступления и сообщения для дальнейшего просмотра теми, кто не смог посетить онлайн-конференцию по тем или иным причинам.

Удобство заключается так же в том, что каждый участник конференции видит, кто присутствует в данный момент в конференции и сразу может обсудить интересующие его проблемы и задать вопросы.

Для дистанционного обучения они так же незаменимы, так как можно не только видеть, что происходит у каждого члена конференции (если у него присутствует камера), но и показывать дополнительный материал для наглядности и лучшего усвоения материала, проверять выполненную работу учащихся.

Для чего учителю нужен свой сайт

Нужен ли сайт учителю? Сайт нужен! И школе, и учителю, и ученику. Это - реальность, поскольку информатизация, несмотря на все препоны, продолжает свое триумфальное шествие по миру. Мы все свидетели того, как за считанные годы сотовая связь превратилась из атрибута роскоши в повседневную необходимость. Никто не предполагал, что так будет, однако так стало. То же произойдет и с информатизацией и образования в том числе.

Но, что же такое сайт для учителя? Это коммуникационный центр, позволяющий преобразовывать, хранить, транслировать, в том числе интерактивно, информацию, направленную на решение проблем образовательного характера в масштабах класса, школы или же района, области, страны, мира. Целевую аудиторию определяет изначально разработчик сайта, однако этими рамками сайт никогда не ограничивается, поскольку его адрес доступен в Сети всему миру, а проблемы образования актуальны для всего человечества. Кроме того, сайт может выступать и как СМИ, и как средство дистанционного образования, и как интернет-магазин учебно-методической литературы и дидактических материалов, как место обсуждения актуальных вопросов, форум с неограниченным количеством участников, как доска объявлений, как файлообменник и много чем полезным еще. И только в последнюю очередь - визитной карточкой создателя. Вот как раз только эту-то последнюю функцию подавляющее большинство педагогов, их ли личный это сайт, родной ли школы, и реализует в Сети. Потому что это просто: сделал и забыл, а по отчетам он есть и приносит определенный дивиденд: как это весомо услышать в характеристике - «учитель (школа) имеет свой сайт!», как это значимо - ощущать себя владельцем кусочка интернета! Вечная визитка устраивает многих.


4. Использование социальных сетей в работе педагога

Бесспорно, ИКТ – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя, но порой ни учителя, ни родители не знают о том, что именно интересует и волнует ребенка.  Всё большее влияние на формирование личности имеют специальные сети 98,5% учащихся нашей школы зарегистрированный в той или иной социальной сети, поэтому классные руководители и родители обязаны вести работу по обучению правилам безопасного поведения детей в социальной сети Интернет.

С докладом выступает заместитель директора Т.А.Фатеева:







Заключение

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности обучающихся и педагогов и формировании ИКТ-компетенций на всех ступенях обучения. Школа должна принимать во внимание прогресс современных технологий передачи и обработки информации. Федеральный стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

Педагоги во всех странах мира всё лучше осознают преимущества, которые даёт умелое использование современных информационных и коммуникационных технологий в сфере образования. ИКТ помогают решать проблемы повсюду, где существенное значение имеют знания и коммуникации. И только осваивая деятельностный уровень ИКТ-компетентности педагога, мы добьемся качественного перехода на новый уровень образования. Ведь главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.

Не стоит останавливаться на достигнутом, нужно двигаться вперёд, развиваться, осваивать новые горизонты. Ведь «что у меня, в сущности, есть, если брать по максимуму? По максимуму у меня есть планета Земля. Это мой максимум!
Планетой ограничены все мои возможности и моя жизнь.» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

В статье   говорится о новых требованиях, которые предъявляются к учителю начальных классов в условиях внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта....

ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ

Материал раскрывает требования к учителю начальных классов в условиях перехода к новым образовательным стандартам....

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....

«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»

Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...