Рекомендации для учителя. Как работать с учащимися, имеющими заключение ФФНР и ОНР 3 уровня
учебно-методическое пособие

Кузнецова Галина Михайловна

Рекомендации для учителя, как работать с учащимися. имеющими заключение ФФНР и ОНР 3 уровня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_uchitelya_1_kl.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед «Школы-интерната № 22

ОАО «РЖД»

Кузнецова Г.М.

Рекомендации для учителя

по работе с учеником  

___________________

Проблема: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

- узнавание, различение неречевых звуков;

- различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, словосочетания и слова;

- различение слов близких по звуковому составу;

- различение слогов;

- различение фонем родного языка, начать нужно с дифференциации гласных звуков, затем согласных;

- формирование звукового анализа и синтеза (определение количества слогов в слове, отхлопывание (отстукивание) двух- и трехсложных слов, выделяя при этом ударный слог, затем проводится анализ гласных звуков и анализ согласных, учить отчетливо представлять  звукослоговую структуру слова);

- сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв.

2. Устранение недостаточности развития речевой моторики:

- проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;

- выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.

3. Устранение неправильного произношения:

 - выполнять артикуляционные  упражнения;

- исправлять ошибки при произношении звуков.

4. Развивать умение дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию (кора-гора, кот-год, мышка-мишка, мишка-миска…).

5. Формировать произносительные умения и навыки в различных видах самостоятельной речи детей.

6. Развивать и совершенствовать моторику пальцев рук.

7. Обогащать словарный запас.

- Уточнение предметного словаря (фрукты, овощи, одежда, птицы, животные, транспорт, времена года и т.д.). Учить подбирать синонимы и  антонимы.

Например: задание «Четвертый лишний», «Найди пару», «раздели на группы». Обязательно спрашивать ребенка, почему он так выполнил задание, по какому признаку он делал выбор; исправлять ошибки ребенка и объяснять, почему он не правильно сделал и с помощью подсказок и наводящих вопросов добиваться правильного ответа.

8. Работать над связной речью.

- Пересказ с опорой на сюжетные картинки;

- пересказ с опорой на план;

-составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- составление рассказа по одной сюжетной картинке;

- составление рассказа по представлению на заданную тему.

     - Задания на восстановление последовательности событий, с последующим составлением словесного рассказа. (Например: ребенку предлагаются картинки, которые перепутались, ребенку необходимо разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ.)

_____________.                                        Учитель-логопед: ________________

      дата

   

Рекомендации для учителя

по работе с учеником  

_______________________

        Проблема: Общее недоразвитие речи III-IVур. (недоразвитие грамстроя, фонематического восприятия; активный словарь ниже возрастной нормы, трудности самостоятельности повествования (составление  рассказа по представлению, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, повествовательного рассказа), трудности в языковом анализе  (определение кол-ва слов в предложении, слогов в слове, звуков в слове), нарушение звукопроизношения).

1. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

- учить слышать и выделять звуки в слове (Например: определить, где находится заданный звук в слове – в начале, середине, в конце; определить первый и последний звук, определить третий, второй звук в слове; подобрать слова, которые начинаются с заданного звука; составление звуковых схем слов и т.д.);

- составление звуковых схем слов с выделением каждого звука в слове;

- уточнение количества слов в предложении, составление  схем предложений с выделением каждого слова в предложении.

2. Устранение недостаточности развития речевой моторики:

- проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности речевого аппарата;

- выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения.

3. Устранение неправильного произношения:

 - выполнять артикуляционные  упражнения;

- исправлять ошибки при произношении звуков.

4. Развивать у детей умение дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

5. Формировать произносительные умения и навыки в различных видах самостоятельной речи детей.

6. Развитие грамматического строя речи.

- учить активно пользоваться способами словообразования (форма ед. и мн. числа; образование уменьшительно-ласкательных значений, образование прилагательных от существительных);

         - работать над согласованием прилагательных с существительными;

- работать над согласованием существительных с числительными;

-задания, направленные на формирование правильного употребления предлогов (Например: вставь нужный предлог ит.д.)

7. Обогащать словарный запас.

- Уточнение предметного словаря (фрукты, овощи, одежда, птицы, животные, транспорт, времена года и т.д.).

Например, задания: «Четвертый лишний», «Найди пару», «Раздели на группы» и т. д. Обязательно спрашивать ребенка, почему он так выполнил задание, по какому признаку он делал выбор; исправлять ошибки ребенка и объяснять, почему он не правильно сделал и с помощью подсказок и наводящих вопросов добиваться правильного ответа.

- работа с антонимами и синонимами. (просить ребенка подбирать антонимы и синонимы к словам)

8. Работать над устной связной речью.

- Составление пересказов по наводящим вопросам, по плану, с опорой на картинку, по серии картинок.

- Составление рассказов по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок, по плану, по представлению.

- Задания на восстановление последовательности событий, с последующим составлением словесного рассказа. (Например: ребенку предлагаются картинки, которые перепутались, ребенку необходимо разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ.)

Учитель-логопед: ________________

________________.

           дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические рекомендации учителям для работы с учащимися с разными особенностями

Методические психолого-педагогические  рекомендации в помощь педагогу, которые помогут обратить внимание  на особенности развития и поведения учащегося...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими речевую патологию

Представлены рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи....

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи.

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более ре...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного мат...

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении....