Авторская программа внеурочной деятельности «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и «Экология») для учащихся начальных классов
рабочая программа

Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени. При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ehlakova_o.i._avtorskaya_programma_volshebnyy_tsvetok.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Лицей №25 имени Героя Советского Союза Василия Филипповича Маргелова"

г.о. Саранск Республика Мордовия  

Авторская программа внеурочной деятельности «Волшебный цветок» 

(интегрированный курс «Оригами» и «Экология»)

для учащихся начальных классов

                                         Составитель: Ехлакова Ольга Ивановна,                                                                              

                    учитель начальных классов

                                                                                 МОУ «"Лицей №25 имени Героя Советского Союза

                                                  Василия Филипповича Маргелова"

                                г.о. Саранск Республика Мордовия  

                                             

Саранск, 2020 г.

Авторская программа «Волшебный цветок»

(интегрированный курс «Оригами» и «Экология»)

для учащихся начальных классов

               

Статус документа

Нормативно-правовая база для 1-4 классов и  внеурочной деятельности:

  • Федеральный закон   «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373);
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОН РФ  №1598 от 19.12.2014г.);
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 г.г» от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
  • Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.10. 2013г. N451 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы".
  • Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №25» (приказ №94 от 25.06.2013 г);
  • Программы развития школы на 2017 – 2022г.г.  «Адаптивная школа разноуровневого обучения в условиях реализации ФГОС» от 30.08.2017г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом МОН РФ №253 от 31.03.2014г;
  • Приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия № 904 от 16.08.2011 года».
  • Письмо МОН РФ №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • Указ Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 года № 78-УГ «О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции COVID-19» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Управления образования Департамента по социальной политике Администрации г.о.Саранск  от 24 августа 2020 года №01-02/134 «Об организации образовательного процесса в 2020-2021 уч.г.»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013г., № 33,ст.4378:
  • Учебный план МОУ «Лицей №25 имени Героя Советского Союза В.Ф.Маргелова» на 2020-2021 учебный год.
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. - М.: Просвещение.

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дети, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, находить оригинальные решения.

Реализация этих требований предполагает формирование человека с творческими способностями.

Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Одним их видов конструирования является оригами.

Оригами – увлекательное занятие, доступное учащимся всех возрастов, поэтому необходимо использовать столь успешное средство экологического воспитания.

Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой, а затем с творческим азартом воплощает увиденное с помощью бумаги, тем самым закрепляя теоретические знания.

В технике оригами могут быть представлены страницы Красной Книги. Учащиеся получают задание показать средствами оригами животных, птиц, насекомых, находящихся в опасности, на грани исчезновения.

Занятия оригами, направленные в нужное русло, открывают большие возможности в воспитании гармонично развитой личности, живущей в согласии с собой и Природой.

Цель программы:

- всестороннее интеллектуальное, эстетическое и экологическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширить знания об окружающем мире, природе, географии;

- формирование культуры поведения в природе;

- начальное математическое образование детей, формирование пространственных представлений и навыков совершенствования пространственных преобразований, формирование умений конструировать;

- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы;

- обучение различным приемам работы с бумагой;

Развивающие:

- способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

- развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;

- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

- воспитание интереса к искусству оригами;

- научить экономному и разумному использованию бумаги;

- учить самоанализу и умению оценить чужие успехи;

- расширение коммуникативных способностей детей;

Актуальность программы:

 Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям  как к части природы, к вещам и материалам, которыми он пользуется.

Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.

При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят.

Отличительные особенности данной программы:

Существуют  различные авторские программы обучения оригами в школе и программы, связанные с экологией и окружающем миром. Данная программа включает в себя  компонент экологии, а также оригами. Тесное переплетение нескольких областей интересов. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и взаимосвязях в ней. Поэтому ее следует рассматривать как мощный стимул для интеллектуального, эстетического и экологического развития учащихся, так как в ней предусмотрено проведение бесед с учащимися не только о возникновении бумаги, но и о том, почему бумагу надо беречь в процессе выполнения практических работ.

Отличительной особенностью данной программы является ее направленность, в первую очередь, не  на развитие творческих способностей вообще, а на исследовательскую мыслительную деятельность отдельно взятого индивида, но в  группе единомышленников.

Кроме того, программа предусматривает создание проектов  и их защиту.

Организационные принципы:

Программа «Волшебный цветок» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года (со второго класса) – полный курс обучения детей в начальной школе. Количество учебных часов – 102 (34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа – 4 класс). Количество занятий – 1 раз в неделю.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью учителя каждому ребенку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10-12 человек.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

Подведение итогов осуществляется в виде создания проектов  (альбома готовых поделок, книжек-раскладушек и т.д.) и защита их, участие в конкурсах детского творчества на различном уровне.

Личностными результатами освоения программы являются:

- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (различные жанры декоративно-прикладного искусства);

- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

- самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

- мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Метапредметными результатами являются:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную  деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

- в трудовой сфере: владение техникой оригами;

- в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

- в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Содержание курса.

Основная часть курса «Волшебный цветок» включает в себя несколько разделов.

Введение в экологию. Что такое оригами.

Эти уроки направлены на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

«Молчаливые соседи».

На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

«Пернатые птицы».

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в своей местности. Поэтому на этих  уроках много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, загадыванию загадок. На этих уроках дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.

«О чем шепчут деревья».

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре от рук людей  гибнет множество елочек, даже целые просеки. Лесники охраняют территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста, развития деревьев планируется рассказать на этих уроках.

«Загадки животного мира».

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки,

С. Чарушина. Познакомиться с дикими животными помогает экскурсия в отдел природы краеведческого музея. Дети знакомятся с животными Мордовии, занесенными в Красную книгу.

«Секреты неживой природы».

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся на данных уроках.

«Разнообразие цветочного мира».

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горошках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

«Человек – часть живой природы».

На этих уроках дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

«Охрана природы».

Дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.

Содержание программы

2 класс (34 часа)

Подготовительная работа (1 час).

Формирование группы. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. 

Раздел «Введение в экологию. Что такое оригами» (3 часа).

Тема 1. Введение в экологию. Что такое оригами. (3 часа)

Экология – наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду. Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой  неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

Оригами – искусство складывания из бумаги. Знакомство с коллекцией бумаги, историей Японии. Условные знаки, принятые в оригами. Правила поведения на занятиях оригами.  

Раздел «Молчаливые соседи» (4 часа).

Тема 1. Молчаливые соседи. Квадрат – основная фигура оригами.

              (2 часа)

 Содержание беседы: «Жизнь в деревне». «Домашние животные». Практическое занятие. Способ заготовки квадратов нужной величины из прямоугольного листа бумаги.

Тема 2. Котенок. (1 час)

Беседа о кошках. Рассказы детей о своих домашних животных. После сгибания заготовки пополам, выворачивание и закрепление сгибом головы. Надрез хвоста и задних ног, выделение ушей, спины.

Тема 3. Щенок. (1 час)

Беседа о четвероногом друге человека. С.Михалков «Мой щенок». Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Загибание по бокам ушей  и линии лба. Закладывание хвоста складкой, вырезание ног и линии живота.

Раздел «Пернатые друзья» (3 часа).

Тема 1. Пернатые друзья. Простые базовые формы оригами. (1 час)

Изучение разнообразия птиц родного края. Знакомство с инструкционными картами. Знакомство с простыми базовыми формами оригами: «Квадрат», «Треугольник», «Бумажный змей», «Лягушка», «Рыба», «Птица» и др.

Тема 2. Курочка. (1 час)

Беседа «Домашние птицы». Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания клюва.

Тема 3. Петушок. (1 час)

Викторина «Домашние птицы». Сказка «Петушок и бобовое зернышко». Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания хвоста.

Раздел «О чем шепчут друзья» (3 часа).

Тема 1. Базовая форма «Треугольник». Елочка. (1 час)

Г.Х.Андерсен «Елочка». Практическая часть. Базовые формы «Треугольник», «Двойной треугольник», загибание острых углов к средней линии. Поделка «Елочка» из нескольких форм «двойной треугольник».

Тема 2. Береза. (1 час)

Беседа «Без берез не мыслю я России…» С.Есенин «Белая береза». Береза приземистая включена в Красную Книгу Мордовии. Разбор инструкционной карты изготовления дерева березы.

Тема 3. Дуб. Липа. (1 час)

Интересные факты о дубе и липе. Рассказ учителя «Виды дубов и его свойства», «Лекарственные свойства липового цвета». Разбор инструкционной карты изготовления деревьев дуба и липы.

Раздел «Загадки животного мира» (3 часа).

Тема 1. Загадки животного мира. Базовая форма «Лягушка».

              (1 час)

Беседа «Обитатели водоемов». Знакомство с базовой формой «Лягушка»: сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу.

Тема 2. Загадки животного мира. Прыгающая модель лягушки.

               (1 час)

Беседа о земноводных. Составление сравнительной таблицы «Земноводные и пресмыкающиеся».  Работа с инструкционной картой изготовления модели лягушки.

Тема 3. Лисичка. (1 час)

Беседа «Дикие животные. Русские народные сказки с главной героиней – лисой.  Рассказ детей о лисе. Изготовление Лисички. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Загибание по бокам ушей  и линии лба. Закладывание хвоста складкой, вырезание ног и линии живота.

Раздел «Секреты неживой природы» (3 часа).

Тема 1. Секреты неживой природы. Камни.  Базовая форма

              «Воздушный змей». (1 час)

Энергетика природных камней. Камни-сувениры. Камни–амулеты. Знакомство с базовой формой оригами «Воздушный змей» (наметить диагональ квадрата,  сделать две складки «долина»: сгиб на себя).

Тема 2. Секреты неживой природы. Оранжевая ракушка. (2 часа)

Просмотр фильма «Тайны морских глубин» (ракушки, кораллы). Разбор инструкционной карты для изготовления оранжевой ракушки.

Раздел «Разнообразие цветочного мира» (3 час).

Тема 1. Садовые цветы. Чудесные превращения бумажного листа.    

              Ромашка.   (1 час)

Беседа о разнообразии цветочного мира.  Викторина «Знаешь ли ты садовые цветы?». Составление рассказа-описания по картинке о цветке.

Бумагопластика - один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой.  Возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Ромашка – один из его примеров.

Тема 2. Тюльпан. (1 час)

Тюльпаны – символ весны и вечной молодости, декоративное растение. Легенда о тюльпанах. Классификация тюльпанов. А. Барто «Цветочки». Изготовление тюльпанов (складывание заготовки по диагонали, из знакомой базовой формы складывание  лепестков цветка, соединение деталей, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей).

Тема 3. Астра. (1 час)

Астры – множество «ярких звезд». История и легенда цветка. Виды астр. Изготовление астры. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны.

Раздел «Человек – часть живой природы» (3 часа).

Тема 1. Человек – часть большой природы. (1 час)

Беседа «Человек – часть природы» (его отношение к окружающей среде). Человек – друг или враг Природе (на примере: Гибель Аральского моря)?

Тема 2. Человек – часть большой природы. Русская красавица.

              (2 часа)

Беседа «Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека» (экология жилища человека, экология питания). Разбор инструкционной  карты-схемы изготовления девушки.

Раздел «Охрана природы» (4 часа).

Тема 1. Базовая форма «Рыба». Голубой кит. (2 часа)

Кит – представитель млекопитающих, самое большое животное на планете. Виды китов. Голубой кит, находящийся на грани исчезновения. Знакомство с базовой формой «Рыба» (складывания заготовки по диагонали, с пометкой складок).

Тема 2. Японские журавлики. (2 часа)

Экологическая катастрофа. Ядерный взрыв в Японии. Легенда о 1000 журавликах. Журавлик – символ японского оригами. Изготовление журавлика с помощью базовой формы «Птица» с обратными складками.

Результаты работы (4 часа).

Тема 1. Экологическая викторина «Земля – наш общий дом».

             (1 час)

Занимательное игровое занятие – заключительный этап 1 года обучения. Задания и вопросы соответствуют возрасту детей и закрепляют знания по пройденным темам.

Тема 2. Создание  проекта «На дворе». (2 часа)

Возможен коллективный проект, либо групповой, либо индивидуальный. Дети используют изученные на первом году обучения модели (например, котенок, щенок, курочка, петух, садовые растения: ромашки, астры, тюльпаны; береза, дуб, елочка, молодица и др.).

Тема3. Защита проектов. Итоговое занятие. (1 час)

Презентация проектов. Анализ проделанной работы, рекомендации. Задания на летние каникулы.

3 класс (34 часа)

Подготовительная работа (1 час).

Формирование группы. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. 

Раздел «Введение в экологию. Что такое оригами» (1 час).

Тема. Введение в экологию. Что такое оригами. (1 час)

Рассмотрение экологических связей на примерах растений и животных родного края. Глобальные проблемы экологии. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.

Раздел «Молчаливые соседи» (4 часа).

Тема 1. Молчаливые соседи. Базовая форма «Двойной  

              треугольник»,  «Рыба».  (2 час)

Беседа о домашних питомцах. Знакомство с инструкционными картами для складывания различных моделей рыб. Сложение двойного квадрата. Складывание заготовки пополам. Отгибание правого верхнего угла назад от сгиба снизу, верхнего угла в середину, левого угла назад.

Тема 2. Аппликация «Аквариум». (2 часа)

Русская народная сказка «По щучьему велению». Составление композиции «Аквариум», используя разные варианты складывания рыбок.

Раздел «Пернатые друзья» (4 часа).

Тема 1. Базовая форма «Воздушный змей». Лебеди (2 способа).

              (2 часа)

Просмотр фильма «Птицы, обитающие в России и занесенные в Красную Книгу» (Серый гусь, Коростель, Удод, Серый журавль, Лебедь-шипун и др.). Беседа «Водоплавающие птицы». Два варианта складывания лебедя. Базовая форма «воздушный змей». Вытягивание острого угла наружу.

Тема 2. Базовая форма «Птица». Композиция «Закат солнца над

              лебединым  озером». (2 часа)

 Познавательная беседа «Подготовка птиц к зиме».  Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Знакомство с базовой формой «Птица». Практическая самостоятельная работа. Коллективное составление композиции «Закат солнца над лебединым озером».

Раздел «О чем шепчут друзья» (3 часа).

Тема 1. О чем шепчут  деревья. Повторение базовой формы

              «Двойной треугольник». (1 час)

  Сценка «На лесной опушке» В.Рождественкой. Беседа «Какие виды лесов вы знаете?», «Разнообразие деревьев, произрастающих на территории Мордовии. Базовая форма «Двойной треугольник»: перегибание по диагонали, складывание заготовки пополам, вогнув боковые треугольники. Самостоятельное складывание изученных на первом году обучения оригами моделей деревьев: ель, дуб, береза: липа.

Тема 2. Аппликация «Осенний лес». (2 часа)

Беседа о красоте осеннего леса. Чтение стихов А.С.Пушкина, С.Есенина и др. поэтов. Составление композиции из цветной бумаги «Осенний лес» из заготовок.

Раздел «Загадки животного мира» (3 часа).

Тема 1. Загадки животного мира. Загадочные насекомые и пауки.

              (1 час)

Беседа о разнообразии насекомых и пауках. Секреты некоторых их них (жуки дровосек-титан, медведка). Знакомство и разбор инструкционных карт для складывания жуков и паука.

Тема 2. Аппликация « Мир насекомых». (2 часа)

Беседа «Насекомые и пауки, занесенные в Красную Книгу Мордовии» (паук доломедес, водяной скорпион, апполон обыкновенный). Изготовление композиции «Мир насекомых».

Раздел «Секреты неживой природы» (3 часа).

Тема 1. Секреты неживой природы. Модуль. Снежинка. (1 час)

Беседа «Что такое снег и лед». Знакомство с модулем.  Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модуль. Знакомство с инструкционной картой для складывания различных форм снежинок.

Тема 2. Аппликация «Снежная ветка ели». (2 часа)

Время года – зима. Беседа о вырубке елей перед новогодними праздниками и возможности предотвращения истребления деревьев. Новогодняя открытка «Снежная ветка ели». Изготовление фона для коллективной работы, оформление панно (школьной стенгазеты).

Раздел «Разнообразие цветочного мира» (4 час).

Тема 1. Полевые цветы. Гвоздика. Цветок ириса. Колокольчик.  (2 часа)

Беседа «Полевые цветы», «Лекарственные цветы». Песня «Полевые цветы». Складывание цветов (гвоздика, цветок ириса, колокольчик) на основе изученных форм и приемов: сгибание угла вперед с отгибанием части сторон; вкладывание согнутого угла снизу внутрь, небольшая раздвижка боковых острых концов в сторону.

Тема 2. Букет для мамы и бабушки в технике оригами. (2 часа)

Беседа «Флористика». Оформление букета из объемных бумажных цветов в технике оригами.

Раздел «Человек – часть живой природы» (3 часа).

Тема 1. Человек  - часть природы. (1 час)

Человек в экосистеме. Тайны человеческой природы: биомагнетизм, биоритмы в жизни живой природы, предвидение, гипноз, и гениальность; как это влияет на природу.

Тема 2. Человек – часть природы. Дед Мороз и Снегурочка. (2 часа)

Дед Мороз и Снегурочка – кто они? Как они могут помочь найти пути решения экологических проблем в нашем городе. Разбор инструкционных  карт для изготовления сказочных персонажей.

Раздел «Охрана природы» (4 часа).

Тема 1. Охрана природы. Бабочка. (1 час)

Беседа «Насекомые: вредные или полезные?», «Виды бабочек». Повторение базовой формы «Двойной треугольник»: загибание острых углов к средней линии. Изготовление бабочки по схеме.

Тема 2. Аппликация «Бабочки и цветы». (2 часа)

Беседа «Бабочки, которые находятся на грани исчезновения. Причины и меры, направленные на сохранения этих видов бабочек». Выполнения коллективной композиции «Бабочки и цветы».

Результаты работы (4 часа).

Тема 1. Экологическая викторина «Что растет в моем краю».

              (1 час)

Занимательное игровое занятие – заключительный этап 2 года обучения.

Задания и вопросы соответствуют возрасту детей и закрепляют знания по пройденным темам.

Тема 2. Создание проекта – книжки «Лесные жители». (2 часа)

Возможен коллективный проект, либо групповой, либо индивидуальный. Ребята на уроке литературного чтения сочиняют сказку «Лесные жители», а в качестве оформления используют технику оригами. Дети выполняют  изученные на втором году обучения модели.

Тема3. Защита проектов. Итоговое занятие. (1 час)

Презентация проектов. Анализ проделанной работы, рекомендации. Задания на летние каникулы.

4 класс (34 часа)

Подготовительная работа (1 час).

Формирование группы. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности учащихся в течение года. 

Раздел «Введение в экологию. Что такое оригами» (1 час).

Тема. Введение в экологию. Что такое оригами. (1 час)

Что такое экологическая катастрофа. Примеры экологических катастроф. Рассказ об истории развития искусства оригами. Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.

Раздел «Молчаливые соседи» (4 часа).

Тема 1. Молчаливые соседи. Базовая форма «Двойной квадрат».

              (1 час)

Беседа «Маленькие питомцы в городских квартирах» (морские свинки, хомячки, канарейки, попугай, черепахи и др.).

Тема 2. Молчаливые соседи. Попугай. (1 час)

Беседа «Домашние птицы», «Что вы знаете о попугаях?».  Изготовление модели попугая. Базовая форма «Рыба», подняв среднюю часть вверх и сложив заготовку вертикально. Отгибание нижнего угла «горой» и внутрь, опустив средний треугольник вниз.

Тема 3. Молчаливые соседи. Черепаха. (2 часа)

Беседа «Домашние черепахи». Интересные факты из жизни черепах. Изготовление модели черепахи по схеме: Базовая форма «Треугольник». Сложение двух углов «долиной» - лапки.  Разрезание одного слоя и сложение «долиной» уголков, боковых сторон; повтор складка «долиной».

Раздел «Пернатые друзья» (3 часа).

Тема 1. Пернатые друзья. Птица-радуга. (1 час)

Беседа «Птицы весной». Знакомство с инструкционной картой изготовления Птицы-радуги.

Тема 2. Аппликация «Птицы». (2 часа)

Познавательная беседа «В гостях у зимующих птиц», рассказывающая о том, как трудно птицам зимой найти корм и о способах помощи. Составление индивидуальной композиции «Птицы».

Раздел «О чем шепчут друзья» (3 часа).

Тема 1. Кленовый лист. (1 час)

Викторина «С какого дерева лист». Песня «Кленовый лист». Кленовый лист. Базовая форма «Воздушный змей», согнув левый угол «долиной», наметив складки внутрь.

Тема 2. Ветка рябины. (2 часа)

Рассказ Л. Лежневой «Рябинка». Композиция «Ветка рябины» (отдельно выполняются листья и ягоды по инструкционной карте).

Раздел «Загадки животного мира» (4 часа).

Тема 1. Загадки животного мира. Экскурсия в зоопарк. (2 часа)

Что такое зоопарк. Знакомство с местным зоопарком и его представителями. Рассказ о место обитания каждого животного и его отличительными особенностями. Знакомство с редкими  и исчезающими животными.

Тема 2. Коллективная аппликация «Зоопарк». (2 часа) 

Беседа «Роль зоопарка в природоохранной деятельности».  Красная книга. Составление коллективной композиции «Зоопарк» из таких моделей животных, как лиса, волк, белка, павлин, лебедь и др. (по желанию детей).

Раздел «Секреты неживой природы» (4 часа).

Тема 1. Секреты неживой природы. Звездочки. Ракета. Луноход.

              (2 час)

Беседа «Солнечная система». Знакомство с теллурием, глобусом. Модуль. Двухцветная звезда из 8 модулей. Разбор инструкционных карт изготовления моделей ракета и лунохода.

Тема 2. Секреты неживой природы. Композиция «Космос». (2 часа)

Беседа «Космос», Рассматривание  карты звездного неба. Изготовление композиции «Космос» из моделей, сделанных на предыдущих уроках.

Раздел «Разнообразие цветочного мира» (3 час).

Тема 1. Лесные цветы. Ландыш. Калужница. (1 час)

Лесные цветы. Рассказы и легенды о лесных цветах (папоротник, ландыш). С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Складывание цветов: ландыш, калужница.

Тема 2. Композиция «Цветы в корзинке». (2 часа)

Рассказ о лекарственных лесных цветах, а также цветах занесенных

Красную Книгу Мордовии, среди них цветок: ландыш. Изготовление композиции «Цветы в корзинке» можно посвятить к празднику «День Матери» или «8 Марта».

Раздел «Человек – часть живой природы» (3 часа).

Тема 1. Человек – часть живой природы. (1 час)

Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствиях своих поступков.

Тема 2. Человек – часть живой природы. Космонавт. (1час)

«Ю.А.Гагарин – первый космонавт в мире». Рассматривание портрета Ю.А.Гагарина. Изготовление модели Космонавта. Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Формирование надрезами вертикально расположенных частей фигуры, сгибание их внутрь.

Тема 3. Человек – часть живой природы. Гном – лесной сказочный  

             человечек. (1 час)

Сказка Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов. Лесник. Значение деятельности лесника. Беловежская пуща. Изготовление модели Гнома.

Раздел «Охрана природы» (3 часа).

Тема 1. Охрана природы. Красная Книга. Животные, занесенные в  

              Красную Книгу. (1 час)

Знакомство с Красной Книгой Мордовии и несколькими ее представителями животного мира (болотная черепаха, махаон, сазан, кулик-сорока, водяной скорпион, зубр и др.). Выяснения причин: почему эти животные стали редкими и исчезающими.

Тема 2. Охрана природы. Редкие и исчезающие животные

              Мордовии. Паук. Жаба  серая. Лебедь-шипун. Белоперый  

              пескарь.  Благородный олень. (2 часа)

Продолжение знакомства с представителями животного мира, занесенными в Красную Книгу Мордовии. Изготовление Паука, Жабы серой, Лебедя-шипуна, белоперого пескаря и благородного оленя с помощью инструкционных карт.

Результаты работы (5 часов).

Тема 1. Экологическая праздник «На свете все важны – и мушки, и

             слоны». (1 час)

Занимательное игровое занятие – заключительный этап 3 года обучения.  Задания и вопросы соответствуют возрасту детей и закрепляют знания по пройденным темам.

Тема 2. Самостоятельное изготовление проекта на выбранную

              детьми тему. (3 часа)

Самостоятельное изготовление проекта на выбранную детьми тему.

Возможен коллективный проект, либо групповой, либо индивидуальный. Дети используют модели, изученные на первом - третьем годах обучения.

Тема3. Защита проектов. Итоговое занятие. (1 час)

Презентация проектов. Анализ проделанной работы, рекомендации. Задания на летние каникулы.

Учебно-тематический план:

2 класс (34 часа)

№ п/п

урока

Название темы

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Подготовительная работа.

1

1

2-4

Введение в экологию. Что такое оригами.

3

3

5-6

Молчаливые соседи. Квадрат – основная фигура оригами.

2

1

1

7

Молчаливые соседи. Котенок.

1

1

8

Молчаливые соседи. Щенок.

1

1

9

Пернатые друзья. Простые базовые формы оригами.

1

0.5

0.5

10

Пернатые друзья. Курочка.

1

1

11

Пернатые друзья. Петушок.

1

1

12

О чем шепчут деревья. Базовая форма «Треугольник». Елочка.

1

1

13

О чем шепчут деревья. Береза.

1

1

14

О чем шепчут деревья. Дуб. Липа.

1

1

15

Загадки животного мира. Базовая форма «Лягушка».

1

0.5

0.5

16

Загадки животного мира. Прыгающая модель лягушки.

1

1

17

Загадки животного мира. Лисичка.

1

1

18

Секреты неживой природы. Камни. Базовая форма «Воздушный змей».

1

0.5

0.5

19-20

Секреты неживой природы. Оранжевая ракушка.

2

2

21

Разнообразие цветочного мира. Садовые цветы. Чудесные превращения бумажного листа. Ромашка.

1

0.5

0.5

22

Разнообразие цветочного мира. Тюльпан.

1

1

23

Разнообразие цветочного мира. Астра.

1

1

24

Человек – часть живой природы.

1

1

25-26

Человек – часть живой природы. Русская красавица.

2

2

27-28

Охрана природы. Базовая форма «Рыба». Голубой кит.

2

1

1

29-30

Охрана природы. Японские журавлики.

2

2

31

Экологическая викторина «Земля – наш общий дом».

1

1

32-33

Создания коллективного проекта-книжки «На дворе».

2

2

34

Защита проекта. Итоговое занятие.

1

1

                                                Итого:

34

11

23

3 класс (34 часа)

№ п/п

урока

Название темы

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Подготовительная работа.

1

1

2-3

Введение в экологию. Что такое оригами.

2

2

4-5

Молчаливые соседи. Базовая форма «Двойной треугольник», «Рыба».

2

2

6-7

Молчаливые соседи. Аппликация «Аквариум».

2

2

8-9

Пернатые друзья. Базовая форма «Воздушный змей». Лебеди (2 способа).

2

1

1

10-11

Пернатые друзья. Базовая форма  «Птица».  Композиция «Закат над лебединым озером».

2

2

12

О чем шепчут деревья. Повторение базовой формы «Двойной треугольник».

1

0.5

0.5

13-14

О чем шепчут деревья. Аппликация «Осенний лес».

2

2

15

Загадки животного мира. Загадочные насекомые и пауки.

1

1

16-17

Загадки животного мира. Аппликация «Мир насекомых».

2

2

18

Секреты неживой природы. Модуль. Снежинка.

1

0.5

0.5

19-20

Секреты неживой природы. Аппликация «Снежная ветка ели».

2

2

21-22

Разнообразие цветочного мира. Полевые цветы. Гвоздика. Цветок ириса. Колокольчик.

2

2

23-24

Разнообразие цветочного мира. Букет для мамы и бабушки в технике оригами.

2

2

25

Человек – часть живой природы.

1

1

26-27

Человек – часть живой природы. Дед Мороз и Снегурочка.

2

2

28

Охрана природы. Бабочка.

1

1

29-30

Охрана природы. Аппликация «Бабочки и цветы».

2

2

31

Экологическая викторина «Что растем в моем краю».

1

1

32-33

Создание проекта – книжки «Лесные жители».

2

2

34

Защита проекта. Итоговое занятие.

1

1

Итого:

34

9

25

4 класс (34 часа)

№ п/п

урока

Название темы

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Подготовительная работа.

1

1

2

Введение в экологию. Что такое оригами.

1

1

3

Молчаливые соседи. Базовая форма «Двойной квадрат».

1

1

4

Молчаливые соседи. Попугай.

1

1

5-6

Молчаливые соседи. Черепаха.

2

2

7

Пернатые друзья. Птица – радуга.

1

1

8-9

Пернатые друзья. Аппликация «Птицы».

2

2

10

О чем шепчут деревья. Кленовый лист.

1

1

11-12

О чем шепчут деревья. Ветка рябины.

2

2

13-14

Загадки животного мира. Экскурсия в зоопарк.

2

2

15-16

Загадки животного мира. Коллективная аппликация «Зоопарк».

2

2

17-18

Секреты неживой природы. Звездочки. Ракета. Луноход.

2

2

19-20

Секреты неживой природы. Композиция «Космос».

2

2

21

Разнообразие цветочного мира. Лесные цветы. Ландыш. Калужница.

1

1

22-23

Разнообразие цветочного мира. Композиция «Цветы в корзинке».

2

2

24

Человек – часть живой природы.

1

1

25

Человек – часть живой природы. Космонавт.

1

1

26

Человек – часть живой природы. Гном – лесной сказочный человечек.

1

1

27

Охрана природы. Красная Книга. Животные,  занесенную в Красную Книгу.

1

1

28-29

Охрана природы. Редкие и исчезающие животные Мордовии. Паук. Жаба серая. Лебедь-шипун. Белоперый пескарь. Благородный олень.

2

1

1

30

Экологический праздник «На свете все важны – и мушки, и слоны».

1

1

31-33

Самостоятельное изготовление проекта на выбранную детьми тему.

3

3

34

Защита проекта. Итоговое занятие.

1

1

Итого:

34

8

26

Литература 

Для педагога:

  1. Афанасьева, Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. - 1990. - №1. - С.30-32.
  2. Бабанова,  Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. - 1993. - №9. - С. 16-17.
  3. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. 1994. - №2. - С.32-33.
  4. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: межвуз. сб. науч. тр. / Владимир, - 1989. - С.77-83.
  5.  Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. - 1996. - №3. - С. 57-59.
  6.  Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. - 1997. - №4. - С.20-24.
  7. Всё об оригами. Традиционные и новые техники оригами./ Афонькин С., Афонькина Е.. СПб, «Кристалл», - Москва, «Оникс»,-  2006.
  8.  Дуденко, И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. - 1989. - №9. – С.28-32.
  9.   Запартович, Б.Б., Криворучко, Э.Н, Соловьева Л.М. С любовью к природе - М.: Педагогика, 1983. – 232с.
  10.   Захлебный,  А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.: Педагогика, 1981. - 184с.
  11.   Захлебный, А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении. - М., 1976. -  С.20-28.
  12.   Захлебный, А.Н., Зверев, И.Д., Суравегина, И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. -  М.: Просвещение, 1977. - 206с.
  13.  Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. - М., 1980. - 24с.
  14.  «Игрушки из бумаги». Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей. «Кристалл», СПб., 1997.
  15.  «Игрушки из бумаги (оригами)». Дидактическое пособие для развития моторики и мышления. Соколова С.В., ООО «Умка», ООО «Астрель», 2004.
  16.  Королева А.В. “Естествознание для малышей”//   “Начальная школа”. - 1998г. - №10
  17.  «Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания». /Савенков, А.И. - Ярославль, «Академия развития», - 2002 г.
  18.  Мастера оригами. Эдвин Корри. Дэвид Брилл. «Кристалл», 2002.
  19.  Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности  экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». Екатеринбург, 1993. - 148с.
  20.  Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа.  - 1991. -№10. - С.1-6.
  21.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей детского сада – М.:Просвещение, 2001.
  22.  Опаричева С.В. Оригами – для чего, чему и как учить? //Школьные технологии. Научно-практический журнал школьного технолога (завуча). 2003. - №2. – С. 152-158.
  23.  «Оригами. Базовые формы». Сержантова Т.Б. Серия «Внимание: дети!». М., Айрис – Пресс, 2008.
  24.  «Оригами сказка». Соколова С.В., М. – СПб., 2002. 8.   «Легенды о звёздах и цветах». Афонькин С.Ю. и др. Издательство «Аким», 2001.
  25.  Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.  - М.: Педагогика, 1988. - 128с.
  26.  Райков, Б.Е., Римский-Корсаков, М.Н. Зоологические экскурсии. - М.: Топикал, 1994. С.132-184.
  27.  Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники).
  28.  Рыжова, Н.А. Наш дом – природа// Начальная школа. - 1998г. - №10  
  29.   Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. - 1997. - №4. - С.48-52.
  30.   Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе. - М., 1977. - С.14-39.
  31.   Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. М., 1978. - 49с.
  32.   Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. 1992. - №2-3. - С.36-41.
  33.   Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. - 1988. - №9. - С.31-34.
  34.   Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. - М.: Новая школа, 1994. - 126с.
  35.   Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. - 1990. - №12. - С.12-14.
  36.   «Учим детей наблюдать и рассказывать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ёлкина Н. В., Мариничева О. В., Ярославль, «Академия развития», 1997.
  37.  Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. - 1991. - №11. - С.49-52.

Для учащихся:

  1. Артамонов, В.И. Редкие и исчезающие растения. - М.: Агропромидат, 1989. - 383с.
  2. Библиотека оригами. Цветы /авт.-сост. Нильва Пиллан. - М.: «Эксмо – Пресс», 2002. 
  3. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин . 100 вопросов и ответов. Животные. - М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
  4. Большая энциклопедия животного мира. - М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
  5. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
  6. Голубев, И.Р., Новиков, Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 192с.
  7. Делаем 50 поделок из бумаги. - Издательство «Попурри», Минск, 2001.
  8. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов/под ред. А.А. Плешакова. - Просвещение, 1995.
  9. Мир вокруг нас. Хрестоматия. 1 кл. (1-3), 1-2 кл. (1-4) /под ред. А.А. Плешакова. - АСТ-Пресс, 1997.
  10.  «Оригами». Выгонов В.В., М., «Издательский Дом МСП», 2005.
  11.  «Оригами. Бумажный зоопарк». Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Издательский дом «Литера», СПб., 2005. 
  12.  «Оригами. Динамические модели». Нина Острун, Алексей Лев. «Айрис – Пресс», 2005.
  13.  «Оригами для всей семьи». Сержантова Т.Б. Серия «Внимание: дети!», М., Айрис – Пресс, 2003.
  14.  «Оригами для малышей». Выгонов В.В., Захарова И.В., М., «Издательский Дом МСП», 2005.
  15.  «Оригами. Игрушки из бумаги». Соколова С.В., М. – СПб., 2000, 2001. Серия «Энциклопедия рукоделия».
  16.  «Оригами. Новые модели». Сержантова Т.Б. Серия «Внимание: дети!», М., Айрис – Пресс, 2006.
  17.  Охрана природы: (Факультатив. курс). Пособие для учащихся /А.В. Михеев, К.В. Пашканг, Н.Н. Родзевич, М.П. Соловьева; Под ред. К.В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983.
  18.  Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
  19.  Природа. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. - Вентана-Граф, 1996.
  20.  Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Лесная промышленность, 1987. - 48с.
  21.  Хохрякова О. Яд для неприятеля // Юный натуралист. - 1991. - №8. -  С.40-43.
  22.  «Цветы и вазы оригами». Афонькин С.Ю., «Кристалл», 2003.
  23.  «Чудесные поделки из бумаги». Богатеева З. А., Москва, «Просвещение», 1992.
  24.  Экологическое воспитание младших школьников. Петрозаводск: КИУУ. 1989. - 20 с.
  25.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
  26.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 1999
  27.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997.
  28.  «365 моделей оригами». Сержантова Т.Б. Серия «Внимание: дети!», М., Айрис – Пресс, 2000.

Информационные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...

Авторская программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров" для учащихся 1-4 классов

Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 1-4 класс

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...

Авторская программа внеурочной деятельности по курсу «Бобрововедение» для начальной школы.

Программа рассчитана на работу с учащимися 7-11 лет в течение четырех лет. В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традиц...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дети в годы ВОВ" по духовно-нравственному воспитанию учащихся 4 класса

Данная программа «Дети в годы Великой Отечественной войны» необходима для воспитания духовно-нравственных, патриотических, гражданских и мировоззренческих качеств личности, сохранения исто...