Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме

    Шемуранова Дарья Сергеевна

           Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

     

    Цель программы:

             всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_origami.docx475.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ Глуховская средняя общеобразовательная школа

    Дополнительная образовательная программа

     внеурочной деятельности

    «Волшебный мир оригами»

    Для учащихся 1-4 классов

    Возраст участников 6-11 лет

    Срок реализации программы 2014-2018уч. г.

                 

                                                           Автор программы: Д.С.Шемуранова

    с. Глухово,

    Нижегородская область

    Пояснительная записка

             Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т.д. Но мало кто из ребят знает, что перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.

             Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги.

    Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.  В переводе с японского «ори» означает «сложенный»,  а «ками» - «бумага», «бог». Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу Всего из Ничего, а сам результат работы – бумажная фигурка – был самым желанным даром для множества богов на протяжении столетий.

            Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься в основном женщины и дети. Оно носило чисто ритуальный характер, являясь частью традиций и обычаев.

            Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. В память о жертвах  атомной бомбардировке в Хиросиме заложили парк Мира. Среди детей, обреченных на гибель, возникло поверие о свободной птице, символе жизни-журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. В поддержку детей  создалось движение «1000 журавликов» возродившее интерес к оригами.

          Япония объявила оригами своим национальным искусством, и каждый уважающий себя японец мастерит фигурки чуть ли не с 3-х лет.

           В процессе складывания фигур оригами ребята познакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольник, квадрат, трапеция и т.д., смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.

          Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали  и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потоми поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

           Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.

    Цель программы:

             всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

    Задачи программы:

    Обучающие:

    • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
    • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
    • обучение различным приемам работы с бумагой;
    • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

    Развивающие:

    • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
    • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
    • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

    Воспитательные:

    • воспитание интереса к искусству оригами;
    • расширение коммуникативных способностей детей;
    • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

               Программа «Волшебный мир оригами» разработана для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (136 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    Тематическое планирование

    1-й год

    Название  занятия

    Кол-во часов

    1

    Знакомство с историей искусства оригами. Презентация «Оригами»

    1

    2

    Знакомство с основными приемами и условными обозначениями. Понятие базовая форма.

    1

    3

    Презентация «Базовая форма «Треугольник»»

    1

    4

    Базовая форма «Треугольник»: Бабочка

    1

    5

    Базовая форма «Треугольник»: Тюльпан

    1

    6

    Базовая форма «Треугольник»: Лиса

    1

    7

    Базовая форма «Треугольник»: Лягушка

    1

    8

    Базовая форма «Треугольник»: Стакан

    1

    9

    Базовая форма «Треугольник»: Лисичка-сестричка

    1

    10

    Базовая форма «Треугольник»: Верблюд

    1

    11

    Базовая форма «Треугольник»: Парусник

    1

    12

    Базовая форма «Треугольник»:  Голубь

    1

    13

    Базовая форма «Треугольник»: Гриб

    1

    14

    Базовая форма «Треугольник»: Дом

    1

    15

    Презентация «Базовая форма «Воздушный змей»»

    1

    16

    Базовая форма «Воздушный змей»: Слоненок

    1

    17

    Базовая форма «Воздушный змей»: Жираф

    1

    18

    Базовая форма «Воздушный змей»: Слон

    1

    19

    Базовая форма «Воздушный змей»: Ворона

    1

    20

    Базовая форма «Воздушный змей»: Жар-птица

    1

    21

    Базовая форма «Воздушный змей»: Сова

    1

    22

    Базовая форма «Воздушный змей»: Зебра

    1

    23

    Базовая форма «Воздушный змей»: Попугайчик

    1

    24

    Базовая форма «Воздушный змей»: Пингвин

    1

    25

    Базовая форма «Воздушный змей»: Лев

    1

    26

    Базовая форма «Воздушный змей»: Зайчик

    1

    27

    Базовая форма «Воздушный змей»: Петушок

    1

    28

    Базовая форма «Воздушный змей»: Белка

    1

    29

    Базовая форма «Воздушный змей»: Гусь

    1

    30

    Базовая форма «Воздушный змей»: Лебедь

    1

    31

    Базовая форма «Воздушный змей»: Павлин

    1

    32

    Базовая форма «Воздушный змей»: Утка

    1

    33

    Базовая форма «Воздушный змей»: Динозавр

    1

    34

    Оформление выставки работ

    1

    Итого

    34 ч.

    Знания  и умения:

    • Умение работать  с условными обозначениями: место сгиба, перегиб, сгиб во внутрь, сгиб наружу, сгиб-совмещение, сгиб «ступенька».
    • понятие что такое  «базовая форма»;
    • Знать и называть геометрические формамы: прямоугольник, квадрат, треугольник, ромб и способами их получения из прямоугольного листа бумаги;
    • Умение находить диагональ, вертикаль, горизонталь;
    • Умение складывать простейшие модели в технике оригами.
    • Умение самостоятельно работать с инструкцией.

    Тематическое планирование

    2-й год

    Название  занятия

    Кол-во часов

    1

    Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей»

    1

    2

    Повторение.  Звезда игольчатая

    1

    3

    Повторение. Дракончик

    1

    4

    Повторение. Тигр

    1

    5

    Повторение. Зубр

    1

    6

    Повторение. Медведь

    1

    7

    Повторение. Рыбка

    1

    8

    Презентация «Базовая форма «Двойной треугольник»»

    1

    9

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Свинья

    1

    10

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Рыбка

    1

    11

    Базовая форма «Двойной треугольник»: гоночная машинка

    1

    12

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Черепаха

    1

    13

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Ракета и рыбки

    1

    14

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Бабочка

    1

    15

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Цветы

    1

    16

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Зайчик

    1

    17

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Прыгающая лягушка

    1

    18

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Летучая мышь

    1

    19

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Ракета 1

    1

    20

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Фусэн -водяная бомбочка

    1

    21

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Зайчик надувной

    1

    22

    Базовая форма «Двойной треугольник»: Тюльпан

    1

    23

    Презентация «Базовая форма «Двойной квадрат»»

    1

    24

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Кувшинка

    1

    25

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Краб

    1

    26

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Кузнечик

    1

    27

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Лилия

    1

    28

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Павлин

    1

    29

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Летающий журавлик

    1

    30

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Надувной журавлик

    1

    31

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Свинка и мышка

    1

    32

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Тюлень

    1

    33

    Базовая форма «Двойной квадрат»: Ваза

    1

    34

    Выставка работ

    1

    Итого

    34

    Знания  и умения:

    • Знакомство с новыми базовыми формами;
    • Умение складывать надувные  модели в технике оригами;
    • Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
    • Умение работать со сгибом «ступенька».

    Тематическое планирование

    3-й год

    Название  занятия

    Кол-во часов

    1

    Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей»

    1

    2

    Повторение. Базовые формы «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат»

    1

    3

    Презентация «Базовая форма «Конверт»»

    1

    4

    Базовая форма «Конверт»: Ёжик

    1

    5

    Базовая форма «Конверт»:  Тюлень

    1

    6

    Базовая форма «Конверт»: Пароход

    1

    7

    Презентация «Базовая форма «Дом»»

    1

    8

    Базовая форма «Дом» : Домик-избушка

    1

    9

    Базовая форма «Дом» : Дерево

    1

    10

    Базовая форма «Дом»: Церковь

    1

    11

    Презентация «Базовая форма «Книга»»

    1

    12

    Базовая форма «Дверь»: Лодка наизнанку

    1

    13

    Базовая форма «Дверь»: Кимоно

    1

    14

    Базовая форма «Дверь»: Тюльпан

    1

    15

    Базовая форма «Дверь»: Лягушка

    1

    16

    Базовая форма «Дверь»: Коробка

    1

    17

    Базовая форма «Дверь»: Пистолет

    1

    18

    Базовая форма «Дверь»: Рубашка

    1

    19

    Базовая форма «Дверь»: Кукла

    1

    20

    Базовая форма «Дверь»: Мебель для куклы

    1

    21

    Базовая форма «Дверь»: Открытка рубашка

    1

    22

    Базовая форма «Дверь»:Платье для куклы 1

    1

    23

    Базовая форма «Дверь»:Платье для куклы 2

    1

    24

    Базовая форма «Дверь»:Открытка кимоно

    1

    25

    Базовая форма «Дверь»:Открытка платье

    1

    26

    Базовая форма «Дверь»: Штаны

    1

    27

    Презентация «Базовая форма «Рыба»»

    1

    28

    Базовая форма «Рыба»: Дракончик

    1

    29

    Базовая форма «Рыба»: Акула

    1

    30

    Базовая форма «Рыба»: Сом

    1

    31

    Базовая форма «Рыба»: Аквариум с рыбами

    1

    32

    Базовая форма «Рыба»: Кит

    1

    33

    Базовая форма «Рыба»: Дракон

    1

    34

    Выставка работ

    1

    Знания  и умения:

    • Знакомство с новыми базовыми формами;
    • Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
    • Умение работать со схемой;
    • Умение грамотно подбирать базовую форму для выполнения той или ной фигуры;
    • Изготовление оригинальных открыток;
    • Умение работать со сгибом «ступенька».

    Тематическое планирование

    4-й год

    Название  занятия

    Кол-во часов

    1

    Повторение. Базовые формы «Треугольник» и «Воздушный змей»

    1

    2

    Повторение. Базовые формы «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат»

    1

    3

    Изготовление моделей животных.

    1

    4

    Изготовление моделей птиц.

    1

    5

    Изготовление моделей одежды

    1

    6

    Повторение. Базовые формы «Дверь», «Дом», «Рыба»

    1

    7

    Изготовление моделей животных.

    1

    8

    Изготовление модели здания.

    1

    9

    Изготовление моделей одежды

    1

    10

    Презентация «Базовая форма «Птица»»

    1

    11

    Базовая форма «Птица»: Лебедь

    1

    12

    Базовая форма «Птица»: Ворон

    1

    13

    Базовая форма «Птица»: Воробей

    1

    14

    Базовая форма «Птица»: Ворона

    1

    15

    Базовая форма «Птица»: Грач

    1

    16

    Базовая форма «Птица»: Гусь

    1

    17

    Базовая форма «Птица»: Гусыня

    1

    18

    Базовая форма «Птица»: Курица

    1

    19

    Базовая форма «Птица»: Пингвин

    1

    20

    Базовая форма «Птица»: Ласточка

    1

    21

    Базовая форма «Птица»: Попугай

    1

    22

    Базовая форма «Птица»: Попугайчик

    1

    23

    Базовая форма «Птица»: Страус

    1

    24

    Базовая форма «Птица»: Цыпленок

    1

    25

    Базовая форма «Птица»: Цапля

    1

    26

    Базовая форма «Птица»: Фазан

    1

    27

    Презентация «Базовая форма «Бутон»»

    1

    28

    Базовая форма «Бутон»: Лилия

    1

    29

    Базовая форма «Бутон»: Тюльпан

    1

    30

    Базовая форма «Бутон»: Цветочная  композиция

    1

    31

    Базовая форма «Бутон»: Ромашка

    1

    32

    Базовая форма «Бутон»: Звезда

    1

    33

    Базовая форма «Бутон»: Лотос

    1

    34

    Выставка работ

    1

    Знания  и умения:

    • Знакомство с новыми базовыми формами;
    • Умение складывать модели по памяти в технике оригами;
    • Умение работать со схемой;
    • Умение грамотно подбирать базовую форму для выполнения той или ной фигуры;
    • Умение составлять композиции.

            Источники информации:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

    Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

    Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

    Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами".

    Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"  для учащихся начальной школы. Программа рассчитана на 4 года обучения....

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

    ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО –  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ....

    Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

    Данная программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо совре...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

    Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 1-4 класс

    Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...