Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»
рабочая программа

Фролова Анна Валентиновна

Данная программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_origami.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Козельская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» 

Согласовано                                                                    Утверждаю

на МО воспитателей                                                      Директор ГКОУКО                                                                                      

Протокол №1                                                                «Козельская школа-интернат»

от «     » __________  2019 г.                                       _____________Пуляева М.В.  

                                                                                      от     «     » __________  2019 г.                                                                                                          

                                                                                     

Программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

(возраст детей 7 – 9 лет)

срок реализации 3 года

художественно-эстетическое направление



       Автор: Фролова А.В., воспитатель,

                                                                       высшая квалификационная категория

                           

Козельск, 2019

Введение                             

                        «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,      

                       фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок,                                        

                        поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет    

                        переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

                                                                                                        В.А. Сухомлинский.

       Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

      Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Одним из видов конструирования является оригами. Это искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства.    

      Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор детскому творчеству.

Одной из разновидностей оригами является «Модульное оригами». Оно представляет собой трехмерное оригами, которое появилось в Китае в качестве одного из философских проявлений и искусства складывания из бумаги.  

      На сегодняшний день его называют «3Д-технологией» 21 века.

      А поскольку наша школа вот уже несколько лет работает в художественно – эстетическом направлении, то именно искусство оригами в целом, и модульное оригами в частности, как ни что другое, позволяет младшему школьнику получить необходимые базовые знания для дальнейшей успешной реализации своих конструкторских способностей: дети учатся читать схемы и чертежи различной сложности и по ним создавать, конструировать и творить чудеса.

      Данная программа предполагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

Пояснительная записка 

     Программа кружка «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся основам искусства оригами.
      Занятия оригами позволяют учащимся удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

      Занятия оригами учит учащихся различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивает у учащихся способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям, стимулирует развитие памяти.

    Также занятия оригами знакомит учащихся с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

 Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме.

 Развивает художественный вкус и творческие способности учащихся, активизирует их воображение и фантазию.

  Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

   Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

     Характеризуя актуальность выбранного направления деятельности, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

     Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.

      И последним аргументом в пользу и значимости занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества.

    

      Новизна разработанной программы заключается в организации учебно-воспитательного процесса. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов проведения занятий (игровые, экскурсии, конкурсы, выставки, персональные выставки др.), а также дает возможность тесно сотрудничать родителям и педагогам и еще больше сблизиться детям и родителям.

   

      Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми с ОВЗ. На одном занятии совмещается и теория и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей, чего требуют сейчас ФГОС.

Также программа дополнительно решает задачу компенсации трудовых знаний, умений, навыков, недостаточно раскрытых в урочное время.

Учебно-воспитательный процесс построен в соответствии со следующими дидактическими принципами:

- совместной деятельности;

- связи теории с практикой ;

- систематичности и последовательности;

- доступности и посильности ;

- наглядности.

Данная образовательная программа построена на следующих принципах воспитания:

- воспитание в труде;

- личностный подход;

- гуманизация воспитания (уважение ребенка);

- учет возрастных особенностей.

      Цель программы:

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, и повышение эффективности их обучения.
формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения

     Программа ставит следующие задачи:

Обучающие:

 - познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами;

- формировать умений конструировать; овладение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками; умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы, работать с чертежами;

 - обучать различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

 - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

- развивать познавательный интерес у младших школьников, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

 - развивать мелкую моторику рук и глазомер;

 Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии учащихся. 
Воспитательные: 

- воспитывать интерес к искусству оригами,  культуру труда, терпение и усидчивость;

- научить экономному и разумному использованию бумаги;

 - расширять коммуникативные способности учащихся.

      Формы и методы обучения

      В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; праздники, занятия – путешествия,  занятия – игры, конкурсы, соревнования, выставки и другие.

      Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
-  наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

      Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
      Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Основные виды деятельности учащихся:

- складывание модулей;

- собирание игрушки, украшение поделки;

- чтение стихов, сочинение сказок;

- презентация своей работы.

Предполагаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

-  что такое оригами;

- историю возникновения оригами;

- основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.

- приемы складывания модулей;

- правила техники безопасности.

Обучающиеся должны уметь:

- подбирать бумагу нужного цвета;

- пользоваться чертежными инструментами, ножницами;

- выполнять разметку листа бумаги;

- пользоваться схемой;

- собирать игрушки – «оригамушки»;

- анализировать образец, анализировать свою работу;

- составлять композицию из готовых поделок;

- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.

Обучающиеся должны овладеть навыками:

- разметки листа бумаги;

- складывания базового модуля;

- резания.

С точки зрения УУД учащиеся имеют возможность научиться:

- самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;

- способности задавать и отвечать на вопросы;

- работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

- обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;

- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.

Во время практических занятий дети:

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Данная программа рассчитана на три года обучения для обучающихся 1-3 классов. Общее количество часов –105. 

Дети 7-9 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

- «потребность во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослых, его поддержке и одобрении, что способствует созданию доброжелательной обстановки ;

-познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

-потребность в общении, желании выполнять важную общественную деятельность, имеющую значение как для него самого, таки для окружающих.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Продолжительность учебного часа – 40 минут. Количественный состав 8-10 человек.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, сказочных персонажей с последующей драматизацией. Занятия модульным оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии. Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
 
Общий план занятий:

1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

• повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);

• повторение действий прошлого занятия;

• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

• загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

• показ образца;

•   рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные    

    детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения  деталей; отделка готовой фигурки);

•   повторение правил техники безопасности.

4. Практическая часть:

• показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме);

• вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану;

• анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Примерное календарно-тематическое планирование

занятий кружка «Модульное оригами»

Первый год обучения

п/п

Кол-во  часов

Тема      занятия

1.

1

Вводное занятие. Из истории оригами.

2.

1

Материалы и инструменты. Правила безопасной работы.

3.

2

Условные знаки, принятые в оригами. Треугольный модуль. Техника складывания.

4.

2

«Тюльпан», готовим модули.

5

2

Сбор фигуры «Тюльпан».

6.

1

Приёмы увеличения количества модулей в ряду.

7.

1

Приёмы убавления количества модулей в ряду.

8.

2

«Ёлочный шар», готовим модули.

9.

2

Сбор фигуры «Ёлочный шар».

10.

3

«Снеговик», готовим модули.

11.

3

Сбор фигуры «Снеговик» по схеме.

12.

3

«Лебедь», готовим модули.

13.

3

Сбор фигуры «Лебедь».

14.

2

«Бабочка», готовим модули.

15.

2

Сбор фигуры «Бабочка».

16.

1

Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год

17.

1

Отчётная выставка творческих работ.

Всего 35 часов

Второй год обучения

п/п

Кол-во  часов

Тема      занятия

1.

1

Вводное занятие. Правила безопасной работы.

2.

3

«Водяная лилия», готовим модули.

3.

3

Сбор фигуры «Водяная лилия» по схеме.

4.

3

«Дед мороз», готовим модули

5.

3

Сбор фигуры «Дед Мороз»

6.

3

«Кувшинка»

7.

3

Сбор фигуры «Кувшинка» по схеме.

8.

3

«Корзина», готовим модули

9.

3

Сбор фигуры «Корзина»

10.

4

«Ваза для цветов»

11.

4

Сбор фигуры «Ваза для цветов»

   12.

1

Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год

13.

1

Отчётная выставка работ.

Всего 35 часов

Третий год бучения

п/п

Кол-во  часов

Тема      занятия

1.

1

Вводное занятие. Правила безопасной работы.

2

«Ромашка», готовим модули.

2

Сбор фигуры «Ромашка»

2

«Заяц», готовим модули.

2

Сбор фигуры «Заяц»

3

«Кошечка», готовим модули

3

Сбор фигуры «Кошечка»

3

«Пасхальное яйцо №1», готовим модули

3

Сбор фигуры «Пасхальное яйцо №1»

3

«Пасхальное яйцо №» 2, готовим модули

3

Сбор фигуры «Пасхальное яйцо №2»

3

«Ваза для цветов», готовим модули

3

Сбор фигуры «Ваза для цветов»

1

Обобщающее занятие: подведение итогов работы за год.

1

отчётная выставка работ

Всего 35 часов

Список литературы

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

4. Богатова И. Оригами. Цветы. «Мартин», 2007

5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008 

7. Т. Проснякова «Забавные фигурки. Модульное оригами». Москва: «АСТ-ПРЕСС» 2010г

8. А. Зайцева Энциклопедия модульного оригами. «Айрис – пресс», 2014

9. М.А. Карлесси Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2014 

 

Интернет ресурсы:

http://stranamasterov.ru / , http://oriart.ru/http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/560

http://all-origami.ru/

http://www.origami.ru/main.htm

http://www.origami.kulichki.ru/index.php

http://stranamasterov.ruhttp://stranamasterov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»

Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов работы по обучению учащихся началь...

Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами".

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"  для учащихся начальной школы. Программа рассчитана на 4 года обучения....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ». ХУДОЖЕСТВЕННО –  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 2 класс

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" 1-4 класс

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов...