Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения.
статья

Кривоногова Наталья Николаевна

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Н. Кривоногова

           Р.В. Никитина

МБОУ СШ №81

 им. Героя Советского Союза

генерала Д.М. Карбышева

Г. Ульяновск

Применение приемов критического мышления на уроках литературного чтения.

"Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера" 

Д. Дьюи

  

Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует  его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т.д.  В последние годы стала популярной методика критического мышления.  Критическое мышление – способность ставить  новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ученик, умеющий критически мыслить, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, рассматривать проблему с разных точек зрения, находить несколько вариантов решения какой-либо проблемы, активно воспринимать информацию.

Рассмотрим применение некоторых  приемов, на примере рассказа
К.Паустовского «Кот Ворюга», которые могут существенно  обогатить методическую копилку педагога.

При изучении произведения второй или третий урок  можно предложить обучающимся  прием «Логические цепи» или «Перепутанные логические цепи ». Цель данного приема:  вспомнить события произведения в хронологическом порядке.

«Давайте  начнем с того, что вспомним важные моменты рассказа. Рассмотрите нашу "Картинную галерею" на доске. Посмотрите, в такой ли последовательности происходили события? Надо навести порядок.( Дети указывают на нарушение порядка расположения картинок. К доске вызывается ученик, который должен разместить иллюстрации в нужной последовательности.)

Или вспомним рассказ, составим логическую цепочку событий:

Мы не знали, как поймать кота ---Разрыл в чулане жестяную банку---Грабеж средь белого дня---Кот украл ливерную колбасу---Заброшенный дом---Леньке поручили вытащить кота из-под дома---Наказание кота---Благородный поступок---Переименовали кота из Ворюги в Милиционера.»

На этапе урока, когда анализируете героев произведения, можно использовать прием «Синквейн». Цель приема: отразить суть понятия, выразить типичные черты понятия:

«- Сейчас  попробуем ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Каков  кот на самом деле?» Открыли первую часть рассказа. Коллективная работа. Составьте синквейн на кота в начале рассказа, используя слова из первой части рассказ. (Один ученик работает у доски)

Кот

Рыжий, грязный

Обворовывал, прятался, протащил

Это был кот бандит.

Ворюга

-Итак: на первый взгляд наш герой отрицательный, его надо наказать, осудить, принять меры»

Так же на этом этапе можно применить прием «Кластер», цель которого выделить смысловые единицы текста в графическом  оформлении в определенном порядке в виде грозди.

Главные герои

Внешний вид кота

Действия и поступки

Авторская оценка

Кот милиционер

рыжий

Разорвано ухо

Отрублен кусок грязного хвоста

Дикие глаза

обворовывал

 Прятался

Разрыл банку

Украл колбасу

Грозно выл

Нет совести

бродяга

Босяцкие выходки

Бандит

благородный

уверенный

важный

мирный

Прием «Тонкие и толстые вопросы», цель которого организовать взаимоопрос, опрос на уроке, парную и групповую работу, можно использовать после прочтения произведения.

«-Почему в конце автор восхищается котом? (Кот, от которого не ждали  ничего хорошего, совершит благородный поступок)

- Прочитайте данный отрывок  о благородном поступке кота.  Поработайте в парах. Тонкие и толстые вопросы. (По два вопроса по данному отрывку). Проверка вопросов.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Как звали петуха?

Что натворили куры?

Предположите, что если петух пошел в бой с котом?

Объясните, почему петух согнал кур со стола?

На заключительном этапе урока используется  прием «Корзина мыслей», цель которого высказать любые суждения без оценивания  и анализа.

«Мы в ответе за тех, кого приручили. В рассказе показана действенная сила добра. Заполним «Корзину мыслей». Продолжите фразы:

- Быть добрым это значит….

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело…..»

Применение данных приемов дает возможность разнообразить урок, проявить детям свою любознательность, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы доказательства своей мысли.

Литература:

  1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
  2. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
  4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – Красноярск: 2001. – 102 с.
  5. Кирилова Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21. 
  6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  7. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
  8. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. – с. 62-68, 90-100.
  9. Фестиваль  педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические приемы развития критического мышления на уроках литературного чтения

Актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и поз...

Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения...

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

Мастер -класс на тему " Формирование читательской грамотности с применением приёмов критического мышления на уроках литературного чтения"

Предназначен для учителей начальных классов и учителей  русского языка и литературыразработка  + презентация...