Практики формирования функциональной грамотности
статья

Сукочева Алла Викторовна

За последние несколько лет проблема формирования функциональной грамотности младшего школьника стала одной из самых обсуждаемых. В своем выступлении я делюсь, что же такое функциональная грамотность и практики ее формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление18.63 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Сукочева А.В. И я представляю кафедру начальных классов.

За последние несколько лет проблема формирования функциональной грамотности младшего школьника стала одной из самых обсуждаемых.

Что же такое функциональная грамотность?

СЛАЙД 2. Этот термин введен в оборот в 1957 году ЮНЕСКО. Понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

СЛАЙД 3. Функциональная грамотность сегодня –это базовое образование личности, которое представлено определенными показателями. Ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене, должен обладать:

  • готовностью человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой,
  • способностью решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;
  • совокупностью умений строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности.

СЛАЙД 4  Сущность грамотности – не сами знания, а четыре позиции, которые определяют сегодня, что такое развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Т.е. четыре главных результата обучения: это применять полученные знания, добывать новые знания и оценивать свое знание-незнание, готовность к самообразованию. И все это и входит в характеристику понятия ВЛАДЕЮ ЗНАНИЯМИ          

СЛАЙД 5. ФГ рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. Интегративные же сопровождают любой предметный компонент ФГ.

Приведу рад упражнений, направленных на формирование интегративных компонентов ФГ

СЛАЙД 6. 

Начну с коммуникативной грамотности, так как первая проблема, с которой встречается учитель нач.шк. – это плохое владение детьми речью.
Упражнение на формирование диалога: «Цепляющиеся реплики» Детям предлагаются разные картинки с действиями одного и того же объекта. Суть упр. в том, что дети учатся слышать и слушать друг друга. Диалог между детьми строится так:
Петя-Один котенок спит, а другой? Оля-Один котенок спит, а другой играет. Один котенок играет, а другой?... Итак, цепляя одну реплику за другую, ребята учатся участвовать в диалоге, держать цель диалога, держать последовательность диалогических действий.

СЛАЙД 7. Следующее упражнение можно предложить детям на уроке лит. чтения как речевую разминку. Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях.

                 «Правила этикета с людьми разного статуса»

  • Ты ведешь беседу со случайным собеседником;
  • Поздравляешь бабушку (соседку, подругу мамы, приятеля) с днем рождения;
  • Приветствуешь: учителя, директора школы, друга, соседа, одноклассника.

СЛАЙД 8. Читательскую грамотность необходимо формировать в процессе работы с любым текстом. Приведу пример работы с текстом задачи.

3класс. Задание. Прочитай все задания. Что у них общего? Верно ли, что при ответе на вопрос каждого задания будет найдена одна и та же величина?

1)Чему равна сумма длин всех сторон данного прямоугольника?

25 см

                        60 см

2) Коля сложил из проволоки рамку квадратной формы с длиной стороны 25 см. Какова длина проволоки, которую он использовал?

3) Перед соревнованием край бассейна, имеющего форму прямоугольника со сторонами 25 и 10 м, по периметру украсили лентой. Какую длину имеет эта лента?

Прочитав задания, третьеклассники придут к выводу, что для решения всех задач нужно находить периметр. В первом задании фраза «сумма длин всех сторон данного прямоугольника»- это правило нахождения периметра. Во втором задании предлагается найти длину ломаной. В третьем задании есть подсказка - «украсили по периметру». Но для того чтобы увидеть все это, нужно полностью и правильно прочитать инструктивный текст и тексты математических задач в нем. 4.20

СЛАЙД 9. Вклад в социальное развитие младшего школьника осуществляет любой предмет учебного плана. На уроках математики идет эффективный процесс овладения финансовой грамотностью, а музыка и из.иск-во вносят существенный вклад в становление общекультурной грамотности. Особое же внимание хочу обратить на уроки Окружающего мира, т.к. содержание курса создает особые условия для формирования СГ младшего школьника. Способность мл.школьников адаптироваться в изменяющихся социальных условиях развивается при изучении многих тем в каждом классе – «Кто ты такой», «Твое здоровье», «Кто живет рядом с тобой» На конкретных примерах, которые случаются в жизни, рассматриваются случаи, когда ребенок должен научиться справляться с возникшими трудностями.

Например, дети решают такую проблему «Как приспособиться к такой ситуации: у соседей идет ремонт, стучит отбойный молоток, шумит электродрель, а тебе нужно делать уроки». В процессе обсуждения дети предлагают целесообразные способы разрешения создавщейся трудности: можно уйти в другую комнату, надеть наушники, по возможности переехать к родственникам, и наконец, попросить соседей делать перерыв на какое-то время.

СЛАЙД 10. Создание условий для постоянной ориентировке в информационном поле – это задача, которая решается на каждом уроке. Целесообразно, чтобы в классе был уголок справочной книги, где в случае необходимости ученик может по предложению учителя или по собственной инициативе взять справочную литературу для решения учебной задачи. Например, в 3 классе изучается тема «Развитие ремесел в России в 18-19 веках». На уроке учитель спрашивает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Дети затрудняются точно ответить, хотя какие-то сведения они имеют. Педагог предлагает проверить значение этих слов по толковому словарю, по энциклопедии.

СЛАЙД Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....