«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»
материал

Осипова Любовь Васильевна

«Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mezhpredmetnye_svyazi_na_urokah_tehnologii.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Мугунская СОШ»

Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов

Осиповой Л.В. 31.10.2018г по теме: «Метапредметная интеграция в обучении как одно из условий организации образовательного процесса для достижения метапредметных результатов освоения ООП»

        Важнейшей особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они  строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, мыслительных операций анализа и синтеза, побуждает детей к творческому самовыражению.

       Особенностью этих уроков является связь с другими предметами, такими как математика, окружающий мир, история, чтение. Практически на каждом уроке детям приходится работать с трафаретами, чертежами, геометрическими фигурами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке математики. Так, в 1–2 классах ребята узнают о геометрических фигурах, их свойствах. А на уроке технологии применяют эти знания, выполняя геометрическую мозаику. Во 2-м классе дети знакомятся с игрой «Пифагор», где нужно самостоятельно разметить квадрат и выполнить из его частей плоскостное моделирование. Выявляя свойства получившихся геометрических фигур (равные стороны, прямые углы), необходимо правильно сложить фигурку, что не так уж легко.  В 3-м классе особое место занимает тема «Симметричное вырезание». Учащиеся узнают, что такое ось симметрии, что может быть несколько осей симметрии в одной фигуре, учатся правильно складывать бумагу. Далее эти знания применяются при составлении орнамента.

Кроме того, необходимы вычислительные навыки, чтобы правильно выполнить расчеты, сравнить периметр фигур и их площадь. Таким образом, прослеживается тесная связь с уроком математики.

При анализе образца большое внимание уделяется используемым материалам, их происхождению (например, истории возникновения бумаги), происхождению необходимых для работы предметов (ножниц, наперстка). Мы обращаемся к истории возникновения матрешки, глиняной игрушки, мозаики. То есть технология тесно переплетается с историей.

Знания ребенка о растительном и животном мире помогают при изготовлении цветков, фигурок животных и т.д. С большим интересом дети слушают легенды, посвященные разным цветкам, сами приносят на уроки интересные материалы о растениях и животных.

         Уроки технологии способствуют обогащению словарного запаса ребенка, т. к. ему приходится запоминать новые слова (коллаж, мозаика, макраме, барельеф, орнамент…).

Часто дети стремятся помочь друг другу, показывают, как легче выполнить задание, ищут разные способы выполнения. Следовательно, под влиянием мотивации достижения успехов у детей в процессе работы формируются и совершенствуются такие личностные качества как самостоятельность и трудолюбие, которые оказывают своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, самоконтроля, адекватной самооценки, влияющих на статусное положение ребенка в группе сверстников.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что уроки технологии занимают важное место в системе развивающего обучения и решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.

       Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом и предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Русский язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

         Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

      Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.

Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы. В статье раскрываются...

Проектная работа на тему "Обеспечение здоровьесберегащих условий организации образовательного процесса"

Проектная работа «Гуманистическая компетентность руководителя: обеспечение здоровьесберегащих условий организации образовательного процесса»...

Комфортность обучения как одно из условий успешности образовательного процесса

Всем нам присуще стремление к комфорту, к тому, чтобы ничто не омрачало наш быт и труд. Предлагаю задуматься о том, как чувствуют себя в школе наши дети. Ведь учёба – это труд, и труд непростой. И от ...

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в начальной школе.

В современном обществе проблема укрепления и сохранения здоровья детей очень актуальна....

Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в начальной школе.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, мет...

Использование образовательных технологий для достижения метапредметных результатов

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество зап...