СДВГ: мифы и реальность.
статья

Романова Ольга Александровна

Актуальность изучения синдрома дефицита  внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется высокой распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптацией возникающей на его фоне.

Широкая распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и социальная дезадаптация, возникающая на его фоне, заставляют заниматься данной проблематикой как врачей (неврологов, психиатров, психотерапевтов), так и психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_sdvg._mify_i_realnost.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

      Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

                                             Мифы и реальность

                                                             Что такое СДВГ?

Задача этого вебинара –развенчать мифы, которые около этого заболевания существуют.

Незнайка- как характерный пример ребенка с дефицитом внимания, и Человек рассеянный с улицы Бассейной – как невнимательный взрослый человек.

Актуальность изучения синдрома дефицита  внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется высокой распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптацией возникающей на его фоне.

Широкая распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и социальная дезадаптация, возникающая на его фоне, заставляют заниматься данной проблематикой как врачей (неврологов, психиатров, психотерапевтов), так и психологов. Клинические проявления СДВГ определяются тремя основными симптомами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

                                                            СДВГ-мифы:

  1. «выдумка врачей»;  мало нам диагнозов, мы хотим что-то еще..

  1. 50% детей страдает СДВГ;
  2. «синдром недостаточности ремня»; - нет никакого заболевания, есть слишком тонкий ремень..
  3. «СДВГ в будущем = наркомания»;
  4. «последствия травмы шейного отдела позвоночника»;- об этом любят говорить даже некоторые неврологи, на самом деле, шея здесь не при чем.
  5. Дети «индиго»…есть мнение, что хоть такие дети и невнимательны, но они креативные,необычные. Но на самом деле – не более креативные, чем другие дети.

Впервые описал пример гиперактивного ребенка Генрих Гофман в 1845 г

Вот хорошенький сюрприз!
Ах, разбился весь сервиз!
На полу лежит обед -
Шалуну прощенья нет!
Он под скатертью лежит,
Папа в ярости кричит:
"В воскресенье пост у нас!
Всё от филиных проказ!"
Тихо маменька сидит:
Сердце у нее болит.            

Что такое внимание? Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. По мнению К.Д.Ушинского, внимание – это «мерило развития и показатель направления души».

 Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность.

Прием переключения внимания – «Коктейльная вечеринка» (это часть когнитивного тренинга) – вы находитесь на каком-то званом приеме, вечеринке, вокруг интересные собеседники, разговоры. .Вдруг Вы усышали ,например, своё имя..и Вы что называется, «оттопыриваете ухо» и пытаетесь усышать –что же там говорят..то есть регулируете своё внимание –переключаете, направляете.

  Внимание и контроль.

.- Дети с большей способностью к контролю внимания лучше контролируют эмоции и поведение.

- Способность контроля уровня внимания является индексом эмоциональной регуляции. То есть более внимательные дети лучше контролируют эмоции и поведение.

                                         Варианты развития внимания у детей:

-нормальный

- пограничный

- патологический

                                                           Нормальный вариант:

1.Идеальные дети . Видели ли вы таких детей?

2. Темпераментный ребенок. Демонстрирует избыточную активность без существенных нарушений внимания.

3.Нарушение внимания на фоне конкурирующей мотивации (интеллектуально одаренный ребенок не получает достаточной стимуляции. Ребенок может быть занят другими мыслями или занятиями)

4. Избыточная стимуляция  (поступление слишком большого количества информации может вызвать у ребенка ситуационную гиперактивность)

                                                       Пограничный вариант:

  1. «Низкий когнитивный темп»  - общее снижение активности, склонность к дневной сонливости, погруженность в свои мысли и фантазии. Это не патология, но и не норма.
  2. Сверхфокусированное внимание  - отсутствие гибкости психологической установки, затруднение при переключении и фокусировании внимания (не может переключиться с одной области на другую)
  3. Первичные трудности обучения: ребенок не может справиться со сложными для него когнитивными задачами. В дошкольном возрасте эти дети не обнаруживают проблем, связанных с недостаточным вниманием.

                                                               Расстройства внимания:

- первичные:  не имеют выраженных нарушений развития, за исключение развития внимания и сопутствующих регуляторных и поведенческих нарушений.

  -СДВГ

   - СДВ (без гиперактивности)

   - синдром Туретта

Вторичные: ассоциируются с выраженными когнитивными, социально- эмоциональными, сенсорными, неврологическими дефицитами:

  - Задержка умственного развития;

 - умственная отсталость;

 - органические эмоционально –лабильные рассторойства;

 - тревожно-фобические расстройства (невротики);

 - астенические расстройства (дети, которые «устали»)

 

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
А. Невнимательность.
 Говоря о СДВГ чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у  таких детей. У  детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания.

Б. Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются «кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока. В отличие от просто энергичных детей активность у детей  с СДВГ  носит бесцельный характер. К сожалению гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.

В. Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на них полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации не задумываясь о последствиях. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев.  Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.

 Средние оценки распространенности СДВГ у детей лежат  в пределах 4-10%., значительно чаще встречаясь у лиц мужского пола. 

  В происхождении  СДВГ играют роль генетические механизмы,  органическое  повреждение головного мозга и психосоциальные факторы.  Всегда следует иметь в виду возможность  воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.

                         Перинатальная патология в генезе СДВГ:

- СДВГ встречается чаще у юных матерей;

- СДВГ у детей, родившихся с низкой массой тела и недоношенных детей;

- Употребление алкоголя во время беременности;

- Хроническая внутриутробная гипоксия плода;

                Психологические и социальные факторы в генезе СДВГ:

 - Низкий образовательный уровень,

- Нежелательная беременность,

- Частые семейные конфликты,

 - Различные подхды к воспитанию у родителей .

Клинические проявления СДВГ

Различные периоды возрастного развития ребенка (как стабильные, так и кризисные) сопровождаются разнообразной симптоматикой.  Считается, что нижней границей для выявления СДВГ является возраст 3-4 года В дошкольном возрасте основным проявлением  заболевания является гиперактивность. Такие дети бесцельно склоняется по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей.

Появление основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту, но так как обучающие программы присутствуют и в дошкольных образовательных учреждениях то основные паттерны поведения школьного возраста видны уже в 5 лет. Учителя  и родители  отмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть  на месте во время урока и выполнения домашних заданий.  Данные проявления обусловливают школьную дезадаптацию и низкую успеваемость детей с СДВГ, несмотря на достаточно высокий интеллект.

В 50-80% случаев клинические проявления СДВГ переходят в подростковый возраст. Повышенная двигательная активность может сменяться внутренним ощущением беспокойства. В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся  с агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков  с СДВГ,  как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Обычные для подросткового возраста протестные реакции протекают интенсивнее. Необходимо  отметить то, что  подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий. В 30-50% случаев симптомы СДВГ в  той или иной степени,  переходят и во взрослый возраст .

Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием невнимательности  и комбинированный тип заболевания. Последний тип является наиболее распространенным.

Диагностика СДВГ

Диагностика СДВГ осуществляется на основе диагностических критериев.

Особенности поведения:

1) появляются  до 12 лет;

2) обнаруживаются, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх);

3) не обусловлены: психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными  расстройствами или психопатиями;

4) вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Невнимательность  (из перичисленных ниже признаков минимум  6   должны сохраняться не менее 6 месяцев):

- неспособность выполнить  задание без ошибок, вызванных    невозможностью сосредоточиться на деталях;

-  неспособность вслушиваться в обращенную речь;

 - неспособность доводить выполняемую работу до конца;

-  неспособность организовать свою деятельность;

-  избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости;

- потери предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);

- забывчивость  в повседневной деятельности;

- отвлекаемость на посторонние стимулы;

Гиперактивность и импульсивность  (из перичисленных ниже признаков минимум 4   должны должны сохраняться не менее 6 месяцев):

А) Гиперактивность

Ребенок:

- суетлив,  не может сидеть спокойно;

- вскакивает с места без разрешения;

- бесцельно  бегает, ерзает,  карабкается в неадекватных для этого ситуациях;

- не может играть в тихие игры, отдыхать.

В) Импульсивность

Ребенок:

- выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;

- не может дождаться своей очереди.

При дифференциальном диагнозе могут помочь данные дополнительных исследований: количественная ЭЭГ с определением индексов невнимательности, психофизиологический тест TOVA, регистрация вызванных потенциалов. С помощью их результатов проводится объективная оценка степени невнимательности импульсивности.

Лечение СДВГ

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы..

Для изменения (модификации) поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на  оперантном подходе (оперантном обусловливании). Главным принципом такой терапии является  применение вознаграждения (материального подкрепления) ребенка за требуемое поведение и наказания за неправильное. Дети с СДВГ постоянно нуждаются в оперативной, ясной понятной и однозначной информации о впечатлении, которое производит их поведение.

Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых (родителей и учителей) – замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные  - тренинг родительской компетентности (ТРК). Безусловным фактором улучшения является создание позитивной модели отношения к ребенку.

                          Когнитивно-поведенческие принципы:

 - родители составляют список поведенческих проблем и  их иерархию (что самое плохое, что менее плохое – лесенка проблем),

- конкретизация проблемы (что именно беспокоит),

- нельзя вместо описания проблемы оценивать личность

 - отделение принимающего отношения родителей от осуждения конкретных поступков

Самое главное – ребенок должен понимать, что его любят…ругают, критикуют поступки , но любят. (Ты умеешь себя вести, но сейчас ты поступил плохо)

В Институте мозга человека (Санкт-Петербург)  разработана методика лечения СДВГ с помощью транскраниальной микрополяризации (ТКМП) - лечебное применение постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Проведенные нами исследования показали, что после курса ТКМП  клиническое улучшение   наступило у   77% получавших лечение детей с СДВГ. Также после курса ТКМП отмечалось положительная динамика речевого развития у детей с сопутствующей речевой патологией. Наиболее выраженные изменения касались экспрессивной речи.

В настоящее время при медикаментозном лечении в России наиболее часто используются препараты ноотропного ряда. Под ноотропными препаратами  понимают лекарственные средства, положительно  влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при  их нарушениях ( пантогам, церебролизин, кортексин) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Первый раз в первый класс. Школа: реальность и мифы."

Родительское собрание для  родителей  будущих   первоклассников....

Травля в школе: мифы и реальность

Часто заходит разговор о том, в какую школу отдавать детей, когда они подрастут. В ту, где учат иностранным языкам, или в ту, откуда выпускники стройными рядами поступают в престижный университет? Над...

Социальные сети: мифы и реальность. Часть 1.

Постой, жизнь, мимо не проходи.Он здесь, он тоже один в сети.Они опять заблудились, как дети,Им не порвать эти взрослые сети….Константин Арбенин...

Скорпионы – мифы и реальность

ull;Задачи исследования: изучить строение, питание, размножение и среду обитания скорпионов•Проанализировать, чем полезны эти животные людям•Экспериментально проверить, являются ли мифы о ...

Готовность ребёнка к школе. Мифы и реальность.

quot;Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться,"   ...

Мифы. Отличие мифа от сказки. Детская литература.

Мифы. Отличие мифа от сказки. Детская литература....