Готовность ребёнка к школе. Мифы и реальность.
статья

Савельева Ирина Алексеевна

"Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться," 

                                                                                                                                                                                                                                           Л. А. Венгер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_shkole.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе. Мифы и реальность.

Что такое школа? Школа – это место, где учат, воспитывают и ставят оценки. Так, наверное, ответят многие дети.

Школа – это твоя обязанность, ты должен хорошо учиться, чтобы потом работать «не дворником». Так, наверно, ответят некоторые родители.

Школа – это то место, где человек получает образование и готовится к взрослой жизни. Так, наверное, ответят педагоги.

Школа – это часть жизни родителей и детей, та часть жизни, которая должна максимально плавно влиться в общее течение и стать для ребенка комфортной. Так, возможно, ответят психологи.

Школа в жизни каждого ребенка рано или поздно наступает.

И очень важно, чтобы не наступила она слишком рано. Потому что начало школьного обучения – это стрессовая ситуация для ребенка, к которой он должен быть готов.

Так когда же наступает эта готовность? Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год?

Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно — согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е. если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить. Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.

Но как определить, готов ли ребёнок стать первоклассником? Давайте разбираться.

Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда мы с огромным букетом стояли на праздничной линейке.

Это событие, к которому надо готовиться заранее. Но некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пелёнок они придумывают для ребёнка всевозможные активности самого разного вида. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно. Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьёзно отстающие в двигательном и эмоциональном плане.

"Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться," — считал детский психолог Л. А. Венгер. И как же он был прав!

О подготовке детей к школе существует множество мифов: некоторые считают ее необходимой, кто-то не воспринимает всерьез, кому-то страшно и подумать об этом. За поиском решений по подготовке детей к школе, родители прибегают к различным источникам. 

Зачастую для решения данной проблемы родители выбирают, на их взгляд, самый правильный, престижный и популярный способ – отдать ребенка во всевозможные кружки, секции, на курсы подготовки.

К сожалению, многие родители "зациклены" на педагогической или предметной готовности ребенка к школе, основными навыками которой являются «умение читать, считать, писать» и не хотят посмотреть на все стороны и аспекты "подготовки к школе", к которым относятся "психологическая", "речевая" и "физическая готовность". Важно понимать, что все эти аспекты взаимосвязаны, и необходимо развивать каждый из них.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам сыграть в игру «3 правды, 1 ложь». Я приведу вам 4 факта, по одному на каждый из аспектов готовности к школе.  3 факта являются правдивыми, и лишь один – ложью.

Вопросы:

  1. Верите ли Вы, что для определения психологической готовности ребенка к школе с ним можно сыграть в игру «Да и Нет не говорите, Черного с Белым не носите»?
  2. Верите ли Вы, что ребенок готов к школе, если понимает, что «термометр» и «градусник», «красный» и «алый», «бежать» и «мчаться» - это одно и то же?
  3. Верите ли Вы, что правильное произношение ребенком всех звуков свидетельствует о речевой готовности ребенка к школе?
  4. Верите ли Вы, что для определения физической готовности ребенка к школе можно провести такой тест: попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой?

Давайте разбираться.

  1. 1 факт является правдой.

Действительно, существует такой метод проверки психологической готовности ребенка к школе, автор данной методики – Нина Иосифовна Гуткина, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией «Психологическая готовность к школе». Суть методики такова: преподаватель задает ребенку вопросы с условием, что на них нельзя отвечать «Да» и «Нет». Среди обычных вопросов встречаются такие, которые провоцируют ребенка высказать свое отношение к школе и учению. Поскольку все его внимание в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом психолог получает представление о мотивационной готовности ребенка к школе.

Часто ли родители задумываются о мотивированности своих детей при подготовке к школе?

Наиболее распространенным мифом о психологической готовности ребенка к школе у родителей является следующее суждение: «Ребёнок хочет пойти в школу, значит, он готов учиться».

Но что по этому поводу думают психологи? Лучше, чтобы ребенок хотел получать новые знания. Казалось бы, а где разница? Но хотеть в школу можно потому, что там больше игрушек, или туда идёт Маша из соседнего двора. А вот именно интерес и понимание, зачем нужна школа – правильная мотивация для ребёнка.

Что же такое психологическая готовность к обучению в школе?

Специалисты выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный, которые включают в себя аналитическое мышление, умение концентрировать внимание, умение регулировать свое поведение, возможность выполнять задания, которое выполнять порой не хочется, а также, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться.

При любом уровне знаний и готовности ребенок будет принят в первый класс. А вот неуспеваемость, нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.

  1. Вернемся к нашей игре. Второй факт тоже является правдой, и в данном случае мы говорим о том, что

Если говорить о педагогическом аспекте готовности ребенка к школе, среди родителей бытуют два основных мифа, первый из которых: «Чем больше подготовки, тем лучше!»

Что специалисты считают о первом мифе?

Безусловно, развивающие занятия нужны и очень полезны, но во всем нужно знать меру.

Приведу пример нескольких аргументов против большого количества кружков:

  1. Ребёнок не научится занимать себя самостоятельно. Зачем, если ему постоянно подкидывают всё новые и новые занятия?
  2. Вы отнимете у ребёнка время, которое он мог бы посвятить прогулкам, прыжкам на кровати, весёлым играм с родителями или друзья. Думаете, развивающие занятия приносят больше пользы? Вовсе нет.
  3. Кроха слишком рано научится читать, считать и писать, выучит языки, научится решать логические задачки и освоит компьютер. Что в этом плохого? В начальной школе ему просто нечего будет делать на уроках. Да, он будет звездой класса, но продлится это недолго.
  4. У ребенка произойдет перегрузка нервной системы в результате занятий, не соответствующих возрасту, это приводит к расстройствам сна и головным болям, а также проблемам с концентрацией внимания.
  5. Плохо и то, что при таком подходе к 1-му классу ребенок будет ненавидеть все, что связано с учебой, и саботировать ее при каждом удобном случае.

Но давайте рассмотрим второй миф, который можно описать так: «А школа для чего? Пусть там сами и учат! С нами так никто не возился, выросли же!»

Безусловно, в школе ребенка всему научат. Но родители должны подготовить своего ребенка для успешного усвоения тех знаний, которые дадут ему в школе.

Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. Ребёнок, который в раннем возрасте не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются. В дальнейшем у такого ребёнка тяжело идёт геометрия.

Дети развиваются, если у них есть материал для развития. Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором или играть на планшете. Тактильные ощущения нельзя увидеть в кино, их можно только почувствовать.

Чем еще полезно заниматься с детьми:

  1. Ходить с ребенком в зоопарк и показывать, какие бывают животные, или собирать листья разных деревьев и рассуждать вместе с малышом, что у них похожего, а что разного.
  2. Вместо того чтобы постоянно говорить «нет, ты упадешь / испачкаешься и т. д.», давать возможность ребенку изучать мир самому: пошуметь (а как еще узнать возможности своего голоса?), изучить наощупь грязь в луже, лепить снежки, ловить в траве бабочек и кузнечиков.
  3. В игровой форме прививать навыки, которые пригодятся в самостоятельной жизни. Например, научить ребенка завязывать шнурки.
  4. Играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры с куклами и плюшевыми игрушками — когда плюшевые игрушки обедают, умываются, одеваются, укладываются спать, танцуют, ходят по магазинам. В таких играх развивается фантазия и мышление и дети приобретают навыки самообслуживания.
  5. Читать ребенку сказки, рассматривать картинки в книгах и придумывать вместе истории к ним, развивая тем самым речь ребенка.

Ведь речевая готовность ребенка – очень важный аспект в подготовке ребенка к школе.

III. Давайте снова обратимся к нашей игре. Представленный факт о речевой готовности – ложь, которая является одним из самых распространенных мифов. Что же свидетельствует о речевой готовность ребенка к школе?

- Сформированность фонематических процессов, таких как:

  • умение различать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости
  • умение выделять первый и последний звук в словах,
  • умение определять количество и последовательность звуков в слове, а также количество слогов.

- Кроме того, словарный запас ребенка должен быть примерно 3500 слов.

- Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам.

- Иметь грамматически правильно оформленную и связную речь.

Известно, что чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Ребёнок должен уметь вести диалог, уметь задавать вопросы, отвечать на них, уметь пересказать прочитанное или услышанное, уметь владеть связной речью.

Фонетические дефекты речи – это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

В ходе исследований по преодолению трудностей в обучении детей, проводимых авторитетными психологами А.Ф.Ануфриевым и С.Н.Костроминой, было выявлено, что "в письменных работах пропускают буквы те дети, которые имеют низкий уровень развития фонематического слуха, у которых слабая концентрация внимания, имеется несформированность приемов самоконтроля.

При пересказывании текста испытывают затруднения дети с низким уровнем речевого развития и образного мышления.

  1. И, наконец, последний аспект готовности ребенка к школе - физиологическая готовность.

К сожалению, для родителей это вообще маловажный аспект. Единственным показателем физиологической готовности для родителей является достижение ребенком возраста 7 лет, но это, безусловно, миф. Существует достаточное количество критериев, определяющих готовность ребенка к школе. Например, тот, который был представлен в качестве факта в игре.

Для определения физической готовности ребенка к школе применяется так называемый Филиппинский тест. В дошкольном возрасте, примерно в 5-6 лет, дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Для того, чтобы узнать, прошел скачок или нет и проводят упомянутый выше тест. У школьника он не вызовет никаких затруднений, а вот 4-5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног.

Филиппинский тест нередко рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к многотрудному процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

Даже если 6-летний ребенок умеет читать, считать и писать, это не значит, что он физиологически готов к учебе. У него не сформирован скелет, не прошло еще становление костей – они слабы и эластичны. Именно поэтому в этом возрасте ребенок хорошо прыгает и бегает, но ему с трудом даются мелкие движения. Он не может писать ровно и долго. Поэтому медики настаивают на том, что писать ребенок в 6 лет должен не больше двух с половиной минут, а читать - не больше 8 минут. Иначе у него происходит нарушение дыхания – от усердия и старания малыш во время письма задерживает дыхание, в итоге оно у него сбивается, кислород не поступает в мозг. Очень важно, чтобы родители осознавали степень зрелости своего ребенка и не предъявляли к нему требований, с которыми он не может справиться в силу своего уровня биологической зрелости. 

Критерии готовности ребенка к школе

Морфологические:

  • абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);
  • пропорции тела (Филиппинский тест);
  • смена зубов (от 4 до 10 постоянных зубов)

Физиологические:

  • моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску);
  • работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);

Таким образом, мы рассмотрели все аспекты подготовки детей к школе с точки зрения родителей и специалистов. Свое мнение по данной проблеме я могу высказать так. Комплексная подготовка детей к школе — задача непростая, но вполне решаемая, и одним из важнейших факторов на пути ее реализации является настрой и решимость родителей. Школа – это не только первый класс, который в большей степени нужен для адаптации, но и последующие десять лет! И важно не только то, как ребёнок будет справляться в первом классе, но и дальше, в четвёртом классе, в средней и старшей школе. Поправить последствия того, что ребенок пошел в школу раньше срока, намного труднее, чем их предотвратить. Потому что у ребенка складывается определенная негативная  репутация у одноклассников, падает самооценка... А виноваты родители, которые руководствовались своими амбициями или удобством!

Сегодня практически в каждом классе есть как минимум 2–3 человека, которых отдали раньше времени и они еще «не дозрели».

Но что делать, если ребенок еще не готов к школе? Ответ простой и единственный: ждать! Но не сидеть сложа руки, а заниматься с ребенком, стимулировать развитие тех его систем и функций, которые уже созрели или начали созревать. Но ни в коем случае не забегать вперед, не пытаться сформировать то, что еще функционально не готово. Нет смысла сажать в землю незрелое семя – из него ничего не вырастет. А ребенок – такой же биологический объект и подчиняется тем же законам природы. Он способен лишь на то, для чего созрел!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии готовности ребёнка к школе

Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....

критерии готовности ребёнка к школе.

Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....

Травля в школе: мифы и реальность

Часто заходит разговор о том, в какую школу отдавать детей, когда они подрастут. В ту, где учат иностранным языкам, или в ту, откуда выпускники стройными рядами поступают в престижный университет? Над...

Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе

Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...