Главные вкладки

    Статья по теме:
    Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

    Наталья Владимировна Тарасова

    Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_k_sobraniyu_BP.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»

    Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников по теме:

    «Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?»

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    МОУ «Средняя школа №16»

    г. Балаково Саратовской области

    Тарасова Наталья Владимировна

     

                                     

                                       

             

    2011 г.

    Давно ли ваш малыш впервые улыбнулся вам, сделал первые шаги, произнес первое слово? Кажется, это было совсем недавно... И вот он уже стоит на пороге новой, совсем неизвестной ему жизни, - на пороге школьного обучения. Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. (Слайд 1)

             В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

    Давайте попробуем разобраться, что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. (Слайд 2)

    Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

    • Беременность и роды матери протекали с осложнениями;
    • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
    • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
    • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
    • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

    Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя:

    (Слайд 3)

    • интеллектуальную готовность;
    • мотивационную готовность;
    • волевую готовность;
    • коммуникативную готовность.

    Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти,  мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

    К 6-7 годам:

    Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов.

    У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель, запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания.

    У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое. У дошкольников развито наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предмета. У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов. Речь становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.

    У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

    У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

    (Слайд 4)

    Также первоклассник должен обязательно знать:

    К 6–7-и годам ребенок должен знать:

    • свой адрес и название города, в котором он живет;
    • название страны и ее столицы;
    • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
    • времена года, их последовательность и основные признаки;
    • названия месяцев, дней недели;
    • основные виды деревьев и цветов;
    •  уметь различать домашних и диких животных.

    Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

    Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника. (Слайд 5)

    • С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
    • Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
    • Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
    • Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

    Предлагаю вам с ребёнком поиграть в игру «Собери портфель». Это поможет ребёнку эмоционально настроиться на обучение в школе. (Слайд 6)

    Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка: (Слайд 7)

    • способность ставить перед собой цель,
    • умение принять решение о начале деятельности,
    • наметить план действий,
    • выполнить его, проявив определенные усилия,
    • оценить результат своей деятельности,
    • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

       

         Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

    Коммуникативная готовность (Слайд 8) проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

    Предлагаю познакомиться с портретом неготового к школе первоклассника: (Слайд 9)

    • чрезмерная игривость;
    • недостаточная самостоятельность;
    • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
    • неумение общаться со сверстниками;
    • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
    • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
    • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
    • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
    • недостаточное развитие произвольной памяти;
    • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

    Как помочь будущему первокласснику? (Слайд 10)

    1. Выбор школы.

    • Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

    2. Развитие самостоятельности.

    • Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

    3. Общение со сверстниками.

    • Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
    1. Посещение занятий на подготовительных к школе курсах.

    У вас есть право выбора в подготовке детей к школе.  Мне хотелось бы посоветовать родителям, почитать литературу поданному вопросу. В книжных магазинах такой литературы огромный выбор, и вы можете самостоятельно заняться подготовкой или посетить курсы в нашей школе.

    (Слайд 11)

    (Слайд 12)

    На базе нашей школы будут проводиться курсы для подготовки будущих первоклассников по субботам. Сроки курсов – февраль, март, апрель. Первый день занятия – 5 февраля в 9 часов утра. Данные курсы проводятся в нашей школе ежегодно  не только с целью подготовки дошкольников, но и с целью адаптации их к процессу учения (дети привыкают к большим школьным помещениям, кабинетам, к учителю).

    Стоимость обучения – 400 рублей в месяц. Оплата производится через сбербанк. Кто планирует посещать курсы, просим после собрания остаться и написать заявление. Далее вы получите квитанцию за февраль, которую необходимо будет  оплатить до 5 февраля и принести учителю. 5 февраля будет открыт вход на 1 этаже начальной школы, там будут висеть списки групп и № кабинетов, где дети будут раздеваться.

    После собрания просим вас сдать 250 рублей на тетради на печатной основе, т. к. нам необходимо заранее заказать их в книжном магазине.

    У ребенка  должна быть на каждом занятии сменная обувь, папка с принадлежностями (показать папку): ручка (2), простой карандаш, набор цветных карандашей, тонкий альбом.

    После собрания мы предоставим вам возможность записать, что нужно для курсов. У нас имеются ручки и бумага.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе"

    В данной разработке уделяется внимание тем аспектам, на которые родители первоклассников должны обратить внимание....

    Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)

    Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)         Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям....

    Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

    Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

    Родительское собрание"Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"

    В статье рассказывается о том, что должны знать родители, отдавая ребенка в первый класс...

    Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, актив...

    Общешкольное собрание для родителей будущих первоклассников «Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

    В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психологического сопровождения перед школьным психологом стоят задачи по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, раз...

    Родительское собрание для родителей будущих первоклассников "Что такое психологическая готовность к школе?"

    Психологическая готовность ребёнка к обучению в  школе включает в себя:-интеллектуальную готовность;-мотивационную готовность;-волевую готовность;-коммуникативную готовность....