Психологическая готовность ребёнка к школе.
консультация (1 класс) на тему

Заерко Татьяна Николаевна

Материал для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Митрофановская СОШ

                              Учитель начальных классов      Заерко Т.Н.

За более чем 20 лет работы в школе я не встречала родителей, которых бы не волновали вопросы, как будет учиться их ребёнок, как сложатся их взаимоотношения с учителем, сверстниками, будет ли школа доставлять ему радость.

Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребёнка к школе. Безусловно, важно, чтобы ребёнок пошёл в школу физически подготовленным к ней. Но очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Они просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

Составными компонентами психологической готовности являются личная, волевая, интеллектуальная.

Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать, что привлекает их ребёнка к школе.  «Мне форму красивую купят». «У меня будет новый ранец и пенал». «Там друг мой учится». Важно, чтобы школа привлекала и своей главной деятельностью – учением. Учёба в школе должна восприниматься им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребёнка и уважительное отношение взрослых к учёбе как серьёзной деятельности.

Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, ему будет трудно в школе.

Ещё хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Не хочу идти в школу, там двойки ставят», «Там играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Намного разумнее – сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге.

Серьёзного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждёт напряжённый труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто, когда в портфеле у тебя новая игрушка и хочется поделиться с товарищем по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью.

Развитие воли в дошкольном возрасте успешнее происходит в игровой ситуации. Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают её в палубу корабля. Как не стараться сыновьям-матросам, как не выполнить требования мамы-капитана. Так родители получают возможность без угроз, излишней назидательности, насилия осуществлять руководство воспитанием детей.

Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны очень хорошо усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть), уметь удерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Важно, чтобы будущий школьник не только учился выполнять требования взрослых, но и начинал сам предъявлять их к себе, проявлять личную инициативу.

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, инициативность очень важна для нравственного становления личности. Поэтому следует поощрять любую проявленную, даже пустяшную, инициативу, подчеркнуть её достоинства или, напротив, недостатки. Помните: подчинение инструкциям взрослых развивает безынициативность, препятствует самостоятельности в воспитании ребёнка.

Важно развить и такие качества, как самостоятельность, активность, что является очень важным показателем готовности к школьному обучению. Нам, учителям, хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети, обладающие высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем встаёт на пути тех, кто многое не умеет делать сам. Вот почему так важно каждому ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, заставлять себя делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность – это полить цветок, убрать игрушки, помыть посуду, почистить обувь, а завтра – это уже решить задачу, выучить стихотворение, правило, составить рассказ и т. д.. Именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, именно в преодолении трудностей осуществляется развитие ребёнка.

И ещё одно: ребёнка нельзя пугать школой, учителем, его нужно заинтересовать школой.

Важно, чтобы ребёнок к школе был умственно развит. Некоторые родители думают , что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше развит. Это не совсем так. Изменились условия жизни. В каждом доме теперь есть телевизор, радио. Словарь детей резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается мышление. Современные программы потребуют у ребёнка умение сравнивать, анализировать, обобщать, решать проблемные ситуации. Готов ли наш дошкольник к этому?

Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задают дети. Общение с родителями – огромная ценность для ребёнка. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители отмахиваются от надоевших вопросов. Сын пытается выяснить у папы, почему по небу плывут облака. «Смотри под ноги, а не на небо», - разражено отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А после папа недоумевает: «Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется».

В интеллектуальную готовность ребёнка входит как запас знаний и представлений об окружающем мире, так и сформированность мыслительных навыков.

К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города или деревни, где он живет, название нашей страны, её столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают, что их бабушка – чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют дом и диких животных. Можно самим проверить, на сколько ребёнок готов к школе.

Нелишне будет с ребёнком обсудить просмотренный фильм или даже м/ф, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы убедиться в том, что ребёнок понял произведение.

Порисуйте и полепите вместе, описывая в словах, что и как изображаете , и вам станет очевидно, насколько ребёнок освоил пространственные представления, насколько точны движения его пальцев.

Поиграйте в слова, называя по очереди слова на какую-либо букву.

Предложите другую игру – «в загадки»: вы, например, перечисляете предметы мебели, а ребёнок «отгадывает» обобщающее слово – мебель.

Можно поиграть в сравнения (что общего и чем отличается кукла и девочка, мячик и арбуз). И вам станет очевидной способность ребёнка анализировать и выделять существенные признаки.

Поиграйте в «умного ребёнка»: вы даёте ребёнку инструкцию, состоящую из 3-4 последовательных действий. По тому, как он выполняет, вы сможете оценить, насколько он может сосредоточиться.

Если вам трудно ощенить успешность вашего ребёнка, поговорите  и поиграйте с несколькими его друзьями – у вас появится материал для сравнения.

А теперь посмотрим, какой портрет неготовности к школе рисуют психологи:

- чрезмерная игривость;

- недостаточная самостоятельность;

- импульсивность, бесконтрольность поведения;

- неумение общаться со сверстниками;

- трудность контакта с незнакомыми взрослыми;

- неумение сосредоточиться на задании;

- низкий уровень знаний об окружающем мире, трудность выделения сходства, различия;

- задержка речевого развития, неумение выразить свои мысли.

И последнее.

Дорогие родители!

Верьте в возможности ребёнка не сравнивайте его с другими детьми.

Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.

Не ограничивайте стремление ребёнка к деятельности, не удивляйтесь его желанию разобрать новую игрушку, не прогоняйте с кухни, когда он хочет вместе с вами месить тесто и лепить пирожки. Всё это поможет сделать его пальцы сильными и ловкими и разовьёт ум.

Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.

И помните, что лучше всего он усвоит то, что будет казаться ему важным и интересным, а важным и интересным будет ему казаться то, что с удовольствием делают близкие и самые главные для него люди – мама и папа.

Верьте, все неуспехи постоянны, а неудачи временны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Родительское собрание "Психологическая готовность ребёнка к школе"

В данной разработке уделяется внимание тем аспектам, на которые родители первоклассников должны обратить внимание....

Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)

Психологическая готовность ребёнка к школе (рекомендации для родителей)         Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям....

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

Психологическая готовность ребёнка к школе.Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Описание психологических и физических особенностей детей 6- 7 летнего возраста.Описание рекомендаций для родителей по подготовке к школе....

Психологическая готовность ребёнка к школе.Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Описание психологических и физических особенностей детей 6- 7 летнего возраста.Описание рекомендаций для родителей по подготовке к школе....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОЦЕДУРЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

В статье описана процедура определения психологической готовности ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе.Также даны рекомендации по оформлению психологической карты....