Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

    Михайлова Инга Николаевна

    Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме:

    «Психологическая готовность ребёнка к школе».

    Учитель начальных классов - Михайлова И. Н.

    БОУ «СОШ №16» г.Омска

    2012 г.

    Цель выступления:

    создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

    Задачи:

    -познакомить с понятием школьной зрелости ребёнка;

    - вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе;

    Оборудование:

    - интерактивная доска, проектор;

    - презентация темы в слайдах;

    - указка;

    Психологическая готовность ребёнка к школе.

    Добрый вечер, уважаемые родители. Очень часто родители, отправляя детей в первый класс, сомневаются, а готов ли мой ребёнок к школе? Именно поэтому сегодня мы и решили рассмотреть такую тему, как «Психологическая готовность ребёнка к школе».

    Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

    - интеллектуальный

    - личностный и социально - психологический

    - волевой

    1) ( слайд) Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

    - дифференцированное восприятие;

    - концентрация внимания;

    - аналитическое мышление, выражающиеся в постижении основных связей между явлениями  (пример: Почему весной тает снег? Потому что становится теплее.);

    - логическое запоминание;

    - сенсомоторная координация;

    - умение воспроизводить образец;

    - развитие мелкой моторики;

    2) (слайд) Личностная и социально- психологическая готовность выражается в отношении ребёнка:

    - отношение к школе;

    - отношение к учителю и учебной деятельности;

    - отношение к сверстникам;

    - отношение к родным и близким;

    - отношение к самому себе;

    3) (слайд) Волевая готовность ребёнка к школе:

    - способность ребёнка напряжённо трудиться;

    - управлять своим поведением;

    - умение своевременно  начинать работу;

    Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с социально - психологической готовностью ребёнка к школе. Такие ученики ведут себя в школе « по - детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех. Ему трудно достичь нужного результата. Поэтому, неслучайно, я бы хотела более подробно остановиться на втором аспекте школьной зрелости - социально – психологической готовности к школе.

    а) Отношение ребёнка к школе. Психологами, проводившими тест среди дошкольников, установлено, что у 90 % детей положительное отношение к школе. Однако,  есть ведь 10 % ребят, которые заранее негативно относятся к школе. Что можно сделать, чтобы исправить данную ситуацию?

    Всё, что говорится в семье о школе,  должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника.  Здесь уместны совместные чтения художественной литературы, просмотр ХОРОШИХ фильмов о школе, свои какие-то наиболее интересные яркие воспоминания о школьной жизни, грамоты, фотографии. Также, всегда у детей вызывает радость покупка нового портфеля, школьных принадлежностей. Однако,  советуем вам не надевать  на детей «розовых очков», сообщая лишь то, что в школе всегда будет только весело и интересно. Важно постепенно внушить ребёнку, что в школе нужно трудиться. Что каждый школьник взрослеет, а у взрослых есть не только права, но и обязанности.

    Часто родители, волнуясь за детей, обсуждают друг с другом ПРИ ДЕТЯХ! программу, по которой пойдут учиться дети. (пример: Одна мама говорит другой: « Записала своего по программе 2100. Не знаю, потянет ли ?»). Дети слышат эти разговоры, у них появляется чувство тревожности, неуверенности в собственных силах, и, как следствие, нежелание учиться. Безусловно, такие разговоры между вами будут. Но, пожалуйста, уважаемые родители, старайтесь беседовать не при детях.

    б) Отношение ребёнка к учителю и учебной деятельности. Огромная просьба к родителям, формируйте положительное отношение к учителю. Учителя никогда не будут подрывать ваш авторитет, мы всегда говорим детям, что их родители самые хорошие, любящие и замечательные. Просим вас, авторитет учителя тоже не подрывать. Ведь воспитание тогда будет успешным, когда педагоги и родители действуют сообща, двигаются в одном направлении.

    К учебной деятельности с первых же дней формируем очень серьёзное отношение.

    в) Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Например, рассмотрим такую ситуацию- шестилетний Саша в семье ребёнок был желанный, долгожданный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своём превосходстве над другими, своей вседозволенности, что  свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Как вы думаете, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе? Скорее всего, Саша столкнётся с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения и, как следствие, нежелание мальчика учиться.

    г) Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной  деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

    д ) Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. Иметь правильную самооценку. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

    Для определения самооценки у детей существуют различные тесты. Приведу пример, на мой взгляд,  самого удачного теста  доктора психологических наук Татьяны Давыдовны Марцинковской. Тест «Лесенка» (слайд).

    (Рисунок лестницы, состоящей из 7 ступенек.  На рисунке нужно расположить фигуру ребёнка)

    Ребёнку предлагают: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

    Как вы считаете, на какую из ступенек чаще всего  ставят себя 6-7 летние дети? Да, они ставят себя на ступеньку «хорошие дети» и «самые хорошие». И это для данного возраста считается нормой, когда самооценка немного завышена. Гораздо хуже, если ребёнок поставил себя на предпоследнюю или даже последнюю ступеньку. Это говорит об отрицательном отношении ребёнка к самому себе, его неуверенности в собственных силах. Такая ситуация бывает, как правило, либо при суровом авторитарном воспитании, либо в семьях, где  родителям не до ребёнка, они всё время заняты.

    Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые. Признаком неблагополучия,  как в структуре личности ребёнка, так и в его отношениях с близкими людьми являются ответы, в которых все  родные ставят его на нижние ступеньки. Для нормального, комфортного самоощущения, важно, чтобы кто-то из взрослых (по мнению ребёнка) поставил его на самую верхнюю ступеньку. В идеале сам ребёнок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама ставит его на самую верхнюю ступень. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, иногда балуюсь. Но мама меня поставит сюда, ведь она меня любит».  Такие ответы свидетельствуют о том, что ребёнок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищённым, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

    Если пожелаете узнать самооценку вашего ребёнка, можете провести такой тест дома.

    Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться. Он должен управлять своим поведением, умственной деятельностью. К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребёнка только- только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребёнка затруднено.

    (слайд)

    Будем рады, если наши советы вам пригодятся. И, в заключении, хочу пожелать вам, уважаемые родители, спокойствия, уверенности в ваших детях. Будете спокойны и уверенны вы, эти же чувства передадутся и вашим детям.

    В подготовке доклада использована литература:

    - «Как подготовить ребёнка к школе» /Волкова Н. В., Волков Б. С./;

    - «Педагогическая диагностика готовности детей к школе» / Журова /;

    - материалы из интернета;

    - собственные наблюдения;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

    Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

    Выступление на общешкольном родительском собрании "Домашние задания. Как избежать взаимный стресс".

         Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с зад...

    Выступление на общешкольном родительском собрании начальной школы по теме "Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением"

    Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.Важнейшим этапом этих преобразований является  появление новых форм осознанного пов...

    выступление на общешкольном родительском собрании «Семья и школа: территория безОпасности».

    В данном выступлении рассказывается о взаимодействии учителей и родителей в плане личной безопасности детей...

    Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования"

    Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования" : рассматриваются вопросы связи материала изучае...

    Выступление на общешкольном родительском собрании "Круг общения подростков и и его влияние на формирование нравственного поведения"

    Выступление на общешкольном родительском собрании "Круг общения подростков и и его влияние на формирование нравственного поведения" включает в себя сообщение по теме, памятку для родителей ...