Родительское собрание на тему: «Психологический контакт между ребёнком и родителями»
консультация (2 класс)

Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что часто родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком, проблемы в супружестве, чувство страха перед завтрашним днем. И задача, общая задача всех специалистов школы не оставить без внимания переживания родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психологический контакт между ребёнком и родителями»

Цель: Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

Сформировать у родителей понимание необходимости сохранения психологического контакта с ребёнком;

Обогатить родителей педагогическими приёмами разрешения проблемы взаимодействия родителей и детей через «погружение» в типичные для семьи воспитательные ситуации;

Помочь родителям наладить психологический контакт с ребёнком.

Форма проведения : семинар- практикум, обратная связь.

СОБРАНИЕ ПРОВОДИТ психолог школы Денисова В.А.

Система психолого-педагогической работы с обучающимися с ТМНР

6 правил общения с ребенком аутистом:

  1. ЧТО САМОЕ ВАЖНОЕ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ АУТИСТОМ?

Это, наверное, самое важное - ровный эмоциональный фон. Мы стареемся все свои фразы и предложения формулировать исключительно в положительном ключе. Плюс разговариваем очень очень спокойно и нейтрально, я бы сказала.

  1. ЧТО  МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ДО НАЧАЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ С АУТИЗМОМ?

Мы должны точно знать, что вот сейчас в этой ситуации конкретно мы хотим от него. Поставить себе конкретную цель – например - я хочу чтобы мы пошли покушать. И когда эта цель есть, мы начинаем думать над тем, каким образом он мне б этом может сказать?

  1. КАК МЫ ВЫСТРАИВАЕМ СВОЮ РЕЧЬ ПРИ ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ С АУТИЗМОМ?

Мы используем четкие структурируемые фразы, где в первую очередь акцент на то, что именно мы хотим донести до ребенка, до человека, «ХОЧЕШЬ БАНАН», «САДИСЬ НА СТУЛ», если это необходимо мы подкрепляем это жестом, визуально. Не стоит загружать речь  множеством дополняющих друг друга слов «СОТРИ, ПОМОТРИ, ДАВАЙ СЯДЕМ, ПОСМОТРИМ, А ЧТО У НАС В КНИЖЕЧКЕ» В таком случае речь превращается просто в шум. Она перестает быть функциональной, а наша задача чтобы речь была функциональна и максимально понятна.

  1. КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОГУТ НАМ ПОМОЧЬ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ С АУТИЗМОМ?

Мы можем использовать расписание, предложив ребенку какую то деятельность, например карточки PECS, которые позволяют ребенку выбрать тот предмет объект или действие которое он действительно хочет или может. Можно просто набрать схематические изображения с доступных скажем так средств, в каждом доме есть книжки, журналы, упаковки, изображения из под предметов, и наладить взаимодействие по походному, по быстрому.

  1. КАК СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МОГУТ ПОМОЧЬ НАМ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ С АУТИЗМОМ?

Можно использовать такую программы компьютерные, где ребенок научится писать свои желания, запросы, о том, что ему необходимо.

  1. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НАХОДИТСЯЯ В СОСОТОЯНИИ СТРЕССА?

Одно и тоже поведение, вот ребенок расстроился, кричит, плачет, но оно по-разному закрепляется, в зависимости от причины происхождения. Мы можем его успокоить,  если от нас это действительно не зависит и он имеет право показывать такую реакцию. Мы можем, скажем так найти источник фрустации  или стресса , и убрать его, если это зависит от нас. И если это неприемлимое поведение несет в себе функцию попросить о чем то, или отказаться от чего-то, то тогда мы эмоционально игнорируем его, предлагая другой источник  или возможность просьбы или отказа. И в таком случае игнорируя источник просьбы или отказа , мы следим, чтобы ребенок не причинил себе вреда.

Практический случай коррекции средней/легкой формы аутизма методом поведенческой коррекции ABA (бихевиористский подход) на основе книги Кетрин Моррис "Услышать Голос Твой". В видео я забыл сказать что бихевиористская методика в США на уровне государства признана эффективной, и государство в рамках страховки предоставляет каждому аутичному ребенку терапевта-бихевиориста, корректирующего его поведение. Однако, к сожалению, из-за этических проблем с битьем ребенка чужим человеком, боюсь этот формат менее эффективен, чем если бы битьем ребенка с бОльшим рвением и любовью занимались родители .

Школьные годы

Пойти в первый класс так же волнительно для ребенка с синдромом Дауна, как и для других детей. Если он ходит в садик и уже умеет делать нормальные для детей вещи, то многих проблем можно избежать. Дети обычно с радостью идут в школу, ведь это перспектива новых знаний, открытий и интересных знакомств. Главное, чтобы другие дети, учителя, родители полностью осознавали, что перед ними обычный малыш, а не монстр. Обычно, узнав малыша получше, все его полюбят и примут в компанию.

Учиться бывает тяжело из-за особенностей психики, но дети все трудности переносят с обычной улыбкой на лице. Низкий уровень развития мелкой моторики может сильно осложнить ситуацию. Писать, рисовать, играть, заниматься обычными делами будет тяжело. Также трудности с концентрацией внимания часто усложняют обучение. Проблемой может стать небольшой объем кратковременной памяти. Приходится учиться в несколько раз усерднее, чтобы не отставать от остальных.

Проходит время – они учатся учится. С поддержкой учителя, родителей и класса малыш постигает даже сложные предметы. Как ни странно, таких детей привлекает математика. У «солнечного» ребенка хорошая мотивация, сосредоточенность на предмете. Решить задачу — вот его цель. Точные науки нравятся детям, ведь в них все закономерно, ничего не нужно выдумывать.

Проблемой может стать понижение слуха. К сожалению, слух падает год от года у большинства детей с этим синдромом. Слуховой аппарат исправит ситуацию. Главное – вовремя понять, что он нужен. Дети чаще всего не понимают, что слух падает, и продолжают вести себя как обычно, пока проблема не становится вдруг очевидной для родителей. Будьте внимательны к ним.

Социальная жизнь детей с синдромом Дауна

Маленький человечек, подросток, взрослый человек с синдромом Дауна вполне может вести обычную социальную жизнь. Он посещает занятия, занимается физкультурой, у него есть свое хобби. Если родители прикладывают достаточно усилий, то у такого ребенка всего есть интересы, потребность в новых знаниях и впечатлениях. Развитие идет, пусть и по своему графику.

Такой ребенок может закончить профессиональное училище, получить специальность. Обычно, в общении проблем нет, даже наоборот — эти ребята стремятся завязать дружбу со всеми подряд. На западе адаптация людей с синдромом Дауна очень прогрессивна. Они занимаются спортом, работают, участвуют в общественной деятельности, снимаются в кино, пишут книги.

Жизнь человека с синдромом Дауна может быть очень трагичной и сложной, если в детстве и после оставить его без должного внимания, образования, любви. Или же, наоборот, она может быть полна радости. Выбор здесь делает общество, но в первую очередь — родители.

Взаимодействие с родителями детей с ТМНР, обучающихся на дому

(рекомендации психолога)

По данным Минздрава России, в нашей стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Почти в каждой школе есть так называемые "надомники" - дети, обучающиеся на дому по медицинским показаниям. Среди этих учащихся есть в том числе дети с ТМНР, тяжелыми множественными нарушениями развития. И занимаются с детьми-надомниками не только педагоги-предметники, но и специалисты коррекционного блока – психологи, дефектологи, логопеды.

Хочется отметить, что в настоящее время практический опыт и конкретные методические рекомендации по работе с тяжелыми детьми представлены довольно скудно даже по сравнению с детьми-аутистами. К сожалению, до введения нового закона об образовании тяжелые дети практически не попадали в поле зрения педагогов, так как имели статус необучаемых. И только с 2013 года такие дети официально введены в образовательное пространство. И по мере выявления с каждым годом таких детей до этого ранее не обучавшихся становится больше.

Но хочется обсудить некоторые вопросы помощи родителям, они в ней нуждаются зачастую не меньше, чем их дети.

Взаимодействие с родителями детей-надомников – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что часто родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком, проблемы в супружестве, чувство страха перед завтрашним днем. И задача, общая задача всех специалистов школы не оставить без внимания переживания родителей.

И, несмотря на то, что педагогами школы занятия с детьми на дому проводятся регулярно и в комплексе различными специалистами, мы понимаем, что большую часть времени ребенок проводит с мамой в условиях семьи. Поэтому совместные усилия педагогического состава должны быть направлены не только на то, чтобы как можно более полно и качественно оказать педагогическую и психологическую поддержку ребенку и семье в целом, но и на выстраивание совместного плана работы в связке педагог-родитель. Нужно правильно разделить сферы ответственности – за развитие каких направлений, каких качеств - отвечает педагог, а что является фронтом работы родителей. То есть необходимо обучить родителей тем методам и приемам коррекционной работы, которые они могут и должны использовать дома самостоятельно.

Когда педагог впервые появляется дома у ребенка, то в первую очередь, но что он должен обратить внимание – это организация среды. В некоторых семьях педагог и сам видит, и со слов родителей, что ребенок постоянно или большую часть времени находится в кроватке или в манеже; лежит в одной и той же позе, так как не все дети с тяжелыми нарушениями могут самостоятельно изменять положение тела в пространстве. Получается, что этот ребенок постоянно видят перед глазами одну и ту же часть комнаты, один и тот же кусочек стены с одними же из года в год обоями. В лучшем случае включен телевизор и ребенку слышен звуковой фон.

Поэтому на начальной стадии работы с ребенком нужно научить родителей правильной организации среды.

Среда - это, в частности, то, что ребенок видит, слышит, ощущает.

Поэтому при организации пространства нужно стремиться к тому, чтобы в помещении было достаточно светло, но при этом ребенок не должен жить только при электрическом свете. Часть жизни ребенка обязательно должна проходить и при естественном освещении.

Для развития ребенка очень важны зрительные впечатления. Но зрительный анализатор устроен так, что привычный предмет очень быстро перестает стимулировать рассматривание. Для того, чтобы поддерживать зрительную активность, достаточно, например, развернуть или переместить кровать, развернуть ребенка в кровати, сменить картинку или плакат на стене, поменять расположение предметов.

Звуковой аспект среды не менее важен. Полезно, чтобы около ребенка звучали разные голоса, а не только мамин. Это важно для развития слухового анализатора: живой голос человека больше побуждает ребенка вслушиваться, чем аудиозапись. Объясняем маме, что нужно петь ребенку, даже если у мамы нет ни голоса ни слуха. Это важный момент эмоционального взаимодействия мамы с ребенком. Хорошо, чтобы в доме звучала разная подходящая музыка.

А еще для разнообразия впечатлений ребенок должен бывать на руках у разных людей, иначе могут возникнуть проблемы в установлении контакта с окружающим миром. При избыточной связи мать-ребенок как это часто бывает (или не мать, а няня или бабушка) у него возникает чувство недостаточной защищенности в присутствии других людей; и из-за этого плохо формируются социальные функции.

Многие родители, как видно на практике, ограничивают передвижение ребенка по полу, так как опасаются грязи и холода. Но для развития, формирования двигательных функций, пространственных представлений важно обеспечить ребенку возможность свободно перемещаться по всей квартире, если ребенок имеет такую физическую возможность. Пусть у него будет доступ ко всем вещам, до которых он может достать. Опасные для ребенка или ценные для родителей вещи должны быть изолированы так, чтобы у ребенка не возникало чувства, что для него есть какие-то недоступные места в квартире. Необходимо, чтобы ребенок мог вынуть вещи из ящика шкафа, достать и рассмотреть все с полок, до которых смог дотянуться. Это обеспечивает ребенку смену тактильных ощущений от разных поверхностей и фактур, и эти многообразные впечатления расширяют сферу познания мира.

Если ребенок может передвигаться только ползком, то важен рельеф поверхности, по которой он ползает. Полезно ползать не по ровной поверхности: хорошо накидать на пол подушки, валики от дивана и прочее. Такое ползание может отчасти даже заменить ребенку занятия физкультурой;

Важен также подбор, количество, расположение игрушек, а также разнообразие их материала. Многие родители предпочитают резиновые и пластмассовые игрушки из-за того, что их легче мыть (стерилизовать). Но игрушки должны быть из разных материалов: дерева, ткани и других материалов. Игрушек нужно не слишком много; но они должны быть разными и регулярно меняться.

И еще: ребенок должен быть включен в жизнь семьи, это еще один из важных аспектов организации среды. Если у ребенка имеются значительные проблемы в здоровье, - задерживается и формирование самостоятельности, особенно в случае, если его кормят отдельно, одевают отдельно и пр., если ребенок изолирован в своей комнате и у него нет возможности наблюдать действия других детей и членов семьи за столом и во многих других бытовых ситуациях.

В таких случаях, конечно, нужно доносить до родителей, что ребенок должен быть максимально включен в семейную жизнь, видеть то, как мама готовит, стирает, как брат или сестра делают уроки. И, естественно, все эти действия должны комментироваться, объясняться для ребенка на языке доступном для его понимания.

Второй немаловажный вопрос помимо организации среды – это объяснить родителям несложные приемы, которые используются при обучении.

Главное в работе с тяжелыми детьми — это то, что все занятия должны иметь практическую направленность. И развитие ребенка обеспечивается тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей абсолютно неприемлемо, так как просто бесполезно. Дети такой материал не усвоят.

У детей с тяжелыми нарушениями в развитии недостаток функций речи и интеллекта настолько выражен, что организовать их обучение с помощью только словесных инструкций, по сути, не удается. Родитель или какой-то другой взрослый должен показать им приемы выполнения задания, затем сопряжено, совместно с ребенком многократно повторить необходимые действия, в результате чего у детей в конечном итоге и вырабатываются несложные умения и навыки. Как известно, у детей имеется такая характерная черта, как склонность к подражанию. И когда ребенок повторяет за взрослым те или иные действия, то через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но естественно под обязательным контролем. И конечно же, за малейшие успехи ребенка нужно не забыть похвалить.

И здесь же хочется подчеркнуть следующее. Некоторые родители откладывают начало коррекционной работы на потом, они считают, что с возрастом дети разовьются сами и им с ними будет легче заниматься. Но в этих случаях к проблеме нарушений у ребенка присоединяется еще и педагогическая запущенность, что еще больше усложняет процесс и воспитания, и обучения.

Поэтому нужно объяснить родителям, что для того, чтобы добиться определенных положительных результатов, начинать занятия с ребенком надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а регулярно.

Есть некоторые простые упражнения, которые проводятся в домашних условиях. Это упражнения в частности на развитие сенсорной составляющей психических процессов. В домашних условиях очень легко заниматься развитием осязания, ведь кожа - самый большой по площади орган человеческого восприятия.

Тепло и холод, приятные и неприятные ощущения, мягкое и твердое, тяжелое и легкое – все это ощущается кожей. Стимуляция кожной чувствительности пробуждает у ребенка ощущение собственного тела, что в дальнейшем будет основой для формирования схемы тела, для координации движений.

Для развития кожной чувствительности используются доступные продукты (крупа, фасоль и т.д.) , можно использовать любые неопасные материалы, в частности гравий, мелкий щебень, камешки, песок, и др.

Для сенсорной стимуляция кожи рук и ног можно насыпать в тазик гречневую крупу (она довольно крупная и колкая на ощупь) и вместе с ребенком, запустить в тазик руки, перебирать ее, прятать в ней руки, пересыпать из руки в руку, прятать мелкие предметы и находить их, руками насыпать крупу в баночку. «Поболтать» по гречке босыми ногами. Но через несколько занятий необходимо сменить материал: например, начать играть точно также с мелким песком, фасолью, рисом, макаронами и т.д. Это дает очень сильные ощущения.

Очень полезно играть с водой, несколько раз за занятие меняя ее температуру, чтобы руки и ноги чувствовали то холодную, то теплую воду.

Хорошо рисовать гуашью, но не кисточкой, а руками. Здесь важно не то, что именно рисуют родители с ребенком, а ощущения рук. Поэтому можно просто закрашивать краской весь лист или оставлять на бумаге следы ладоней. Во время занятий, как бы балуясь, можно пачкать ребенку краской и наружные стороны кистей рук. Когда краска на руках засохнет, важно обратить на это внимание ребенка: рассмотреть руки, обсудить с ребенком его ощущения.

Ноги можно не только раскрашивать гуашью, но и обмазывать глиной, рассматривать, обсуждать ощущения. То же самое можно делать и со всем остальным телом (спиной, грудью) в ванной перед купанием.

Если ребенок не умеет лепить, можно шлепать по глиняной лепешке его ладонями, пальчиками делать и ней ямки. Когда глина начнет подсыхать, то она начинает трескаться, немного стягивать кожу. Полезно эти явления проговорить с ребенком, а только потом помыть руки, опять делая воду то теплой, то холодной.

Желательно иметь в доме коллекцию мячиков (лучше маленьких, размером с теннисный) с разной фактурной поверхностью. Например, теннисный мяч (мохнатый), резиновый (гладкий). Хороши мячики с пупырышками. Можно самим сделать мячики из разных материалов: меховой, вязаный, кожаный. Желательно, чтобы мячики были разного веса для развития баристических ощущений (самодельные можно набить ватой, песком, свинцовой дробью). Очень полезно эти мячики трогать, перебирать, подбрасывать, катать друг другу. И обязательно проговаривать, какой мячик: тяжелый, гладкий, шершавый, пушистый и т.п.

Для сенсорной стимуляции ступней в первую очередь необходимо передвигаться по дому босиком самостоятельно или, если ребенок неходячий, то с необходимой для этого помощью, поддержкой. На пути ребенка должны попадаться разные по фактуре поверхности: ковер, голый пол, резиновый массажный коврик, ткань - все, что придет маме в голову.

Можно стимулировать ноги, катая по ним сосновую шишку. С шишками вообще очень полезно играть: брать их в руки, засовывать ребенку за шиворот, за пазуху. Важно только, чтобы все эти игры ребенку были приятны.

Можно порекомендовать родителям использовать сенсорную стимуляция запахами.

Если ребенок слабо реагирует на запахи, то начинать лучше с более сильных запахов (например, одеколона, лака для ногтей и т.п.). Обязательно следить за выражением лица ребенка: как только он среагировал на запах, сразу убирать источник запаха и в зависимости от мимики ребенка прокомментировать его ощущение.

Когда реакция на резкий запах появляется без задержки, стоит переходить к более слабым и приятным запахам. Обязательно проговорить ребенку, что именно так пахнет: мыло, восковая свечка, цветок и т.п.

Позже можно играть с запахами в «угадайку»: ребенок закрывает глаза, родитель дает ему что-то понюхать, а он должен угадать, что именно нюхал (назвать или показать этот предмет, если ребенок неречевой).

Но необходимо помнить, что в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, от его состояния в данный момент, такого рода воздействия могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Например, восприятие запахов может успокаивать ребенка, а может и возбуждать. Поэтому прежде чем приступить к стимуляции запахами, рекомендуем родителям все-таки проконсультироваться со специалистами медицинского профиля.

Всем специалистам хорошо известно, что такое сенсорная депривация, – недостаток сенсорных стимулов, и как этот дефицит влияет на развитие мозга. Можно вспомнить известный в свое время эксперимент, предполагающий высокую степень депривации, – "изоляционная ванна" Дж. Лилли. Испытуемых, снаряженных дыхательным аппаратом с непрозрачной маской, полностью погружали в резервуар с теплой, медленно протекающей водой, где они находились в свободном, "невесомом" состоянии, стараясь, согласно инструкции, двигаться как можно меньше. В этих условиях уже приблизительно после 1 часа у испытуемых появлялся интенсивный сенсорный голод. Наблюдались выраженные нарушения познавательной деятельности, и стрессовые реакции. И это у взрослых здоровых людей со сформировавшейся психикой. Этот эксперимент очень наглядно подтверждает, что потребность в разнообразной стимуляции со стороны окружающей среды – это базовая потребность организма.

В отсутствие такой стимуляции нарушается умственная деятельность, так как нашему мозгу нужна постоянная пища для работы, ему нужно анализировать сигналы в него поступающие и извне и изнутри, из внутренних проприорецепторов, которые посылают сигналы об изменении положения тела. А иначе мозг развиваться не будет, и не сформируются необходимые нейронные связи. И прогноз развития для ребенка, и так не самый благоприятный из-за имеющихся тяжелых нарушений, и вовсе может свестись к минимуму.

Поэтому необходимо объяснять родителям, насколько важна стимуляция и не просто сенсорная, а в некоторых случаях полисенсорная, сразу со стороны нескольких систем.

Вот простой пример. Можно просто показать ребенку огурец, чтобы расширить его познания об окружающем мире, и четко и внятно параллельно проговорить название овоща. А можно кроме зрительного и слухового канала подключить и осязание, и обоняние: дать понюхать кусочек огурца, провести влажным срезом по коже ребенка. А еще лучше для закрепления образа задействовать и вкусовые рецепторы тоже.

Впечатления для ребенка должны поступать из разных каналов. Часто у тяжелых детей-надомников запас общих сведений ограничен только предметами быта, тем, что их окружает вокруг в повседневной жизни.

К сожалению, некоторые родители до такой степени не принимают диагноз ребенка, что стараются оградить его от внешнего мира, а получается, что тем самым они просто обедняют его жизнь. Гораздо лучший прогноз развития у тех детей, чьи родители не скрывают ребенка от мира, а значит, и мир от ребенка; у того ребенка, которого вывозят на улицу, и он по собственным ощущениям знает, что такое дождь, холод, когда он своими глазами, а не по телевизору и не на картинках видит листопад, весенние ручьи, другие явления природы. Ребенка нужно социализировать, бывать на прогулках, в гостях. Чем больше включенность родителей в воспитание и развитие ребенка, чем слаженнее взаимодействие в связке родитель - педагог, тем с большей продуктивностью будет протекать коррекционное воздействие на ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

Родительское собрание на тему: «Психологический комфорт в семье»

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ В СЕМЬЕ(лекция с элементами практикума)Цели: убедить родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления...

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе

Родительское собрание на тему Психологическая готовность ребенка к школе...

Родительское собрание на тему "Психологические особенности четвероклассников"

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых...

Родительское собрание по теме: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей».

Родительское собрание проводится с целью формирования педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребёнка. В результате проведения будут решены следующие задачи::1. Д...