Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе" Презентация к выступлению.
статья (1 класс)

Князева Ольга Леонидовна

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.

Я уверена, что каждого из вас уже сейчас волнуют вопросы: «Что принесет моему ребенку школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Какие качества, определяющие эффективность обучения, необходимо сформировать у будущего первоклассника?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Быстро и незаметно пролетели дошкольные годы. Они были долгими, наполненные открытиями, заботами, радостями, трудностями, иногда тревогами.

Вспоминая эти дни,  очень трудно бывает удержаться от восклицания: «Да ведь это было как будто вчера!» Вы с грустью обнаруживаете, что время пролетело очень быстро! Ваш ребёнок повзрослел и   подошло время его поступления в первый класс.

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.

Я уверена, что каждого из вас уже сейчас волнуют вопросы: «Что принесет моему ребенку школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Какие качества, определяющие эффективность обучения, необходимо сформировать у будущего первоклассника?».

Ответы на все эти вопросы, мы попытаемся дать в ходе нашей встречи.

Слайд 1

Итак, тема моего выступления: « Готовность ребёнка к обучению в  школе».

Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовность к школе» включают все жизненно-важные сферы созревания: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, эмоциональную, мотивационную, коммуникативную.  Что же нужно понимать под «качественной, современной» подготовкой к школе?

Слайд 2

Хорошо об этом сказал известный педагог Леонид Абрамович  Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Слайд 3

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.

Слайд 4

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

• Как правило, это        умелый, выносливый, энергичный  ребёнок, который принимает   активное участие в различных играх, упражнениях, занятиях;         

  •  В своих действиях он  руководствуется всеми органами чувств;

•         соблюдает основные правила личного ухода, владеет навыками поддержания здоровья и гигиены; ориентируется в признаках здоровья и болезни;

• соблюдает основные правила культуры потребления различных продуктов;

•         знает о существовании опасных объектов и предметов, понимает правила безопасного поведения, соблюдает их в реальной жизни;

•        дифференцирует особенности девочки и мальчика, соблюдает правила полоролевого поведения;

Слайд 5

Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики, координации движения. Ребёнку важно научиться владеть собственными пальчиками , ведь в школе он должен будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку , пользоваться ножницами, рисовать, лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры.

Слайд 6

Развитию мышцы кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук:

  • Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок.
  • Изготовление поделок из бумаги и  природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  • Конструирование.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  • Нанизывание бус и пуговиц.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д.  
  • Переборка круп.  
  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Слайд 7

  • рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
  • рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
  • выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Слайд 8

Для развития мелкой моторики рук следует использовать:

  • Разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастику для пальцев.

Задача  всех этих упражнений – укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению и словесной команде.

Слайд 9

         Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

        Слайд 10

Психологическая готовность ребенка к школе

        Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от того, как ребенок

психологически подготовлен к школе. 

         Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,

а образуется постепенно: в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками, в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счёта, чтения).

Психологическая готовность- это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Слайд 11

Психологический аспект включает в себя несколько компонентов:    мотивационная,  коммуникабельная, эмоционально- волевая и интеллектуальная готовность.

Слайд 12

        Мотивационная готовность.

        Дошкольников необходимо подготавливать к тому, что учеба в  школе - серьезный труд, в результате которого они будут каждый  день узнавать что-то новое, нужное и интересное. При этом важно поставить перед детьми перспективу, сформировать у ребёнка желание узнавать что-то новое.

Родители, как правило, по-разному раскрывают перед детьми  эту перспективу. Одни внушают детям, что будущая учеба - сплошной праздник: «Пойдешь в школу - будете ходить на экскурсии», «В школе вам будут читать интересные книжки, проводить с вами интересные сборы» и т. п. Другие, наоборот, запугивают детей предстоящими трудностями учения, строгой дисциплиной, требовательностью учителя: «Поступишь в школу - там за тебя возьмутся! Попробуешь там не послушаться!», «Пусть побегает вволю, поиграет. С осени в школу, там его никто не пожалеет».

Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, деловитой и ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы. Мотивами учения, которые следует формировать у детей, могут быть такие: «В школе ты начнешь учиться, как трудятся мама и папа», «Теперь и ты у нас становишься взрослым, и у тебя появятся новые трудовые обязанности». Необходимо сформировать  у дошкольника положительное  отношение к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

Слайд 13

Коммуникабельная готовность.

К моменту поступления в школу у  ребёнка  должен  быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Понаблюдайте,

  • Умеет ли ребенок общаться с         детьми.
  • Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята.
  • Чувствует ли принятые в обществе         нормы общения,
  • Готов ли учитывать интересы         других детей или         коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение.
  • Чувствует ли разницу в общении с         детьми, учителями и другими взрослыми, родителями.

         Коммуникабельная готовность - это умение строить свои взаимоотношения с другими людьми, жить по законам коллектива. Это доброжелательность и отсутствие агрессии.

          Слайд 14

Эмоционально- волевая готовность ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, т.е. важность обучения;

• и способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа , т.е. усидчивость.

          Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте. . Каждый ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость .  Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т. д. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить. Конечно, взрослому гораздо легче выполнить за ребенка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. Но, в  этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, детям подается пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого они могут прекратить в любой момент, с другой - в них укрепляется неуверенность в своих силах.

Практика показывает, что если дети до поступления в школу  имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности: они могли без особого труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняли указания учителя.

От интересного к обязательному - таков путь развития у детей умения управлять собой. «Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого» - вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. По мере роста детей этот мотив качественно совершенствуется: «Это не интересно, но нужно», «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться». Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с которыми приходит и любовь к труду.

Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости.

Слайд 15

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Что входит в понятие «Интеллектуальная готовность».

  • Наличие кругозора, запаса знаний об окружающем мире.
  •  Умение ориентироваться в   окружающем мире.
  • Любознательность, желание познавать новое.
  • Способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи, сравнивать, находить лишнее, обобщать.
  • Развитие речи, внимания, памяти, фонематического слуха в соответствии с возрастной нормой.

Слайд 16

Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

          Слайд 17

Окружающий мир.
1. Свои фамилию, имя и отчество.

2. Дату рождения и возраст.

3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.

4. Адрес (поселок, улица, номер дома, квартиры).

5. Знание диких, домашних животных.

6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц (например: береза, осина, липа, тополь, клен, ель – это деревья).

7. Знать дни недели, месяцы, времена года.

Слайд 18

Развитие  речи.
1.Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.

2.Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

3.Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

4.Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

5.Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.

6.Составлять  рассказы по картинкам.

7.Заучивать наизусть стихи.

 Слайд 19

Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,  «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,  «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Слайд 20

Математика.

1.Называть числа в прямом и обратном порядке от 1до 10, называть последующее и предыдущее число.

2.Соотносить цифру и число предметов.

3.Решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

4.Ориентироваться  в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

5.Знать название геометрических фигур

Слайд 21

Как видите, готовность к школе предъявляет большие требования к нашим детям, поэтому, давайте вместе поможем нашим ребятам достаточно легко, без лишних переживаний, войти в новый для них этап жизни, приспособиться к новым условиям, требованиям, овладеть необходимыми навыками учебной деятельности. Это поможет сделать и само учение радостным и интересным занятием для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Домашние задания. Как избежать взаимный стресс".

     Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с зад...

Выступление на общешкольном родительском собрании начальной школы по теме "Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением"

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.Важнейшим этапом этих преобразований является  появление новых форм осознанного пов...

Выступление на общешкольном родительском собрании.

Тема: "Жестокое обращение к детям"....