Выступление на общешкольном родительском собрании начальной школы по теме "Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением"
материал (2 класс) по теме

Квасова Вера Владимировна

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.

Важнейшим этапом этих преобразований является  появление новых форм осознанного поведения, которые помогают ребёнку учиться,  войти в общество. Рассмотрев признаки социальной адаптации мы перешли к конкретнм рекомендациям, как же помочь детям овладеть своим поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_mladshemu_shkolniku_ovladet_svoim_povedeniem.rar747.88 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением

(выступление Квасовой В.В. на общешкольном родительском собрании начальной школы)

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.

Важнейшим этапом этих преобразований является  появление новых форм осознанного поведения, которые помогают ребёнку учиться,  войти в общество.

Когда мы говорим о поведении, то мы предполагаем, что ребёнок должен быть послушным и беспроблемным.

Однако это не совсем так. Поведение ребёнка  - это уровень его социальной адаптации в обществе - школе.

На протяжении двух последних лет мы прослеживаем  признаки социальной адаптации всех учащихся  начальной школы:

1. Несформированность общественно-значимых мотивов учения.

2. Неразвитость познавательных интересов.

3. Слабые представления об окружающем мире.

4. Несформированность продуктивных приёмов и навыков учебной работы.

5. Неразвитость навыков самоконтроля и саморегуляции.

6. Нарушения в сфере общения со сверстниками.

7. Нарушения в сфере общения с социально значимыми взрослыми.

8. Нарушение правил поведения на уроке.

9. Нарушение правил поведения во внеурочное время.

10. Неадекватная самооценка.

11. Деформация ценностных ориентаций.

12. Асоциальные формы поведения.

Если у ребёнка есть нарушения по 3 пунктам и более, мы говорим о низком уровне социальной адаптации.  Школьникам этой группы не нравится в школе, они чувствуют себя здесь не комфортно, чаще у них настроение среднее или грустное, возникают проблемы с учебой, т.к. несформированы общественно-значимые мотивы учения и продуктивные навыки учебной работы. Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому и иностранному языку, литературному чтению. Некоторые не имеют друзей, вступают в конфликты с одноклассниками, многие из них  относятся к статусной категории «отвергаемых», нарушают правила поведения на уроке и во внеурочное время. Дети имеют как низкую самооценку, с низким уровнем притязания, так и завышенную с нарушениями в сфере поведения и общения. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют средний и низкий уровень. У некоторых детей на рисунках прослеживается интенсивная штриховка, чёрный цвет, люди в основном отсутствуют.

Рассмотрим количество таких детей в наших классах.

Класс

2009 -2010 учебный год

2010 – 2011учебный год

1 «А»

50%

1 «Б»

26,3%

1 «В»

44,4%

2 «А»

45,5%

31,8%

2 «Б»

42,1%

28,5%

3 «А»

26,1%

60%

3 «Б»

50%

11,2%

4 «А»

36,4%

42,9%

4 «Б»

33,3%

21,1%

5 «А»

36,4%

5 «Б»

57,2%

итого

40,8%

35,2%

 

Рисунок 1. Сопоставление уровней социальной адаптации младших школьников за последние   2 года


Проблема была обозначена для педагогов в прошлом году. Учителя стали уделять особое внимание таким детям во время уроков, на классных мероприятиях. 29 детей занимались в группах у психолога.

 Сдвиги конечно есть.  Показатель социальной  дезадаптации  младших школьников в 35,2% на 5% ниже прошлого учебного года. Но он превышает  средневозрастной показатель по стране в популяции детей от 8 до 12 лет (29,1%) на 6%.   Нам необходима и ваша помощь,  уважаемые родители.

Как же помочь младшему школьнику овладеть своим поведением?

  1. Учить правильно выполнять домашнее задание.

Выполнение домашних заданий проблема непростая и для ребёнка, и для его родителей. Папам и мамам приходится уделять немало времени совместному «творчеству» со своим «чадом», чтобы все уроки были выполнены вовремя и правильно.

Малыш (7- летний ребенок для родителей еще малыш) — неопытный ученик. Первокласснику трудно самому спланировать время для выполнения домашних заданий, продумать, какой урок лучше делать сначала, а какой — потом. Без помощи взрослых на первых порах никак не обойтись.

Но вот ребенок становится немного постарше, и в принципе родители уже не против того, чтобы часть ответственности за свои учебные дела ребенок взял на себя. Как его этому научить? С чего начать?

Можно просто побеседовать с ребенком, объяснив ему, что письменные уроки нужно чередовать с устными. Кроме этого, желательно задание выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. Задания по чтению (пересказ) и иностранному языку нужно повторить несколько раз. Также будет хорошо, если ребенок сумеет распределить заданные уроки равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто». Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше, чем 30 минут: ребенок устает, ему трудно дольше получаса удерживать внимание на чем-то одном. В этом особенность его возраста. Поэтому к выполнению некоторых заданий нужно возвращаться несколько раз.

Задачка, в общем-то, получается не для всякого программиста посильная, то есть не каждый взрослый, принимая во внимание одновременно столько факторов, сумеет оптимально распределить свое время и силы.

Сделать первый шаг в воспитании у ребенка самостоятельности в выполнении домашних заданий (а где самостоятельность, там, естественно, и ответственность) поможет следующий простой прием — составление расписания домашних заданий.

  1. Составление расписания школьных и домашних заданий.

Составляя подобное расписание, родители могут делать все вместе с ребенком: пусть он поможет что-то начертить, написать, красиво оформить.

 

Тем более нужно советоваться с ребенком, когда вы будете вносить в это расписание содержание. Только чувствуя, что он причастен к этому делу, что там есть его мысли, пожелания, труд, ребенок возьмется следовать ему.

Каждая часть «озаглавливается»: наверху пишется название дня недели. Каждый день недели, в свою очередь, делится пополам. Верхняя часть — это то, что дано нам в неизменном виде: расписание уроков (оно неизменно, по крайней мере, на четверть). Здесь же нужно отметить то время, когда начинаются и когда заканчиваются уроки. Должно быть четко видно, в котором часу ребенок каждый день приходит домой.

Нижняя часть каждого дня недели — это то, что должно быть выработано вместе (родителями и ребенком) как руководство к действию для маленького школьника. Эту часть расписания не нужно сразу заполнять: сначала можно пометить карандашом, какие уроки и в какое время выполняются. При получении обратной связи от ребенка, что такое расписание реально и посильно для него, обведите эту часть ручкой. Если необходимо, скорректируйте.

Одна из самых интересных особенностей этого расписания — наглядность выполненной работы для ребенка. Добиваемся этой наглядности очень простым способом.

В расписании, в той его части, где отмечается выполнение домашних заданий, напротив каждого урока делается небольшая прорезь бритвой или ножницами. Из красного картона вырезаются небольшие треугольники так, чтобы их можно было вставлять в эту прорезь. Ребенок, выполнив полностью и вовремя домашнее задание по какому-либо уроку, вставляет в прорезь напротив него красный треугольник. К концу дня и он, и родители имеют возможность либо порадоваться тем результатам, которых добился ребенок, либо, к сожалению, огорчиться. Во втором случае ни родителям, ни ребенку, конечно, не стоит падать духом: терпение, тактичность, уважение к маленькому ученику, своевременная помощь, возможно, помогут ему преодолеть трудности.

Давайте поможем  ребёнку   организовывать свою деятельность.

Например, подготовка к  уроку окружающего мира  может продолжаться 2-4 дня. Нужно распределить  задания на каждый день.

Следить, что бы ребёнка ничего не отвлекало (телевизор, телефон) во время выполнения заданий.

Помогает выработать  организованность наличие внешних средств организации поведения.

Например, при подготовке ребенком уроков можно использовать следующий прием: договориться с ребенком, что поможете ему готовить уроки без отвлечения; как только ребенок будет отвлекаться, взрослый включает у нега на глазах секундомер. Выключается секундомер только после того, кцак ребенок возвращается к работе. Такой путь позволяет, во-первых, резко снизить длительность отвлечений, как правило, через 5 секунд после включения секундомера  дети продолжают прерванную работу, и, во-вторых, резко уменьшить количество отвлечений.

Еще одним удачным средством, позволяющим ребенку организовать свое поведение, являются песочные часы, наглядно показывающие течение времени и помогающие ребенку регулировать темп своей деятельности.

Вставленные треугольники остаются в прорезях до конца недели. В конце недели результаты усилий по выполнению домашних заданий наглядно предстанут перед вами. Если ребенок старался, почти полностью и вовремя выполнил все уроки, обязательно поощрите его. Вы лучше знаете, что он любит. Это может быть совместная поездка в парк, катание на аттракционах, покупка какой-либо игрушки, сладостей. И, конечно, похвала, искреннее восхищение родителей своим воле волевым и целеустремленным ребенком.

И даже если ребенок не смог поначалу делать уроки в соответствии с расписанием, но старался, все равно похвалите его, создайте у него стимул выполнять домашние задания таким образом. Как всегда в воспитании нужны, прежде всего, терпение и внимание к ребенку.

Подобное расписание, конечно, не отменяет помощи родителей ребенку. Младшему школьнику нужны и помощь, и поддержка, и поощрение. Но такое расписание поможет и вам, и ребенку рационально спланировать учебные и выходные дни, разумно чередовать уроки и отдых, найти время для занятий музыкой, спортом, танцами, а главное – сделать важный шаг на пути становления детской самостоятельности.

Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

  1. Только мы с вами можем развить способность самостоятельно управлять своим поведением, научить ставить перед собой цели не только в учебной деятельности,  но и в жизненных ситуациях.

Мы с вами определяем, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т. д.

Одна из типичных ситуаций такого рода — выполнение ребенком какого-либо поручения.

Даже среди тех школьников (особенно первоклассников! которые охотно берутся выполнить поручение взрослого), довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок.

Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила.

Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание  лично к себе.

Во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т. е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределить работу по дням и т. д.

Причём, задаваемая цель должна иметь мотив, который наиболее значим для данного ребёнка.  Для чего мы это делаем?

Наибольшее влияние имеет цель в том случае, когда задаётся ребенку с самого начала работы.

Учитывайте! Учащихся 1-2 классов самостоятельно ставить цели не  умеют не только в учебной деятельности, но и в жизненных ситуациях. Только некоторые школьники 3-4 классов способны самостоятельно и организованно распределять своё время.

Рассмотрим конкретные примеры:

♦ поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать. Если, например, необходимо поставить пред ребёнком цель: на уроке вести себя, не нарушая дисциплину,  можно с учетом индивидуальных особенностей поведения обозначить такие, например, задачи:

-ничего не говорить учителю сразу при получении плохой отметки, а спросить об этом после уроков;

- не отвечать на уроке товарищу, даже если он заговорит первый;

- не выкрикивать, а поднимать руку и др.;

♦ конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, вечером или утром перед уроками, а не пожурили в субботу, а до понедельника он всё забыл). Этот прием оказывается значительно более эффективным, чем замечания ребенку учителем во время уроков, когда он уже начал вести себя плохо.

♦ необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на один день). По мере овладения новой формой поведения намечаемое время выполнения постепенно увеличивается;

♦ обязателен постоянный каждодневный  контроль  за изменениями в поведении детей.

  1. Нам необходимо обучать детей приёмам, помогающим справляться с трудными ситуациями, не растеряться, сохранять уверенность и спокойствие.

Прекрасный способ – анализ произведений по чтению. Не просто – «Прочитай», а «Давай обсудим, как бы ты поступил в похожих ситуациях».

Это может быть и проигрывание ситуаций. «Поставим себя на место … Что он чувствовал,  почему так поступил?»

  1. Не стесняйтесь проявлять положительные эмоции. Спрашивайте детей: когда тебе грустно, обидно, стыдно, радостно. Обсуждайте, что такое дружба, любовь, счастье?

Помните! Если ребёнок перевозбуждён, переключите его на более спокойную деятельность. Вовремя (не позже 9 часов, летом 10 часов вечера ) укладывайте  детей спать.  Мы не  должны допускать бурных игр перед сном, просмотра боевиков и др. подобных фильмов.

Уважаемые родители! Наши дети – наше будущее. И если мы их сейчас, вместе  с вами, научим контролировать своё поведение, эмоции, приучим их учиться, то в  дальнейшем овладеть  программой  старших классах  детям будет легко.

Памятка

Правила составления расписания

Принимайтесь составлять такое расписание недели через две после начала 1-й четверти. Расписание уроков в школе уже установилось. За две недели вы уже поняли, какой примерно график будет удобен ребенку.

Задание желательно выполнять в тот день, когда его задали, независимо от того, будет этот урок на следующий день или нет. За день до урока его желательно повторить.

На выполнение каждого урока не нужно планировать больше, чем полчаса.

Перед домашним заданием по каждому уроку должно быть четко указано время начала и окончания его выполнения. Если вы знаете, что задание по какому-либо предмету ребенок не способен, как правило, выполнить за полчаса, планируйте его выполнение в несколько этапов.

Между выполнением разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 мин.

Распределите домашние задания равномерно по дням недели.

Если нужно, выделите специальное время для повторения некоторых уроков.

Желательно, чтобы в выходные дни ребенок был полностью освобожден от уроков: он должен полноценно отдохнуть.

Постарайтесь внешне привлекательно и понятно оформить это расписание.

Повесьте его на стене.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника"

Родительское собрание о результатах памяти учащихся, о способах её развития....

Общешкольное родительское собрание.12 .12.14. Доклад "Социализация младших школьников».

В “Словаре по социальной педагогике” дается такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение  социальных ценностей, опыта и к...

Общешкольное родительское собрание.12 .12.14. Доклад "Социализация младших школьников».

“Словаре по социальной педагогике” дается такое определение: “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение социальных ценностей, опыта и культуры...

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

В данной работе речь идет о развитии познавательных способностей младших школьников, об их личностном развитии.О том, как учитель строит образовательный процесс, позволяющий эффективно раскрыться и са...

Родительское собрание для начальной школы на тему :"Интересы младших школьников"

Родительское собрание для начальной школы на тему :"Интересы младших школьников"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ШКОЛЕ Речевая подготовка детей к школе

Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников....