Выступление на общешкольном родительском собрании.Доклад "Работа с детьми с противоправным поведением"
статья по теме

Жеребцова Вера Александровна

Общешкольное родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshcheshkolnoe_roditelskoe_sobranie.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

27 апреля 2010 г.

Общешкольное родительское собрание

Работа с детьми с противоправным поведением

Психолого-педагогические основы профилактики противоправного                         поведения несовершеннолетних

Детская преступность — одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идет процесс омоложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений.

Детская преступность становится неотъемлемой частью нашей действительности. Нецензурная брань подростков, исписанные детской рукой остановки общественного транспорта, заборы, стены домов перестают вызывать возмущение.

На страницах газет и журналов, в теле - и радиосообщениях привычной стала криминальная хроника, значительное место в которой занимают преступления и правонарушения несовершеннолетних.

Объектами детской жестокости часто становятся животные, старики, младшие по возрасту, участились кражи у одиноких стариков. Воруют живность, вещи, продукты и нищенскую пенсию, которая часто является последним средством к существованию.

Не могут не сказываться на детской преступности острые социально-экономические проблемы сегодняшнего дня.Дети безработных, бездомных, обнищавших людей пополняют ряды несовершеннолетних преступников. Выделяют четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство их социальной неполноценности.

Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключается в изменении обстановки и привычных форм поведения, высказывании доверия к ним, одобрении их достижений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.

У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться.

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Представители этой группы — случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включению в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический контроль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.

   Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

    Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена  общими  причинамипреступности в  нашей  стране,  имеет  свои  особенности.  Они  связаны  свозрастными,  психологическими,  половыми  и  иными   отличиями   личностинесовершеннолетних правонарушителей; с обстоятельствами, способствующими  совершению  правонарушенийнесовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и  правонарушенийнесовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами,  которыеотносятся   к    различным    социально-экономическим    и    нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

По мнению многих психологов,  дети  в  семьевыступают не только в качестве объекта, но и субъекта  воспитания.  Они  впорядке обратной связи оказывают воспитательное воздействие на  родителей, дисциплинируют сферу бытовых отношений, стимулируют репродукционные  формыдеятельности, которые  преимущественно  связаны  с  семьей  как  первичнойячейкой общественного воспитания.

    Огромные   потенциальные   и   стимулирующие   возможности   семейноговоспитания  используются  еще  ограниченно.  Весьма четко прослеживается криминогенная значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как  распад  семьи,  потеряподростком  одного  или  двух  родителей,  если  это   не   компенсируетсясвоевременной помощью в общественном воспитании.

    Наряду с отрицательным влиянием указанных  обстоятельств  обращают  насебя внимание недостатки и упущения воспитания  в  полных  неблагополучныхсемьях, выступающие первопричиной противоправного поведения  и  занимающиезаметное место в генезисе правонарушений среди учащихся. Наиболее пагубноевлияние на подростков оказывает конфликтная атмосфера таких семей, которыеотношением и поведением прививают им грубость,  жестокость,  неуважение  кнормам поведения и другие отрицательные качества. Все это не  толькозатрудняет воспитание в подобных семьях, но и ослабляет, а то и  полностьюнейтрализует влияние школы, училища или других образовательных учреждений. Такженаблюдается и другая тенденция. Большая часть правонарушителей проживает вполных, внешне благополучных семьях, многодетных семьях с одним, реже двумяподростками-учащимися. Родители, однако, проявляют неумение,  а  подчас  инежелание воспитывать своих детей.

В подавляющем большинстве  семей  междусупругами не было согласия в методах воспитания детей и применяемых  мерахвоздействия. Все это приводило к  безнадзорности  подростков,  особенно  ввечернее  время,  порождало  у  них  чувство  безответственности  за  своидействия.

    Криминогенная значимость указанных недостатков и упущений, выступающихв    качестве    неблагоприятных    условий    формирования    подростков-правонарушителей из числа учащихся, должна  учитываться  при  изучении  ихличности и осуществлении на этой основе целенаправленных мер профилактики.

В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учащихся. Наоборот, при перевоспитании подростков требуется выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, переубеждать и открывать для них достойные и увлекательные жизненные перспективы.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами. Для предотвращения подобных действий рекомендуется организация совместных массовых мероприятий, объединяющих подростков из соседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное участие лидеры этих дворовых групп подростков.

С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав не гуманность их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия «честность» как важной личной и гражданственной черты.

Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа. Требуется также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
С такими подростками необходимо систематически проводить целенаправленную индивидуально-профилактическую работу, привлекать их к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой внеклассовой работе.

К наиболее распространенным формам воспитательной работы относятся беседы, лекции, диспуты, встречи с интересными людьми, с представителями общественных и религиозных организаций

Правильная организация свободного от учебы и работы времени способствует улучшению здоровья и физического развития подростков. Мероприятия должны пробуждать у подростков интерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, позволяющие им противостоять антисоциальным влияниям.

Так же знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих дисциплин повышает умственный уровень подростка, что является одним из условий формирования культуры человека. Просвещение развивает духовность, стремление к знанию. Статистика свидетельствует, что среди правонарушителей все больше подростков, не обладающих этими качествами.

Просвещение расширяет кругозор растущего человека, среду его общения, знакомит с грамотными, знающими людьми. Это позволяет более серьезно воспринимать окружающий мир, критически относиться к поведению людей, оценивать действия политиков.

Именно просвещение поможет сформировать культурный уровень, который позволит подростку жить в соответствии с нормами поведения, законами морали и права, — принятыми в обществе. Ведь обладая знаниями, мы стремимся ими поделиться, они выручают нас в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.

Подросток, знающий свои права и обязанности, становится очень ценным неформальным источником информации для своих ровесников. Он объяснит, что будет за разбитое стекло до того как его разбили, что ждет за катание на чужом мотоцикле еще до его угона.

Просвещенный подросток может предотвратить преступление, что является самой большой ценностью.Участвуя в конкурсах, олимпиадах, викторинах по праву, подростки набирают знания, оценивают и сравнивают их, становятся более информированными и тем самым более интересными и полезными для окружающих подростков. Только обеспечение наиболее полной занятости подростка, кружки, учеба и труд не оставят времени и сил нарушать закон.

Самое главное в работе : не наказать, а предотвратить. Главное — направить силы и средства на упреждение преступности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Публичное выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Психологическая готовность ребёнка к школе».

Выступление для родителей будующих первоклассников проводится примерно за год до поступления детей в школу....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Домашние задания. Как избежать взаимный стресс".

     Как считают психологи, абсолютному большинству детей на первых порах взрослый просто необходим! Без его присутствия им еще трудно организовывать свою работу. Оставаясь с зад...

Выступление на общешкольном родительском собрании начальной школы по теме "Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением"

Младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка.Важнейшим этапом этих преобразований является  появление новых форм осознанного пов...

Выступление на общешкольном родительском собрании «Жестокое обращение с детьми в семье»

Разработка адресована педагогам,  психологам школьных образовательных учреждений....

Выступление на общешкольном родительском собрании "Круг общения подростков и и его влияние на формирование нравственного поведения"

Выступление на общешкольном родительском собрании "Круг общения подростков и и его влияние на формирование нравственного поведения" включает в себя сообщение по теме, памятку для родителей ...

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: "Готовность ребёнка к обучению в школе" Презентация к выступлению.

Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность  которых - учение.Я уверена, что каждого из вас уже...


 

Комментарии

Жеребцова Вера Александровна

Вера Александровна - вы просто умница, творческих вам успехов и огромное спасибо за предоставленный материал. Большое спасибо! Я взяла себе на заметку. Удачи Вам!!!