Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в современном образовании
методическая разработка

Веревкина Юлия Александровна

В статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе, где определено позитивное влияние исследовательской деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов

по теме

«Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в современном образовании»

Курск, 2018 г.

Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в  современном образовании.

   Важнейшая задача современного образования - всестороннее развитие личности каждого ученика. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетами в современной практике начальной школы.

  «Развивающее обучение» предполагает соотношение обучения и развития, в результате которого формируется готовность школьника к самосовершенствованию и самовоспитанию. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

   Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия.

   Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукт деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие.

   Решением таких современных педагогических задач является использование проектной технологии. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно выстраивать логическую цепочку суждений, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

      Эффективность метода в начальной школе выражается в повышенной учебной мотивации, в снижении тревожности ученика, в способности переносить полученные знания в новые условия.

   В связи с развитием творческого мышления и самостоятельности младших школьников в проектной деятельности повышается уровень обученности по всем предметам. Осознание учащимися своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебные задачи. Определять цель работы на уроке и во внеурочное время.

   В результате обучения через проектную деятельность: стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении; выводится процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализуется принцип сотрудничества учащихся и взрослых.

   Одним из эффективных  путей развития творческих способностей учащегося является самостоятельная исследовательская деятельность ребенка. (фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Изменение глаголов по временам»)

          Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.

         Можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации. 3. Повышение мотивации учащихся в учебе.

4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

5. Активизация познавательных интересов учащихся.

6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

7. Предоставление каждому возможности самореализации.

8. Развитие творческих способностей учащихся.

9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыслительную деятельность.

10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

12. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме.

       Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В качестве заключения заметим, что невозможно заставить человека творить. Как писал фантаст А. Азимов в своем замечательном рассказе «Профессия», человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может (кто знает?) и большие открытия.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.

Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов...

"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...

Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС

       Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с у...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....