Проектная деятельность в начальной школе - эффективный метод обучения в свете ФГОС
методическая разработка на тему

Каширина Марина Михайловна

         Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я, Каширина Марина Михайловна, учитель начальных классов основной общеобразовательной школы с. Бардовка, филиал МБОУ Гимназия имею высшее образование, 1 квалификационную категорию, стаж работы 20 лет.

За эти годы мне пришлось пережить не одну реформу в области образования(в содержании, в общем характере и стиле педагогического процесса)…

         В современном мире изменения происходят во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в образовании. Процесс обучения в начальной школе ориентирован на развитие личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных особенностей, освоение учащимися базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развитие познавательных и коммуникативных способностей, приобретение основ культуры поведения.

Учащийся, окончивший школу, должен суметь реализовать себя в дальнейшей жизни, иметь возможность успешно применять на практике знания, полученные в процессе обучения, почувствовать свою значимость, постоянно совершенствоваться и развиваться в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда.

      Своих учеников хочется  видеть думающими, с хорошим багажом знаний, умений и навыков, творческими, способными анализировать любую жизненную ситуацию, умеющими преодолевать трудности, ставить цели, их добиваться, искать разные способы действий, конструктивные пути разрешения проблем, позитивно относиться к окружающим людям.

        В своей работе я стараюсь использовать такие приёмы и методы, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, учат выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Ведь общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

       Как мы знаем при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

           В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить, в частности, через организацию проектной деятельности.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной  деятельности, которая позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися, родителями;
  • развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

          Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.  Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

         Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен составлять план работы по проекту.

         Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе мы встречаем таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. 

        Это наблюдения за жизнью

  • Открытие многих явлений;
  • Открытие явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку;
  •  Его наблюдения начинают жить, двигаться,   взаимодействовать друг с другом;
  • Возникают вопросы;
  • Находятся ответы;
  • Он хочет узнать новые подробности  и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.

Детям очень нравится выполнять такие виды проектов как:

  • проекты наблюдения;
  • проекты рассказы;
  • конструктивные проекты;
  • экскурсионные проекты.

         Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

        Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

        Очень важно, что учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам,  учителю. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

        Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...

Проектная деятельность в начальной школе по окружающему миру в рамках ФГОС.

Работа с младшими школьниками по методу проектов....

«Организация проектной деятельности в начальной школе – как один из аспектов реализации ФГОС НОО».

В статье раскрывается понятие проектной деятельности,  даётся описание и этапы работы над проектом  "Живая Азбука"....

«Проектная деятельность в начальной школе. Использование методов проекта во внеклассной работе»

Работая в начальных классах, вот уже несколько лет я использую метод проектирования помимо уроков и во внеклассной работе, так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих спо...

Проектная деятельность в начальной школе как метод реализации развивающего обучения в современном образовании

В статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе, где определено позитивное влияние исследовательской...