Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат.
методическая разработка

Овчинникова Елена Александровна

Роль читательской компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат.

Читать – это ещё ничего не значит; что читать

и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

В последнее время из-за широкого увлечения школьников компьютерными играми, социальными сетями наблюдается тенденция отторжения подрастающего поколения от глубокого вдумчивого чтения, появления формального отношения к изучаемым произведениям отечественных и зарубежных авторов. Поэтому формирование умения смыслового чтения является одной из важнейших педагогических задач в общеобразовательных организациях.

В федеральном образовательном стандарте начального общего образования (далее - Стандарт) подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания. Смысловое чтение - это важнейший метапредметный результат. Оно лежит в основе изучения любого предмета и формируется всеми предметами .

Смысловое чтение – это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов разных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» .

-Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Это отражено в Стандарте при работе над следующими блоками:

1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

3. Работа с текстом: оценка информации.

Работа по всем этим блокам развивает все метапредметные УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Поэтому именно смысловое чтение можно назвать фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в Стандарте.

Особую роль смысловое чтение играет на начальном уровне образования. Это связано с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Однако умение школьников читать не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты заставляют нас по-новому взглянуть на само слово «чтение».

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны получить навык понимать, анализировать, сравнивать, видоизменять, генерировать (создавать под свои цели и задачи) тексты. Этому способствуют различные типы и виды смыслового чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное.

Просмотровое чтение – вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта. На уроке детям дается задание при работе с информационным стендом: «Прочитай текст. Исходя из данных, заполни таблицу и запиши последовательность своих действий, с помощью которых ты выполнял это задание. Пользуясь данными таблицы, выбери и отметь верные утверждения» .

Ознакомительное чтение – вид смыслового чтения, с помощью которого определяется смысл текста, ключевая информация. Учащиеся получают задание: «Рассмотри рекламный плакат ярмарки меда. Определи, верны ли утверждения. (запиши «да» или «нет»). Ярмарка будет проходить в Москве. Ежедневно ярмарка будет работать 8 часов. На ярмарке будет представлен мед со всех уголков России и др.» .

Изучающее чтение – вид смыслового чтения, при котором в зависимости от цели происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Ребята выполняют два задания по тексту сообщения. Задание 1. «Прочитай сообщение «На огороде» о минимальной температуре прорастания семян и прогнозе погоды на неделю. Внимательно рассмотри изображения. Определи, какой вывод могла сделать мама Сергея. Поставь в нужной клетке знак «+». Задание 2: «Прочитай отрывок из зимней сказки с загадками. Отгадай загадки, впиши отгадки» .

Рефлексивное – самое вдумчивое чтение, в процессе которого читающий предвосхищает будущие события после прочтения заголовка или по ходу чтения. Класс выполняет задание по легенде. Задание 1. «Внимательно прочитай легенду. Подумай, от чего зависит название лесов и заполни кластер «Какие бывают леса». Задание 2. «Рассмотри диаграммы. Определи, на какой из них изображен смешанный лес. Соедини диаграмму и название леса. Внеси цифры из легенды каждой диаграммы на саму диаграмму» .

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к знакомству с художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию учеников.

Главное – научить детей видеть существенную информацию в тексте и не задавать поверхностных вопросов. Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного, смыслового чтения.

Читательская грамотность, читательская компетенция, читательская компетентность. Чем отличаются эти понятия?

1. Читательская грамотность понимается как способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения различных целей. Овладеть читательской грамотностью – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

2. Читательская компетенция – это овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. (Определение, данное в ФГОСах).

3. Читательская компетентность имеет более широкий смысл - это понимание в необходимости знаний, умений и навыков; это качество сохранения прочитанного.

 Требования стандарта к метапредметным результатам

Метапредметный образовательный результат, который будет получен при условии сформированной читательской компетенции (прописано в ФГОС):

1. У выпускников будет сформирована потребность в систематической чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа, «потребного будущего».

2. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.

3. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения художественных и других видов текста и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции.

К.Г. Паустовский призывал: «Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир... Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим»,- писал когда-то К. Паустовский о роли чтения в жизни человека. И я полностью разделяю точку зрения писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая проверочная работа, направленная на оценку метапредметных образовательных результатов выпускников начальной школы, 4 класс

Стартовая работа метапредметных результатов проводится в выпускном классе начальной школы. в работе представлены задания из разных учебных дисциплин начальной школы. Задания состоят из 10 задач (блоко...

Городской семинар-практикум для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей - предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образовательного результата в средней школе".

В данном разделе опубликована программа городского семинара- практикума для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей-предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образова...

«Компетентностная задача как одно из средств достижения и измерения метапредметных образовательных результатов младших школьников»

В статье  даны примеры компетентностных задач для обучающихся начальных классов, направленных на достижение и предъявление метапредметных образовательных результатов, а также - экспертные листы с...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Учебные задания, направленные на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

О проблеме оценивания метапредметных образовательных результатов

Современный выпускник – человек нового формата. Важно не только овладеть предметными знаниями, но и метапредметными учебными действиями. Именно они позволяют успешно обучаться, намечать стратеги...

Сетевой проект как одна из форм оценивания и средство формирования метапредметных образовательных результатов.

В данной статье описывается как через участие в сетевых проектах учитель может оценить метапредметные результаты школьников...

«Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов».

laquo;Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов»....