Главные вкладки

    приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе
    статья

    в статье рассматривает вопрос формирования навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения посредством применения наиболее эффективных приёмов. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx17.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования поставлены задачи обучения и развития младших школьников, согласно которым педагогам требуется сформировать у учащихся универсальные учебные действия.

    Наряду с УУД, немаловажным результатом освоения основной образовательной программы является усвоение основ смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования смысловое чтение понимается как метапредметный результат, необходимый для освоения школьниками. В концепции развития универсальных учебных действий А.Г. Асмолов относит смысловое чтение к группе познавательных общеучебных универсальных действий и определяет его как «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ»

    Предмет литературное чтение в начальной школе благоприятен для формирования смыслового чтения, т. к. его приоритетом является развитие универсальных учебных действий ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение предполагает осмысленную, творческую духовную деятельность, которая состоит в освоении художественной литературы, развитии эстетического восприятия. Для того, чтобы извлечь заложенный в произведениях духовно-нравственный опыт, необходимо развитое смысловое чтение.

    У младших школьников во время обучения в начальной школе осуществляется переход к словесно-логическому мышлению, преобладающим на данном этапе остается наглядно-образное мышление. Ребенку трудно установить причинно-следственные связи, что объясняется конкретностью его мышления. По этой причине ему проще установить временные связи, и в этой же причине кроются трудности, возникающие у ребенка при обучении их смысловому чтению. В то же время, начиная с дошкольного возраста, ребенок способен сопереживать персонажу, постепенно пытается поставить себя на позицию героя. В этот сензитивный для развития данной способности период необходимо проводить целенаправленный анализ текста, чтобы в дальнейшем учащийся научился осмысленно осваивать идею художественного произведения.

    Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

    Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

    - выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

    - пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

    - отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

    - определять эмоциональный характер текста;

    - выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

    - опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

    - определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

    - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

    - формулировать тему небольшого текста;

    - работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

    - выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

    - определять идею произведения;

    - находить главную мысль, сформулированную в тексте;

    - определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску).

    Учителю важно подобрать и использовать на уроках наиболее эффективные приёмы для формирования навыков смыслового чтения. При систематическом использовании учащиеся:

    - начинают размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;

    - не пропускают непонятные слова, выражения;

    - вычерпывают информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задают себе вопросы по ходу чтения, задумываются над дальнейшем развитии событий, сверяют свои размышления с текстом;

    - включают воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;

    Формирование навыков смыслового чтения начинается в добукварный период обучения грамоте.

    Работа с любым текстом предполагает три этапа:

    • До чтения текста;

    • Во время чтения текста;

    • После чтения текста.

    Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование будущего чтения, прогнозировать содержание текста (приём «Антиципация»).

    Этап ориентирован на выявление и активизацию личного опыта учащихся, их знаний, умений на присущем им уровне. Учащиеся читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию. Педагогу важно на этом этапе правильно сформулировать вопросы. Например: “Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет текст? Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения? Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои произведения? Предположите, о чём мог написать автор?”

    Приём «Загадка» позволяет учащимся активизировать изученные знания и способствует развитию различных видов памяти. Его можно использовать на начальном этапе работы над лексическим значением слова. На основе этой информации и своего читательского опыта учащиеся предполагают, о чём пойдёт речь, то есть тему текста, его эмоциональную окраску. Главная задача педагога – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать текст или книгу.

    Работа с текстом во время чтения. Цель этапа - достижение понимания текста на уровне содержания.

    Первое знакомство с текстом происходит в виде самостоятельного чтения в классе или чтения-слушания, или комбинированного чтения (на выбор учителя), при этом учитываются особенности текста, возрастные и индивидуальные возможности учащихся. Затем нужно выявить первичное восприятие: поговорить о том, что поняли и почувствовали дети, о чём подумали. Уже в этот момент можно спросить, какие предположения, сделанные до чтения текста, подтвердились, а какие нет. Однако без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения. Это и работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками и словами образами.

    Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за чертой понимания. А вот невнимание к ключевым, наиболее важным в тексте словам ведёт к непониманию смысла всего текста. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. Без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, использованными автором, невозможно получить удовольствие от чтения художественного текста. Это и сравнение, метафора, олицетворение, крылатые и образные выражения.

    Потом следует «медленное» повторное чтение, в процессе которого происходит анализ, глубокое понимание, когда у учащегося возникает собственная интерпретация текста.

    Начиная со 2 класса можно ввести приём «Чтение в кружок»: чтение по абзацам текста по очереди. Текст только у читающего, у слушающих книги закрыты. Далее текст передаётся следующему чтецу. Задача читающего – читать с пониманием, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

    Работа с текстом после чтения. Цель этого этапа - достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, идеи автора).

    Приём “Игровая цель” направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке и позволяет включить в игровую оболочку большое число заданий. Класс делится на команды или группы и выполняет ряд заданий на скорость и правильность. Например, учащимся предлагается соотнести лексическое значение слова с понятием и иллюстрацией, объяснить свой выбор.

    Для самостоятельной работу с учебником можно проводить «Работу с вопросником». Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

    Приём «Паспорт героя» помогает систематизировать и обобщить знания, выделять существенные и несущественные признаки изучаемого явления. Дети с большим удовольствием описывают героев сказок, рассказов, особенности их характера, внешний вид. В паспортах дети описывают не только внешний вид персонажей, но и выражают своё отношение к ним словами и предложениями из текста.

    Прием «Цветопись» очень нравится детям, дает широкое поле для творчества. Ведь все дети любят рисовать. А при помощи рисунка можно выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир персонажей. Например: * Нарисуйте характер героев. Объясните свой рисунок. * Нарисуйте совесть. Объясните свой рисунок. Творческие задания предполагают самостоятельность учащегося при их выполнении. Главное, подбирать такие творческие задания, в которые были включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.

    Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая постепенно окружающий мир.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (методическое пособие)

    Цель данного пособия - помочь учителям начальных классов организовать осмысленное чтение на уроках литературного чтения, русского языка,  окружающего мира, математики и др. В пособии приводятся п...

    Презентация. ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с по...

    Использование смыслового чтения на уроках в начальной школе

    Представлен проект "Смысловое чтение на уроках в начальной школе", в котором не только раскрывается  понятие "смысловое чтение", его стратегии и приемы, но и представлены зада...

    Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»

    «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» ...

    Презентация "Работа над смысловым чтением на уроках в начальной школе"

    В презентации представлены упражнения, направленные на формирование смыслового чтения на всех уроках в начальной школе....

    Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальной школе

    В презентации раскрыт современный подход к формированию навыков смыслового чтения....

    Приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе.

    Фишбоун -  прием смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления....