Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму
статья (1 класс)

Петухова Елена Владимировна

В статье представлены разнообразные упражнения и занятия, способствующие развитию фонематического слуха. Ребята с удовольствием читают по ролям, с интересом работают над интонационной стороной речи, учатся различать звуки, слоги и слова, близкие по своему звуковому составу, пишут графические и зрительно-предупредительные диктанты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму.

Аннотация: в статье представлены разнообразные упражнения и занятия, способствующие развитию фонематического слуха. Ребята с удовольствием читают по ролям, с интересом работают над интонационной стороной речи, учатся различать звуки, слоги и слова, близкие по своему звуковому составу, пишут графические и зрительно-предупредительные диктанты.

Ключевые слова: дисграфия, дислексия, звуки, слоги, слова, фонематический слух, звукобуквенный состав, игры, задания, упражнения.

На втором году жизни дети уже начинают знакомиться с устной речью, во время общения со взрослыми. Но ни один ребенок, не понимает, как это происходит. А письмо и письменная речь формируется совершенно по-другому. С самого начала письмо – это осознанный процесс, который формируется в результате обучения. Прежде чем писать слова, ребенок должен представлять их значение и понимать, из каких звуков состоит это слово и какие буквы будут выражать эти звуки на письме. Понятия – «буква и звук» имеют очень важное значение.

На ранних этапах формирования навыком письма любая операция - анализ звука, определение каждой буквы, написание ее - является еще отдельным, самостоятельно осознаваемым действием. Написание слова, таким образом, делится для дошкольника на несколько задач. На данном этапе включаются и зрительные ориентиры, и пространственные, и фонематический слух.

По ходу развития навыка письма его психологическая структура изменяется. Ребенок учится с легкостью писать целые сочетания букв, а потом и целое слово. Акцентирование отдельных звуков, нахождение необходимых графических знаков, написание букв — все эти действия больше не занимают его произвольное внимание — автоматизируются, превращаясь в определенные операции, подчиненные общему целому. Если присмотреться на графический рисунок письма первоклассника, четвероклассника и студента, то можно заметить, как меняется почерк, прежде всего нажим, проходит угловатость, линии становятся плавными.

В овладении письмом полной мере наблюдается теория поэтапного формирования умственных операций длительного времени (по П.Я.Гальперину).

1. Ребенок увидел или услышал, таким образом, узнал слово, состоящее из звуков.

2. Проговорил его вслух.

З. Далее проговорил его шепотом и начал писать, делая остановку после каждой написанной буквы.

4. Ребенок перестает «проговаривать» губами и пишет слово, не проговаривая его шепотом.

Внешняя речь переходит на внутреннюю, происходит процесс интериоризации.

Сравнительные наблюдения показывают, что само психологическое содержание процесса письма не остается одним и тем же. Основной задачей письма является запоминание текста (при письме под диктовку, письменном изложении, списывании текста).

Операции, сопровождающие процесс письма:

- анализ звукового состава слова, которое предстоит написать.

- перевод в зрительную графическую схему выделенных фонем. Каждой фонеме соответствует буква-графема.

На первых этапах развития навыка письма эти процессы происходят осознанно, а потом они осуществляются автоматизированно. Вот как раз в это время у некоторых детей возникают трудности (пропуски букв, слогов, недописывание окончаний, соединение одной части слова с другим и т.д.), на которые нужно обращать пристальное внимание, иначе это может привести к развитию дисграфии и дислексии.

Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких, повторяющихся ошибках, связанных с несформированностью фонематической системы языка.

Дислексия — нарушение процесса овладения чтением.

Ошибки письма можно разделить на несколько категорий:

- замена одних букв на другие, фонематически или графически близкие.

- графическое моделирование фонематической структуры слова (пропуски, перестановки, вставки букв).

- ошибки графического маркирования синтаксической структуры предложения, отсутствия точек в конце предложения и пропусков между словами, слитное написание предлогов, первое слово в предложении написано со строчной буквы.

После проведения коррекционной работы, ошибки письма исчезают, но часто появляются орфографические ошибки, которые говорят о недостатке знаний. Это не касается речевых нарушений в дошкольном возрасте, которые не имеют никакой связи с ошибками чтения и письма. При поступлении детей в первый класс у некоторых детей можно наблюдать проблемы с произношением какого-либо одного звука (чаще это [л] или [p]). Но это совсем не значит, что у него будут какие-либо трудности при овладении грамотой.

Учитель начальных классов – главный помощник для ученика и его родителей. Если возникает необходимость, педагог направляет ребенка на консультацию к логопеду, неврологу для того, чтобы преодолеть возникающие трудности. В некоторых случаях, учитель самостоятельно оказывает посильную помощь ребенку. Тем самым повышая шансы на успех. При выявлении дислексии в первом-втором классах чтение может быть доведено до нормы у 82% детей, в третьем классе – у 46%, в четвертом – у 42%, в пятом-седьмом классах – в 10 - 13% случаев.

Следующие упражнения, способствуют развитию фонематического слуха:

«Колокольчик».

Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звенит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это.

«Далеко — близко».

Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Дети по очереди подходят и отходят от водящего и называют его имя. Водящий должен угадать, кто это.

Воспроизведение ритмов от простых к сложным.

- отстукивание простого ритма, состоящего из двух элементов. (III, II, III, II),

- воспроизведение сложных ритмов, состоящих из трех и более элементов (II, II, II, III, III, III),

- ритмы можно отхлопывать в ладоши или отстукивать по любой поверхности (парте, книге, столу т.д.).

«Три медведя».

На начальных этапах выставляются игрушки, кратко рассказывается сказка, слова героев произносятся то низким, то средним, то высоким голосом. Дети должны догадаться, кто говорит. Следующий этап – чтение по ролям. Важно обратить внимание родителей, что подобные упражнения необходимо выполнять дома.

Работа над интонационной стороной речи.

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

Изначально возьмем одинаковые слоги:

са-са-са        па-па-па      ка-ка-ка

са-са-са        па-па-па      ка-ка-ка

 са-са-са        па-па-па      ка-ка-ка

Потом изменяем гласную:

да-ду-ды      ва-во-вы        та-то-ты

ду-до-ды      во-ву-вы        тю-то-та

            ды-да-де       вы-во-вя        ты-то-ту

Изменяем согласную:

са-за-та      га -та-са      ба-па-га

са-за-та      га-та-са       ба-па-га

са-за-та      га-та-са       ба-па-га

В завершении изменяем и согласную и гласную:

                                        ты -ту- са          ты-до-пу          пу-са-ко

ва-ду-ко            ку-ву-то           фы-су-па

                                       са-бо-пы            сы-ба-ру          кы-ба-во

Различение слов, близких по своему звуковому составу.

Если услышите слово «банан», хлопните в ладоши, (батан, банан, баман); «птицы» (птитса, птича, птицы), Упражнение усложняется в зависимости от возраста ребенка, звуки в словах изменяются по принципу твердости - мягкости «бокал» (бокаль, бокал, бокъял), звонкости - глухости «точка» (почка, дочка, бочка), шипящие - свистящие «книжка» (кишка, киска, книжка).

Из каждых четырех названных слов ребенок должен выбрать слово, которое по количеству слогов отличается от других:

так — дом — том – диван

ток — крот — совок – плот

лимон - болото – вагон - замок

ландыш - карандаш - завод - бизон

Различение отдельных звуков.

Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Например, педагог предлагает: положите голову на парту, поднимите ее, если услышите звук [и].

[и]- [и]- [и]- [ы]

[ы]- [и]- [ы]- [и]

[ы]- [ы]- [ы]- [и]

Таким образом можно работать с каждым звуком, затем дать звуки в сочетаниях с гласными, а потом с согласными.

Следующий этап - дифференциация согласных в сочетаниях с гласными по принципу:

- звонкие - глухие (например, дети поднимают правую руку, если слышат слог «ДУ». Педагог произносит: «Бу-ду-му» и т.д.);

- твердые - мягкие (например, дети поднимают левую руку, если слышат мягкий звук. Педагог читает: «Ас-ась-ат-сэ-се» и т.д.).

Так же можно построить упражнение на различение оппозиционных звуков: [с]-[ш], [з]-[ж], [л]-[р], [ч]-[т].

Различение слогов.

• Определить лишний слог:

ка - ла - ла - ла

та - та - та - да

са - за - са - са и т.д.

• Определить лишний звук:

[к]- [к]- [л]- [к]

[т]- [т] - [т]- [д]

   [с]- [ш]- [ш]- [ш]

[ц]- [п]- [п]- [п]

[т]- [т]- [б]- [т]

• Определить лишнее слово:

почка - бочка - почка - почка

кнопка - стопка - кнопка - кнопка

коза - коса - коза - коза и т.д.

Звуки берут в следующем порядке:

- по месту образования [т]-[в], [к] -[л], [с]- [м].

- по звонкости – глухости

- по твердости – мягкости

- свистящие – шипящие.

Подобным образом можно подобрать слоги и слова.

Отхлопывание слоговой структуры слова (ти – ши – на). При работе на уровне предложения можно отхлопывать слова в предложении.

«Зашифрованное слово».

На доске записывается ряд слов. Детям предлагается из первого слова взять первый слог, из второго – второй, из третьего – третий. (Например: аромат, капелька, керосин, апельсин).

«Магнитофон».

Ребенку поочередно называются слоги. Между слогами дается речевая инструкция. Дети должны сложить слово (например: первый слог – «у» + второй слог – «доч» + третий – «ка» = удочка).

Также можно использовать графический диктант. Учитель диктует слово (предложение), а ребенок должен записать только гласные буквы (например, «наступила» — а, у, и, а). А можно записывать только гласную «и» («у»), особенно если дети их путают на письме.

Так же для устранения дисграфии и дислексии можно использовать зрительно-предупредительный диктант. Но обязательно проводить его нужно ежедневно, в течение 2—3-х месяцев, только тогда можно будет рассчитывать на результат.

Список использованной литературы:

        - Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С.А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). 280 с.

        - Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму. / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. №4.

        - Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. / О.Б. Иншакова. – М.: Педагогика, 2000.

- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003. 184 с.

- Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. 203 с.

- Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1–4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 84 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.

В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...

Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.

Сообщение о причинах возникновения трудностей в обучении младших школьников....

Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму.

В статье представлены разнообразные упражнения и занятия, способствующие развитию фонематического слуха. Ребята с удовольствием читают по ролям, с интересом работают над интонационной стороной речи, у...