Мастер- класс по проектно- исследовательской деятельности
учебно-методический материал (4 класс)

Сердитова Людмила Васильевна

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:

исследовательские,

творческие,

практико-ориентированные,

информационные.

   Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

1.Выбор темы.

2.Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

3.Подбор и изучение  материалов по теме.

4.Составление библиографии.

5.Выбор методов исследования.

6.Разработка плана проекта.

7.Написание исследовательского проекта.

8.Оформление исследовательского  проекта.

   Исследовательские технологии - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Формы вы видите на экране.

     Целью организации исследовательского метода является формирование у детей познавательной активности. Потребность в исследовательском поведении является пружиной, движущей силой развития и саморазвития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_po_proektno-_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»

  с. Объячево

    Обобщение опыта  по   теме: Формирование УУД в проектно-исследовательской деятельности  

Автор:  

учитель начальных классов, руководитель кружка  « Я - исследователь» МЦДО

 

Сердитова Людмила Васильевна

                                                                   

 

              

                                                         

                                             

                                                 

                                                   

                                                       

                                                           

с. Объячево

Прилузский район

Республика Коми

2021

Образован не тот, кто много знает,

 а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания.

В.П.Вахтеров

    Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют  развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у учащихся универсальных  умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. Сегодня акцент делается  на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности.  

Исследовательский метод -  это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Этот метод востребован в обучении. Он способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование – это творчество, процесс выработки новых знаний. Цель исследовательской деятельности – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа усвоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми.

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:

исследовательские,

творческие,

практико-ориентированные,

информационные.

   Работа над исследовательским проектом проходит в несколько этапов:

1.Выбор темы.

2.Определение цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования.

3.Подбор и изучение  материалов по теме.

4.Составление библиографии.

5.Выбор методов исследования.

6.Разработка плана проекта.

7.Написание исследовательского проекта.

8.Оформление исследовательского  проекта.

   Исследовательские технологии - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Формы вы видите на экране.

     Целью организации исследовательского метода является формирование у детей познавательной активности. Потребность в исследовательском поведении является пружиной, движущей силой развития и саморазвития.

Что же характерно для исследовательской деятельности?

1.Она личностно-ориентирована.

2.Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.

3.Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

4.Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

5.Характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.

Условия успешности исследовательской деятельности:

1.Личный интерес учащихся.

2.Чёткость и конкретность постановки цели.

3.Определение планируемых результатов.

4.Констатация исходных данных.

Исследуя, учащийся  задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на них ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая,   и делает вывод, фиксирует результат.

Во время исследовательской работы  каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех. Ребенок – личность  сама по себе деятельная. Ему нужно все   потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

 Приведу примеры исследовательских работ по группам, сделанных моими учащимися.

Исследовательские проекты (предполагают проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике): Это такие проекты как: «Листая старый альбом» об истории старинных фотографий,    «Почему монета - свидетель истории?» о семейной реликвии серебряной монете эпохи Николая II, «Бабушкина аптека», «История возникновения и развития села Объячево на основе воспоминаний из рукописной книги И.А.Яборова», «Новые арт-объекты села Объячево» и другие.

Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью исследования): Совместно с детской районной библиотекой был реализован долгосрочный проект «Литературная гостиная: Время открытий», это и встречи с детскими писателями, посещение спектаклей и др.,  традиционно участвуем конкурсах проектов: Проект «Бесценный дар - книги Г.Х.Андерсена» - дипломант 2 степени районного литературно-творческого конкурса, отзыв на прочтение книги о войне районный литературный конкурс «Журавли», по итогам выпущен сборник.  В нем напечатаны лучшие работы, а участвовал весь класс.

  В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся проявляют активный интерес к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, к ярким страницам истории. Ребята с удовольствием выполняли исследовательские работы по теме «Они защищали Родину», в  процессе деятельности  происходило формирование представлений об историческом прошлом  Родины, о героях-земляках,  защищавших нашу страну. Жуйкова Анастасия выполнила проект «Мой прадед Шаманов  Сергей Дмитриевич – участник Великой Отечественной войны», стала победителем районной конференции «Я - исследователь», очно участвовала в республиканской конференции «Отечество - земля Коми», межрегиональных Краеведческих чтениях при СГУ, II Районных краеведческих чтениях «Наши земляки - наша гордость». Багина Юлия с проектом «О героях былых времен» и Лобанова Дарья с проектом «Нет в России семьи такой, 
Где б, не памятен  был свой герой…»
приняли участие в школьной конференции «Первые шаги в науку» научного общества «Эврика», стали победителями в своих номинациях. Проект и презентация Шубиной Леры на  тему: «Они защищали Родину» отмечены сертификатом Республиканского конкурса презентаций школьников к 75-летию Победы. Все эти работы приняли  участие в четвертых Родословных чтениях в Прилузье «Имена и судьбы Республики Коми в родовой памяти и генеологии» в октябре этого года.  

   Учащиеся убедились, что   каждый человек, совершая свой подвиг, делал это не для награды, а для того, чтобы быстрее закончилась война, или чтобы не погибли товарищи, для того чтобы лучше жилось и трудилось людям.

Творческий проект (проект выходит за рамки школьных предметов, как дополнение к урочной деятельности, развивает у проектанта умения решать творческие задачи):   инновационный образовательный  проект «Письмо моей семье» отмечен дипломом 3 степени  регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма».

На уроке-проекте дети узнают об особенностях эпистолярного жанра и пишут письмо своей семье.

В течение года учащиеся принимали участие в творческих конкурсах поделок: Попач Даниил стал Победителем районной выставки «Этот День Победы» в ЦИИПТ, в Конкурсе-онлайн Военная техника РДШ, это  конкурс поделок к 23 февраля - Победителем стал Семушин Степан. В школьном онлайн-конкурсе «Была война, была Победа» декламировали стихотворения о войне, о ветеранах, о Победе- Иевлев Артем, Жуйкова Настя, Овчинникова Лиза, Степанян Эрик, отмечены дипломами, а Багина Юлия  заняла 2 место. Чтобы проверить свои знания,  Жуйкова Настя, Косолапова Милена  приняли участие в заочной Республиканской викторине среди 3-4 классов, посвященной 75-летию Победы в ВОВ, а Попач Даниил стал призером 2 степени. Детской библиотекой была организована Игра к 9 мая «Зарничка» -  Победителем стала Косолапова Милена.    

В год Памяти и Славы работа была проведена целенаправленно и систематично. Огромную помощь в подготовке оказали родители учащихся, они сами также активно принимали участие в акциях и конкурсах. 
6 мая проведена XI Международная акция «Читаем детям о войне», инициированная Самарской областной детской библиотекой. Акция приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Акция — крупномасштабное мероприятие по поддержке чтения, цель которого – воспитание гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Акция  проходила в online режиме. Наши родители активно включились в работу, показывая пример нашим детям: Жуйков Станислав Вячеславович поддержал акцию первым, Анастасия Анатольевна Овчинникова замечательно прочла произведение.

Монопредметный проект (небольшой проект в рамках одного учебного предмета): Ученица Елина Олеся подготовила  проект «Мой дедушка - моя гордость» о дедушке-воине – интернационалисте. Расспросила о том, как служил он в Афганистане и рассказала ребятам 4-х классов о своем проекте. Ребята заинтересованно слушали и задавали вопросы.

Межпредметный проект (в проекте предполагается использовать знания по двум и более учебным предметам): Это проект «Почему красная строка,  не красная на самом деле?»,  Данный проект  представлен  учащимся Степаняном Эриком  для участия в Республиканской учебно-исследовательской конференции «Я - исследователь, я открываю мир!», занял 3  место Проект Сердитова Григория на тему: «Мой дедушка-рационализатор» также удостоен 2 места в этой  конференции.

   Темами итоговых научно-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, реликвии и семейные хроники. В этом году Капустина Софья представила проект «История одной иконы».  

 

По окончании работы над исследованием ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

 Применение научно-исследовательской деятельности   позволяет ученикам не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других. Стараемся ежегодно представлять проекты на республиканских конференциях: «Я – исследователь, я открываю мир!», «Отечество-Земля Коми», межрегиональных: Краеведческие чтения, Ломоносовский тур, где они занимают призовые места.

Таким образом, исследовательское поведение позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.   Большое внимание мной уделяется целенаправленной и систематической работе  по подготовке  публичного выступления, презентации проекта обучающимися. И в заключение, … Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Как вы думаете?  Наполеон не замедлил с ответом: «Практика, практика, практика!». Не существует быстрого и легкого пути. Нужна кропотливая и каждодневная работа, а результат будет.

Литература.

  1.  Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т
  2. Леонтович А.В. Каждый человек – исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2-е изд., доп. – М., 2005

 

   

   

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока отчёта в 1 классе по проектно-исследовательской деятельности.

Урок -отчёт в 1 "в" классе по проектно-исследовательской деятельности.  Пояснительная записка. Тема урокаУрок –отчёт по проектно исследовательской деятельности. Проращивание семя...

Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проектов.

Выступление на педсовете, проведение мастер-класса с использованием исследовательской деятельности и метода проектов....

Выступление в Школе педагогического мастерства. Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).

Выступлениев Школе педагогического мастерства.Тема: «Мастер-класс с использованием исследовательской деятельности и метода проекта при работе с ПервоРобот Lego WeDo» (из опыта работы ).Цел...

Мастер - классы по применению исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.

Мастер - классы по применению исследовательской деятельности на уроках в начальной школе....

Мастер-класс "Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся"

Организация проектно-исследовательской деятельности как способ повышения учебной мотивации неуспешных обучающихся...