Формирование социально-коммуникативной компетентности предшкольной группы в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования
материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

http://89096ps.ucoz.ru/Foto-novosti/hj.jpg

Тема выступления на МО:

«Формирование социально-коммуникативной компетентности предшкольной группы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Автор-составитель: Неркаги Хасне Сюдывна,

Воспитатель группы- семьи №5

с. Панаевск, 2019


Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребёнка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Многочисленными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.

 Развитие социально-коммуникативной компетентности предшкольной группы - важная социальная и психолого-педагогическая проблема.

Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. 

Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.

 Основные направления в образовательной работе по социальному развитию дошкольников по программе «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой.

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
  • семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Определяющий характер взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми - личностно-ориентированная модель воспитания, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический;

Выделяет основные принципы дошкольного образования,

  • направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей;

 Использование в образовательной работе предшкольной группы видов деятельности:

• игровая;

• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

• познавательно-исследовательская;

• восприятие художественной литературы и фольклора;

• самообслуживание и элементарный бытовой труд;

• конструирование;

• изобразительная;

• музыкальная;

• двигательная.

Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

* обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

* поддержка индивидуальности и инициативы детей;

* установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных

ситуациях;

* построение развивающего образования, ориентированного на зону

ближайшего развития каждого воспитанника;

* организация сотрудничества с родителями воспитанников.

Инновационные формы работы с родителями:

• Совместные образовательные проекты, а также (семейные и межсемейные);

• Вечера вопросов и ответов;

• Родительские гостиные;

• Тренинги по запросам родителей;

• Клубы по интересам;

• Родительские конференции;

• Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

• Творческие выставки и фотовыставки;

• Тематические вечера;

• Викторины;

• Спортивные соревнования;

• Видеоинтервью и тематические мультимедийные презентации;

• Выпуск семейных газет;

• Изготовление авторских тематических книжек-малышек;

• Совместное создание мини-музеев.

Формирование социально-коммуникативной компетентности детей предшкольной группы возможно, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

• Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

• Обучение умению слушать и слышать другого;

• Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

• Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

• Формирование чувства симпатии между участниками общения;

• Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

• Обучение умению детей владеть собой;

• Развитие умения анализировать ситуацию.

• Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

Интернет – ресурсы:

  1. https://infourok.ru/rabochaya-programma-socialno-kommunikativnoe-razvitie-dlya-detey-let-2763801.html
  2. http://ds2solnce.caduk.ru/DswMedia/stanovleniekommunikativnoykompetentnostidoshkol-nikovsoglasnofgosdo.pdf
  3. http://raguda.ru/ns/kommunikativnaja-kompetentnost-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ  и как следствие...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема формирования социально-коммуникативной компетентности родителей младших школьников является актуальной. Вопросом сотрудничества учителя начальных классов и родителей младших школьников занима...

Формирование логического мышления у обучающихся с ОВЗ в соответствии требованиям ФГОС НОО (на уроках математики) в начальной школе

Статья о формировании логического мышления на уроках математики в начальной школе у обучающихся по программе ФГОС НОО с ОВЗ. Данный материал расчитан на обучающихся с подготовительного класса, с наруш...

Тема опыта: «Развитие познавательных УУД на уроках математики посредством формирования умений решения текстовых задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

Условия   возникновения, становления опытаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, сп...

Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственны...