Формирование логического мышления у обучающихся с ОВЗ в соответствии требованиям ФГОС НОО (на уроках математики) в начальной школе
статья по математике (1 класс)

Евстафьева Ирина Сергеевна

Статья о формировании логического мышления на уроках математики в начальной школе у обучающихся по программе ФГОС НОО с ОВЗ. Данный материал расчитан на обучающихся с подготовительного класса, с нарушениес опорно - двигательного аппарата, нарушение мелкой моторики, зрения и познаватнльной деяткльности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование логического мышления у  обучающихся с ОВЗ в соответствии требованиям   ФГОС НОО (на уроках математики)

в начальной школе.

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1598 от 19 декабря 2014 года, ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе обучающегося  нужно научить не только читать, считать и писать, необходимо привить две группы новых умений:

  • универсальные учебные действия, составляющие умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
  • формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.

  Стандарт в математической подготовке поддерживает традиции начального обучения математике, на первый план выходит проблема формирования логического мышления.

Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач. В стандарте обозначено, что в ходе освоения обучающийся имеет возможность  овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов».

Поэтому важно, чтобы формы и методы обучения математике младших школьников подбирались под индивидуальные способности обучающегося, способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывания, решать задачи практического характера.

   В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для ОДА)  освоение начального курса математики должно создать прочную основу для осознанного овладения обучающихся с нарушением опорно – двигательного аппарата систематическим курсом математики на ступени основного общего образования, способствовать развитию их словесно-логического мышления и коррекции его недостатков. Программа должна быть построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития с нарушениями опорно-двигательного аппарата, типичных трудностей, возникающих у них при изучении математики, и х путей их преодоления.

  Программа курса объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Курс предусматривает формирование у детей пространственных представлений в тесной связи с индивидуальными занятиями с учителя - дефектолога, ознакомление обучающихся с различными геометрическими фигурами.

На уроках математики основным способом восприятия учебного материала для обучающихся  с ОДА является тактильный и наглядный материал; но знакомую детям тематическую и терминологическую лексику они учатся воспринимать на слух. На уроках математики продолжается работа над коррекцией познавательной и организационной деятельности, развитие мелкой  и крупной моторики. Математика именно тот предмет, где можно в большей степени это реализовывать.

К логическим универсальным действиям относятся:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

 подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Т.е. уже в начальной школе обучающиеся должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Задачи формирования логического мышления:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме поиска форм и методов развития младших школьников на уроках математики;
  • определение сущности понятий логического мышления, форм и методов развития логического мышления;
  • выявление форм и методов развития логического мышления;
  • разработка методики развития логического мышления младших школьников на уроках математики.

Работая над формированием логического мышления, начиная с подготовительного класса, я ввожу специальные задания и задачи, направленные на развитие познавательных возможностей и индивидуальных способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего и логического характера.

Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть всего педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность - одна из основных задач современной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Развитие мышления учащихся через систему содержательно-логических заданий на уроках математики в начальной школе»

 Современная начальная школа идет по пути усложнения содержания по целому ряду традиционных предметов. Математика не является исключением. Интеллект человека в первую очере...

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе

Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.В задания логического мышления входят различные виды работы:1.Работа с числами, числовым р...

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Как известно, период то 6 до 12 лет -очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти г...