Главные вкладки

    Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
    статья на тему

    Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.

    В задания логического мышления входят различные виды работы:

    1.Работа с числами, числовым рядом (магические квадраты).

    2.Работа с геометрическим  материалом (танграммы).

    3.Работа с фигурами.

    4. работа с задачами.

    Решение задачи в начальной школе имеет центральное значение для развития логического мышления, так как связано с переходами от символической формы мысли к словесной.

    Анализируя задачи, дети составляют модели, чертежи. схемы, по которым решаются обратные задачи и аналогичные.П.М.Эрдниев предлагает свою систему решения задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_logicheskoe_myshlenie.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на МО учителей начальных классов.

    « Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах».

    Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.

    В задания логического мышления входят различные виды работы:

    1.Работа с числами, числовым рядом (магические квадраты).

    2.Работа с геометрическим  материалом (танграммы).

    3.Работа с фигурами.

    4. работа с задачами.

    Решение задачи в начальной школе имеет центральное значение для развития логического мышления, так как связано с переходами от символической формы мысли к словесной.

    Анализируя задачи, дети составляют модели, чертежи. схемы, по которым решаются обратные задачи и аналогичные.П.М.Эрдниев предлагает свою систему решения задач.

    Основные этапы:

    1. Решить данную задачу.
    2. Составить и решить обратные задачи.
    3. По возможности составить по аналогии новую задачу и решить таковую.

    Нестандартные задачи способствуют формированию и совершенствованию  логики мысли, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности.

    В процессе поиска решений и ответов у ребёнка развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация.

    К нестандартным задачам относятся:

    а) отгадывание чисел

    б) логические концовки

    в) задачи-парадоксы с неожиданными ответами

    г) занимательные задачи на расстановку чисел и др.

    Например: (задания для 1 – 2 классов)

    а) Задумайте число, меньше 10, но больше 0.

    Умножьте его на10, прибавьте 6.

    Зачеркните первую цифру (число десятков зачеркнули).

    Получилось 6!

    5*10+6    56

    б) дом короче сарая, значит сарай…..

    в) Саша вышел из дома раньше, чем Серёжа, значит Серёжа….

    г) требуется уменьшить число 9 на 3.Как получить ответ, не используя  никаких знаков? (Достаточно повернуть цифру 9, и ответ готов получилась цифра 6!)

    Все виды работы, представленные в заданиях, направлены на развитие логического мышления.

    Такие задания предлагаю детям на каждом уроке математики. Делаю разграничения: одну неделю учимся анализировать, другую -занимаемся  синтезом, третью - обобщаем и т.д. Затем задачу  усложняю: группирую разные виды заданий.

    На определённом этапе работы ввожу дифференциацию, заменяю фронтальную форму работы групповой, парной или индивидуальной.         Данные задания не только развивают умения анализировать, рассуждать, комбинировать, обобщать, но и активно формируют  весь процесс мышления. Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с интересом выполняют предложенные задания, составляют аналогичные задания, лучше усваивают учебный материал, таким образом , процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становятся основой развития личности ребёнка.

    Данная система работы способствует разностороннему развитию учащихся, повышает уровень активности, создаёт благоприятные условия для самоутверждения, что приводит к улучшению успеваемости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

    Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

    Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

    Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

    «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах»

    Из опыта работы "Развитие логического мышления на уроках математики в начальных класса....

    Статья по теме «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах как средство формирования познавательных универсальных учебных действий»

    Статья по теме «Развитие логического мышления на уроках математики   в начальных классах как средство формирования  познавательных универсальных учебных действий»...

    Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе

    Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...

    Методический семинар Тема: «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах».

    Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в средней школе. Это отмечает и лучший  российский специалист по математике Г. В. Дорофеев. Цель моей работы –...

    Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

    Как известно, период то 6 до 12 лет -очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти г...