Проблема развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Жадаева Екатерина Михайловна

Данный материал содержит в себе краткий материал по проблеме развития логического мышления на уроках математики в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    На современном этапе развития общества большое внимание должно уделяться воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Необходимо обратиться к проблемам школы, в частности, к начальной. Школа I ступени обеспечивает начальный этап становления личности, развития всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает школьников. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

     Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.

    В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

   Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий.

    Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.

Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.

      Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, и др.) исследователи.

Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.

    Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А.А. Столяр, Л.М. и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.

    Однако, в научной литературе мало внимания уделяется проблемам и  условиям развития логического мышления младших школьников на уроках математики.

     Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена:

1) важной ролью изучения проблемы развития логического мышления младших школьников на уроках математики;

2) недостаточной разработанностью в научной литературе путей  развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики;

3) необходимостью поиска таких условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе

Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.В задания логического мышления входят различные виды работы:1.Работа с числами, числовым р...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Как известно, период то 6 до 12 лет -очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти г...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Вступление.Теоретическая обоснованность.Практические задания....

ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Пособие предназначено для учителей начальных классов, родителей и студентов педагогических специальностей....