Главные вкладки

    «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя»
    статья

    Из опыта работы учителя «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя» 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление  на межмуниципальных педагогических чтениях, посвященных 235-летию со дня рождения А.П. Куницыну

    «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях обновления содержания образования»

    Тема:  «Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя» (из опыта работы)

    2018 год

    Слайд№1  На современном этапе развития общества важное место в образовательном процессе занимает качественное образование. 

    Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. 

    Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

    «Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», - вот краеведческая линия в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

    Слайд №2  Изучение краеведения в школе, особенно в начальной школе, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

    Работа в краеведческом направлении преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя.

    Слайд №3  Чтобы получить результат в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников я, как учитель, ставлю перед собой следующую цель – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

    - познакомить учащихся с историей и современностью края;
    - сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;
    - способствовать формированию личностного отношения учащихся к родному краю;
    - способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

    - создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни.

    Слайд №4  В своей воспитательной работе я определяю основные направления: 

    -духовно – нравственное,

    -историко-краеведческое,

    -гражданско-патриотическое,

    -экологическое, которые неотъемлемо базируются на краеведческом материале.

    Работа по данным направлениям помогает учащимся

    - глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

    Слайд №5 Краеведческую работу в классе стараюсь вести по нескольким взаимосвязанным направлениям.

    1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи.

    2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения.

    3. Мое село: прошлое, настоящее, перспективы развития.

    4. История района. Историческое прошлое, особенности становления и развития района.

    5. История области. Историческое прошлое и настоящее региона.

               Пути и методы изучения родного края разнообразны. Комплекс используемых учителем методов и приёмов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей и задач проводимой работы.

    Слайд №6-10  Остановлюсь на тех возможностях изучения краеведческого материала, которые использую в воспитательной работе с младшими школьниками:

    - тематические классные часы «Мой родной край!», «Мои бабушки и дедушки», «Великая Отечественная: знать и помнить» с использованием краеведческого материала,  «Герои в нашей семье» и др.;

    - экскурсии по родному краю;

    - участие в школьных конкурсах творческих работ (конкурсы рисунков «Моя малая Родина», «Цветы Победы», выставка поделок декоративно-прикладного искусства);

    - посещение школьного историко-краеведческого музея «Малая Родина». 

    Ребята с удовольствием участвуют в оказании помощи в оформлении краеведческих экспозиций  музея.

    Ежегодно участвуем в митингах, посвящённых Дню Победы, которые проходят у обелиска воинам-участникам Великой Отечественной войны 1941 — 45 гг.;

    - участие в проектно-исследовательских конкурсах:

    - районный конкурс по курсу ОРКиСЭ «Наши земляки – герои Отечественной войны 1812 года»;

    - межрайонный конкурс «Сокровища Тверского края»;

    - участие в международном проекте конкурсных работ «Наукоград» в номинации «Краеведение» с работой «История одной церкви…»;

    В своей работе я по возможности широко использую местные ресурсы - краеведческий музей, культурные учреждения и предприятия посёлка, памятные места:

    - посещение Максатихинского краеведческого музея имени Антона Ефимовича Смусенка;

    - экскурсия в местный краеведческий музей крестьянского быта в деревне Райково, организованного на базе сельского дома культуры.  Экскурсовод красочно и со знанием своего дела рассказала о жизни и быте предков, тверских карел. Ребята увидели экспозицию «Карельская изба», коллекцию орудия труда и быта карелов, карельскую национальную одежду. Узнали, какие игрушки были в детстве у мам и пап, какую одежду носили бабушки и дедушки. Работники СДК напоили своих гостей горячим чаем и угостили карельским национальным блюдом - сульчинами, блинами из ржаной муки с начинкой.

               Эти музеи мы стараемся посещать регулярно по мере обновления фонда, открытия новых экспозиций или проведения каких-либо мероприятий, организованных на базе данных музеев.

    Краеведческая работа является неотъемлемой частью экологического воспитания школьников.

    Работа в данном направлении также велась активно и разнообразно:

    - экологические игры, викторины на краеведческую тематику;

    - создание Красной книги растительного и животного мира Максатихинского района;

    - активное участие в работе школьного лесничества «Лесной дозор»:

    - участие в акциях « Кормушка»,

     -участие в творческих конкурсах по экологии родного края: «Покорми птиц зимой»,  « Подари свой лес потомкам!» « Берегите лес от пожара!»

    -Конкурс поделок « Чудеса леса»

    -Встречи со специалистами Максатихинского отдела ГКУ « Удомельское лесничество»;

    -проектно-исследовательская работа «Родник: откуда берёт своё начало река Ривица»;

    Была организована поездка на областную станцию юных натуралистов (г. Тверь), где ребята увидели и узнали много интересного о растениях и животных Тверской области.

     Слайд №10    Таким образом, работа по краеведению в системе воспитательной работы имеет большой потенциал для воспитания активной жизненной позиции учащихся, для формирования гражданской компетенции  готовности адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства и патриота своей страны.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках школьной программы внеурочной деятельности

    Направления программы  духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников  на занятиях  по внеурочной деятельности...

    Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.

    Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности...

    Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

    Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

    Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

    Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

    Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Под духов...