Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.
статья на тему

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников

во внеклассной работе и   внеурочной деятельности.

                                                                          Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
                                                         Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
                                                                 Гражданин! Нет не титул наследный, а гордое званье:
                     В нём и совесть, и честь,
                            И родного народа признанье.
                                                                                                  Т. Абдрахманова

Гражданско - патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности  реализуется через организацию различных видов деятельности, направленных на освоение знаний:

  • об истории, традициях, культуре народов России, своём родном крае, месте рождения;
  • содержательному знакомству с историей своей семьи,
  • формирование уважительного отношения к труду, стремления посильно участвовать в нем,

и как результат  -  умение проявлять нравственное поведение.

Гражданско - патриотическое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность

Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?

Для этого проводится  система мероприятий самого разного уровня.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание через участие младших школьников в региональных конкурсах и городских акциях.

Ребята  принимали участие в региональном конкурсе «Спасибо деду за победу», организованном партией «Единая Россия», в городских акциях «Книга Крыму» и «Посылка солдату».

  1. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в системе общешкольных мероприятий: 

Оно немыслимо без поддержания и  укрепления школьных традиций.

За последние годы определился круг   мероприятий, который стал «визитной карточкой» школы. Во многих из них  участвуют ученики начальных классов.

Начинается эта работа ежегодно, уже с 1 сентября. Первый праздник – День Знаний. Его тематика часто связана с историей родного города, страны.

Традиционными стали мероприятия: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Дочки-матери», «Посвящение в первоклассники», «Рыцарский турнир(2 класс)», «День космонавтики»(3 класс), Масленица, смотр строя и песни.

Проводятся традиционные  общешкольные  классные часы:  «Права и долг - неотделимые понятия!», «Главная книга страны», «Парад 7 ноября в Куйбышеве», Уроки мужества,  «Бабушка рядышком с дедушкой», «О том, что дорого и свято».

Участвуя в таких мероприятиях,  дети чувствуют себя частью школьного коллектива, берут пример со старших товарищей.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности 

учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников

В качестве форм используются:

  • реализация программ внеурочной деятельности «Азбука нравственности»,

«Я - гражданин»;

  • викторины: «Знаешь ли ты свой город».
  • коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Открытка ветерану»
  • конкурсы проектов  «Мое семейное древо»,  «Люди, которыми гордится наш город»
  • выставки рисунков  «Моя любимая Сызрань»,
  • классные часы, диспуты, беседы по темам: «Мир – наш дом», «О Родине, о доблести, о славе», «Слава хлебу на столе», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», «Не место красит человека, а человек место» и т.д.;

Материалом для бесед служат

  • факты из жизни класса,
  • произведения художественной литературы,
  • публикации в детских газетах и журналах,
  • нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.),
  • происходящие события (в классе, школе, стране);
  • вопросы и проблемы, волнующие детей.
  • большую воспитательную ценность составляют встречи с ветеранами войны и труда, писателями, интересными людьми;
  • экскурсии в библиотеку, пожарную часть, музей военной техники.

Туризм и экскурсионная работа являются наиболее комплексными видами воспитания и располагают огромными возможностями, позволяют учащимся расширить и углубить знания не только о родном крае, но и России в целом.

В первом классе вводятся элементы самоуправления: выбираются актив класса, распределяются обязанности. Все результаты фиксируются в классном уголке.

       

      На перечисленных мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России. Отличительной чертой работы является её гуманистическая направленность. Она позитивно влияет на работу учащихся, на их поведение, стиль общения со сверстниками и взрослыми, на знания и общий кругозор.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, родным и близким. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка.

 В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию младших школьников выступают:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

        - участие родителей в классных мероприятиях.

 Классные родительские собрания проходят с участием детей, например: «Отец – в воспитании ребёнка», и наоборот, праздники, экскурсии,  развлечения с участием родителей.

Используются  выставки детских работ по теме «Улыбка мамочки моей», «Мы с папой моим большие друзья», фотогазета «Счастливое мгновенье»

       Описанный выше опыт патриотического воспитания младших школьников показывает лишь часть проделанной работы.

Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм позволили обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания учащихся начальной школы, достичь положительных результатов. 

Планомерная, систематическая работа в начальной школе становится  основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в средней школе.