Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе
статья на тему

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ю.В. Арсеньева,

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №29 с углубленным

изучением отдельных предметов»

г. Смоленска

Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе

Историческое значение каждого

русского человека измеряется

его заслугами перед Родиной,

а его человеческое достоинство–

силой его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы.

Одной из важнейших задач в рамках национального проекта «Образование» является проблема гражданско-правового и патриотического воспитания детей, как одна из самых актуальных.

А что же такое патриотизм? Патриотизм (греч. patris - отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Итак, патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные особенности детей. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, отзывчивость, искренность чувств. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа. Поэтому, с малых лет необходимо формировать представление о месте и роли нашей страны в мире. Одной из важнейших задач в работе с младшими школьниками является воспитание чувства любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре, формирование у ребенка чувства собственного достоинства, привитие ему положительных качеств.

Большие возможности для воспитания патриотизма и гражданственности детей даёт внеклассная работа.

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к природе, родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение бережно относиться к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Содержание работы может включать в себя следующие компоненты: культурно-патриотический; гражданско-патриотический; героико-патриотический; спортивно-патриотический; военно-патриотический.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

В практической деятельности учителей начальной школы МБОУ        «СШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов»  г. Смоленска применяются различные формы и методы организации работы по патриотическому воспитанию учащихся. В этом отношении можно привести примеры некоторых мероприятий, проведённых в 2010-2011, 2011-2012 уч. г. нашим методическим объединением.

Линейка «Смоленск – старинный русский город», выставка творческих работ «Семья – мой отчий дом», выставка бумажных кораблей, игра – путешествие по станциям «Первый космический рейс» (1 кл.).

Линейка «Город – древний, город - славный», фотовыставка «Любимый уголок Смоленщины», литературно-музыкальная композиция «Мы живём в России», игра – путешествие по станциям «На космических орбитах», игровая программа «Военный костюм 1812 г.», конкурс чтецов «Моя семья», встреча с сотрудниками Центра творчества (2 кл.). По содержанию и по методам реализации воспитательная работа усложняется от класса к классу.

Праздник «Масленица», познавательная игра «Старину мы помним, старину мы чтим», познавательная игра «Моя Смоленщина», выставка фотографий из семейного альбома, игра – путешествие по станциям «Ключ – на старт», викторина «Мы живём в России», «Фестиваль солдатской песни», игра по станциям «Город – ключ», выставка моделей боевой техники, написание сочинений «Война в моей семье», литературно-музыкальная гостиная «Песни Родины моей»(3 кл.). Выставка букетов «Городу посвящается», конкурс чтецов, посвящённый Дню Победы «Огонь и нежность», конкурс творческих работ «Покорители космоса» (3 – 4 кл.).

Выпуск фотогазет «Мой город», КТД «Славянская мифология», игра – путешествие по станциям «Орбита дружбы», познавательная игра «Делу – время, час – забаве, дорог Тёркин на войне», творческие проекты «Герои 1812 г.», викторина «Ордена и медали Великой Отечественной войны», Экспоцентр «Салют, Победа!», приём в СДГО им. Ю.А. Гагарина (4 кл.).

Проводятся совместные мероприятия старшие – младшим («Праздник хлеба» – 3 класс для 1 и 2 кл.)

Традиционно в школе проходят уроки памяти Гагарина, тематические линейки, мероприятия, посвящённые Дню освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков и праздникам День защитника Отечества, День Победы. К этим памятным датам приурочено поздравление ветеранов и жителей микрорайона. Учащиеся школы участвовали в концерте, посвящённом вручению юбилейных медалей.

Также проводятся интегрированные мероприятия, которые включают в себя спортивные соревнования, задания творческого характера, связанные с историей города и военной тематикой.

Одним из полезных видов деятельности, направленных на патриотическое воспитание и формирование общей культуры младших школьников, является посещение музеев, выставок, участие в занятиях Центра творчества, Станции юннатов.

Заинтересованность учащихся проявляется не только в творческом участии на школьном уровне, но и в городских, областных, всероссийских конкурсах. Самыми востребованными среди наших учащихся стали конкурсы:

  1. Районный конкурс чтецов «Учителя благодарить не устаём…»
  2. Районный конкурс «Мир вокруг меня»
  3.  Городской конкурс рисунков «Космические мечты» (послано более 170 работ)
  4. Областной конкурс рисунков «Россия – наш многонациональный дом»
  5. Областной конкурс рисунков «Выборы глазами детей» (3 место)
  6. Областной конкурс рисунков «Как я провёл день выборов Президента России»
  7. Областная викторина «Кто из Смолян?» (Диплом Победителя)
  8. Всероссийская открытая олимпиада «Наше наследие» «Война 1812 г.» (более 20 победителей и призёров)
  9. Всероссийский конкурс «Я помню, я горжусь», посвящённый 65-летию Победы (послано 11 работ от начальной школы)

Так как наша школа включена в программу «Безбарьерная образовательная среда», мы способствуем большей социализации детей – инвалидов через привлечение к участию во внеклассной работе, связанной с патриотической деятельностью, в частности, такие дети принимали участие в познавательной игре – викторине, посвящённой историческим событиям, связанным со Смоленщиной.

Кроме того, неоценимый вклад в развитие патриотического воспитания вносят родители как участники образовательного процесса. Например, по инициативе родителей в нашем классе проведён театрализованный праздник «Широкая Масленица». Приобщение младших школьников к национальным традициям способствует формированию представлений о родном крае и своей стране.

Многообразие форм, приёмов, методов даёт возможность учителю добиваться заметных результатов, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, более тесно взаимодействовать с семьёй по вопросу патриотического воспитания младших школьников.

Источники

  1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
  3. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
  4. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
  5.  http://festival.1september.ru/articles/411191/
  6.  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467459
  7.  http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-1003 
  8.  http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=7569&hry=./71505/74017/75650 
  9. http://n-shkola.ru/forum/viewtopic.php?id=322


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе

Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества. Как в наше чересчур прагматичное время сохранить...

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеклассной работе и внеурочной деятельности...

патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы

Патриотическое воспитание младших школьников. Из опыта работы...

Изучение природы родного края в патриотическом воспитании младших школьников. (из опыта работы)

Этот материал поможет моим коллегам в организации походов, экскурсий , в изучении родного края (малой родины)...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».

laquo;Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеклассной работе».Эмирбекова К.М.Учитель начальных классов,                    ...