Патриотическое воспитание младших школьников на примере работы кружка "Я-патриот"
статья (2 класс) на тему

Отчет о работе кружка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников на примере работы кружка «Я – патриот»

Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодом поколении..

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников сейчас особенно актуальна.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием - само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение голоаы знаниями. Можно добавить, что образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных ценностей и устремлений.

Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров духовно-нравственного развития и воспитания детей.

«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в  которой единственно возможно присвоение  (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования» [2, с.5]. В послании президента сказано: «Духовное единство народа и моральные ценности – это такой же важный фактор, как политическая и экономическая стабильность…»

                                   

В стандартах второго поколения большое внимание уделяется внеурочной деятельности школьников .

Внеурочная деятельность - специально организованная деятельность обучающихся 1-4 классов - представляет собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе и направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся  путем предоставления выбора широкого спектра занятий, способствующих развитию детей.

 Группа учителей начальных классов нашей школы  разработала программу внеурочной деятельности «Я – патриот».

Актуальность программы обусловлена тем, что в  настоящее время, когда в России всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы героико-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых патриотических чувств  у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Успех в патриотическом воспитании достигается через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, поэтому основными методами являются практические: конкурсы, выставки, проектная деятельность.

Данная программа позволяет начать работу по патриотическому  воспитанию уже с первого года обучения в школе, с понятий и содержания близкого первокласснику, расширяя год от года их границы, поэтому её содержание распределено по следующим блокам в соответствии с возрастными особенностями младших школьников:

1 год обучения «Я, моя семья, мои друзья»: Семья – источник любви, пример взаимной заботы, часть общества, а значит – часть Родины. Осознание собственных корней. Известные люди рода. Мой род на службе России. Семейные символы, традиции и праздники. Любимые уголки моей семьи. Школа - второй дом.

2 год обучения «Мой Ворошиловский район»: История  района. Символы, традиции и праздники Ворошиловского района. Памятники, улицы, связанные с именами героев Великой Отечественной войны. Известные люди района.

3 год обучения «Я – волгоградец»: История Волгограда. Символы и традиции

                          города и области. Достопримечательности города. История

                           Сталинградской битвы. Почётные жители города.                

4 год обучения «Я – гражданин России»: Москва - столица России. Россия -многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные). Права и обязанности граждан России, ребенка -младшего школьника (на отдельных примерах).

Реализация  содержания и форм патриотического воспитания в данной образовательной программе достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям.

Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

Культурно историческое направление, предполагающее:

  • воспитание у учащихся  любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

Военно - патриотическое, включающее в себя:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;

Героико-патриотическое, ориентированное на:

  • пропаганду героических профессий;
  • пропаганду героических и исторических дат нашей истории;
  • воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6,5 до 11лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы «Я - патриот» четыре  года.

Формы занятий: по количеству детей - коллективная и групповая; по  особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – активные формы: практикум, экскурсия, праздник, коллективно-творческое дело, проект.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Режим занятий:  занятия проводятся 1 раз в неделю по  одному часу во внеурочное время.  Общее количество занятий  36 часов в год.

Над реализацией данной программы я работаю второй год. В кружок «Я – патриот» ходят учащиеся вторых классов в количестве 14 человек.  Работу в этом учебном году мы начали с изучения традиций и символов Ворошиловского района. Кружковцы познакомились с историей нашей 21-ой школы,  посетили школьный музей Боевой славы, совершили заочные экскурсии на народное предприятие «Конфил» и Хлебозавод №5. Экскурсии были заочные, а вот дегустация продукции этих предприятий – сладостей и хлебобулочных изделий – настоящая.  Дети  с удовольствием играют в лото «История Сталинградской битвы» (от благотворительного фонда «Милосердие»), разгадывают кроссворды, рисуют, мастерят.

В связи с приближающейся знаменательной датой  - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне,   особое внимание уделяю военным темам. О героях Сталинградской битвы  и сражениях на территории Ворошиловского района мы узнаём из книг и кинофильмов, совершаем очные и заочные экскурсии по памятным местам: в парк имени Саши Филиппова, к памятнику  Воинам Североморцам. Планируем принять участие в празднике для ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда.

Большую помощь в организации занятий оказывают родители, которые всегда откликаются на мою просьбу найти нужный материал, помогают своему ребёнку в сборе и оформлении информации по проекту, предоставляют фото и другие документы из домашних архивов.

 Сейчас мы работаем над проектом «Каким я вижу Ворошиловский район через 10 лет»

Ожидаемые результаты освоения программы второго года обучения:

Воспитанники будут знать:

- историю образования и развития Ворошиловского района;

- традиции, символы, которыми славится Ворошиловский район;

- памятные места Ворошиловского района и связанные с ними события Великой Отечественной войны.

Воспитанники будут уметь:

- организовывать свою проектную деятельность;

- работать с различными видами информации;

- обсуждать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности других кружковцев.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- делиться своими знаниями и опытом с другими учащимися;

- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Воспитанники способны проявлять следующие отношения:

- проявлять интерес и  уважение к истории своего района;

- эмоционально откликаться на трагические и славные события в истории района;

-слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища.