Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».
методическая разработка (3 класс) по теме

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме того рограмма направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного кря дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива   « Юный экскурсовод».                                                                                                                                                                                                                  

МБОУ «Гимназия 75» Московского района г.Казани

Учитель: Павлова Ирина Михайловна.                                                                                                                                                                                                    

Пояснительная записка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа «Юный экскурсовод» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме того программа направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на внеклассных занятиях. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В основе программы – развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края и приобретение экскурсоводческих навыков.

Изучение курса «Юный экскурсовод» на ступени начального  общего образования направлено на достижение следующих целей:

- Расширить кругозор  учащегося

- Формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта

- Возбудить интерес к истории Татарстана

- Развитие творческих способностей школьников

Основные задачи курса:

-Создание условий для формирования у школьников качеств патриота и гражданина Отечества и родного города на примерах исполнения воинского и трудового подвига известными соотечественниками.

- Побуждение к краеведческому поиску, самообразованию.

- Воспитание у учащихся эстетической восприимчивости, сопереживание от увиденного, гордости за культурное наследие Казани и желание сохранить его.

- А также воспитание культуры поведения учащихся, хороших манер через интерактивные формы просветительской и конкурсну-

игровой деятельности.

К концу года учащиеся должны знать:

-простейшие элементы ориентирования в городе

-историю родного края

-правила осмотра архитектурных и исторических памятников

-правила дорожного и уличного движения

К концу года учащиеся должны уметь

-составлять маршруты прогулок, экскурсий

-различать основные исторические и архитектурные памятники

-выполнять правила поведения на экскурсиях

-изготовлять различные исторические памятки.

В программе выделено 10 тем, названия которых даны в виде формулировки определенных познавательных и практических задач. Используются разнообразные методы и формы. Проводятся интерактивные игры, пешеходные и автобусные экскурсии, практические занятия в музеях. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофильмов. Занятия проводятся в классе, на улице, в лесу, музее, на выставках.

Распределение по темам:

Что такое «краеведение»? – 1 час

- Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

- Связь между краеведением и историей.                                                                                                                  2 «. Наша школа» - 1 час

-Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы( экскурсия по школе)

-Знаменитые выпускники.

3. «Моя улица» - 3 часа

Урок –экскурсия по улицам города.

4. « Учимся распознавать исторические    памятники» - 8 часов

-Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в городе, районе исторических и архитектурных памятников.

-Объяснение их происхождений

-Легенды и предания.

-Творческая работа «Загадочный мир названий».

5 « Что дает наш край» - 2 часа

- Знакомство с промышленными предприятиями, сельским хозяйством.

-Экскурсии на предприятия

-Встречи с передовиками, ветеранами труда.

6. «Наш край богат талантами» - 3 часа

Экскурсии в краеведческий  ,изобразительный музеи, посещение творческих выставок.

7. «Наша республика в годы ВОВ» - 4 часа

-События истории

-Экскурсии в места боевой славы, посещение музея

-Творческая работа «Расскажи о своем герое».

8. «Природа нашего края» - 3 часа

-Памятники природы города, района

-Объекты природы

-Практические занятия( разведение цветов, изготовление кормушек, операция «Чистый двор».

9. «Красная книга родного края» - 2 часа

- Выездные экскурсии

-Создание Красной книги микрорайона.

10. «Учимся передавать свои знания другим ребятам» - 2 часа

- Изготовление условных знаков к правилам поведения на экскурсиях и различные памятки.

- Подготовка и проведение КВНов исторического содержания.

11. «Подводим итоги нашей работы за год»- 1 час

-Обобщение основных и теоретических знаний и подытоживание практических дел.

-Творческая игра «Экскурсия по родному городу».  

Методические рекомендации.

Дети младшего возраста лучше и быстрее запоминают, прочнее сохраняют в памяти яркие и конкретные факты и события , у них более развита нагляднообразная память. Важное значение имеет подготовка детей к экскурсии. Это рекомендация литературы по теме экскурсии, инструкция о правилах поведения при осмотре памятников истории, культуры, природы, о правилах дорожного и уличного движения. Заранее сообщается продолжительность экскурсии, приглашаются родители.

Задача учителя – создать обстановку, которая располагает к размышлениям, устойчивому вниманию, стремлению найти ответ на поставленные вопросы. Такими вопросами могут быть :» Какие события здесь произошли?», «Почему это место называют памятным?», «А знаете ли вы?», «Кто знает дату события?», «Почему в народе осталась память о этом человеке?» и т.д.

Подводя итог экскурсии, необходимо дать возможность детям высказать свое мнение, закрепить в сознании детей цель экскурсии, ее содержание. Даже при самой сложной

Главная задача экскурсии – показ и рассказ, в основе лежит наглядность. В обзорной экскурсии используется и исторический и современный материал. Автобусная экскурсия должна сочетаться с выходом из автобуса хотя бы у одного исторического объекта, которые намечаются заранее. Пешеходная экскурсия должна проходить в одном районе города. Тематические экскурсии посвящаются раскрытию одной теме.                                                                                             В заключение хочу сказать: «Сохранение культурного наследия – важнейшая общенациональная задача, требующая постоянного внимания не только со стороны государства, но и усилий всего общества, каждого человека, искренне любящего свое Отечество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Выступление на педсовете по теме "Патриотическое воспитание младших школьников на внеурочном занятии " Я - гражданин России"...

гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности

                               Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассмотрено понятие «патриотическое воспитание» личности. Описаны цели, задачи и формы работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Приведён ряд мероприятий, способств...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС

доклад на тему "Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС"...

Актуальность патриотического воспитания младших школьников в настоящее время.

Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладаю...