Главные вкладки

    Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время
    статья по теме

    Паршина Оксана Евгеньевна

         Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Краеведение как одна из форм воспитания младшего школьника во внеурочное время  

    Паршина О.Е.

                  «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».[1]

         Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.

                 Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом и др. Общим предметом изучения является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Белгородской области.

            Задача педагога   состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, но и организовать такие мероприятия, которые бы стали интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному развитию, обогащали его эмоционально.

     Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, надо уделить внимание овладению понятий курса краеведения.   Осознанному восприятию понятий и терминов способствует игра «Третий лишний». При этом возможно простое сочетание: два слова по своему содержанию составляют пару, а третье - явно лишнее: Белгород – Старый Оскол – Лысые горы, Ворскла – Губкин – Северский Донец и др.

            Для освоения понятий и их грамотного написания полезно разгадывание кроссвордов и ребусов. Тематика самая разнообразная: культурные и спортивные центры г. Губкина, улицы города, фауна Белгородской области.

         Очень нравится ученикам работа с перфокартами и карточками. Здесь знания, полученные на уроках математики, систематизируются и одновременно способствуют расширению представлений учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, растительном и животном мире.         Например, посчитав примеры и расположив ответы в порядке возрастания, ученик узнает самую большую реку Белгородской области или название заповедника, расположенного на территории Губкинского района. Если карточки, с начерченными на них площадями фигур, расположить правильно, то можно прочитать названия полезных ископаемых, которые добываются на территории нашего края.

         В результате выполнения таких заданий учащиеся начальных классов овладевают навыками самостоятельной групповой и индивидуальной работы, необходимыми им в урочной практике. Они умеют делать самостоятельные записи в тетрадях, работать с таблицами, дополнительным материалом. Контролирующую функцию педагог проводит путем фронтального комментирования проверки выполненной работы учащимися, анализа результатов выполнения взаимопроверки и другими способами.

         Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внешкольная воспитательная  работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (фотовыставка “Я — мой город”), значения Белгородской области в истории и культуре России (библиотечный час “Я — мой город, мой край, мое Отечество”).

    Я уверена в том, что родителей и ребенка должно объединять общее дело. Работа над предметными проектами является одним из видов такого  семейного дела.   В нашей школе у учеников и их семьи была прекрасная возможность реализовать знания о корнях своей фамилии. Защита проекта «Генеалогическое древо моей семьи» стало настоящим праздником в классе.  Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире и осознанному желанию служить Отечеству.

            Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие и исследовательские  работы. Чтобы избежать однообразия, стандартности при выполнении творческих работ, во время прогулок и экскурсий наблюдаем за природой, изменением ее по временам года. Свои наблюдения, отношение к увиденному они передают в творческих работах (конкурс рисунков – сочинений и презентаций на темы «Зимняя сказка», « Дыхание весны»).

         Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Использование краеведческого материала в урочной, а также внеурочной деятельности способствует воспитанию  высоконравственного, творческого гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную.

                  Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок.[2] И задача нас, педагогов, донести до них эту истину. Поэтому надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. 

    Литература

            1. Ермолаева, Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№ 3.- С.40-47.

    2. Овечкина, Н.Н. Краеведение в начальной школе [Текст] / Н.Н. Овечкина // Начальная школа. – 2004. - № 11. – С. 109-111.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

    В данном материале  представлен опыт работы  учителя по экологическому воспитанию младших школьников во внеурочное время. Педагог делится опытом проведения  цикла занятий в ГПД...

    Доклад "Классный час - как одна из форм формирования коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности".

    Организация веурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения....

    Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».

    Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

    Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

    Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

    Творческий отчёт на тему : "Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

    Данная работа является опытом работы по краеведению. Отчёт содержит планирование материала по краеведению в разных возрастных группах....

    Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

    Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

    Исследовательская работа "Гражданское воспитание младших школьников во внеурочное время"

    Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства ...