«Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся»
статья (3 класс)

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин.

Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся».

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на "4” и "5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда.Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу "Одарённые дети”. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин.

Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.

Работу со слабоуспевающими детьми организую через работу с родителями, используя дорожную карту.

Дорожная карта- это поэтапный план действий, позволяющий формировать общее видение определенного продукта.

Дорожная карта состоит из 6 шагов.

1 шаг Выбор родительского комитета.

(На 1 родительском собрании выбирала группу родителей для помощи в организации работы со слабоуспевающими детьми и их родителями)

2 шаг На основе анкет, выявила группу слабоуспевающих ребят, которым нужна помощь.

3 шаг Работа  со слабоуспевающими детьми на уроке.

4 шаг Работа со слабоуспевающими детьми  во внеурочное время.

5 шаг Работа с родителями слабоуспевающих детей.

6 шаг Контроль над реализацией запланированных мероприятий по работе со слабоуспевающими детьми.

Более подробно остановимся на работе с родителями слабоуспевающих детей.

  1. Выявление причины слабой успеваемости.

- физиологическая;

- социальная;

- психологическая.

        2. Индивидуальные беседы.

Р+учитель; Р+Ребенок+учитель; Р+РК+учитель.

3.Тематические родительские собрания с рекомендациями для родителей.

«Готовность ребёнка к  школе», «Причины  отставания»,  «Особенности семейного  воспитания» и т.п

4. Лектории для родителей с приглашением узких специалистов

 (психолог, библиотекарь, соц.работник)

5. Посещение родителями учебных занятий. Активное участие во внеурочной деятельности для создания ситуации успеха.

6. Индивидуальные занятия и коррекционные тетради развития.

- Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

- Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

- Создание Папки -  Копилки, где накапливаются задания  для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)

Слабоуспевающие и неуспевающие  ученики – одна из главных проблем любого учебного заведения, можно сказать, вечная головная боль педагогов. Как же быть с ними? Я считаю, что залогом успеха в попытке помочь неудачливому школьнику может быть лишь индивидуальный подход, основанный на грамотном анализе причин его неуспешности.

«Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет… Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребёнку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

Бенджамин Спок

Использованная литература:

1.Избранные педагогические труды. Обучение и развитие. Л.В.Занков. М. 1984.

2. Концепция учебно – методического комплекса «Перспектива». Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова. М., Просвещение, 2011.

3. Планируемые результаты начального общего образования. .С.Ковалёва, О.Б.Логинова. М.Просвещение,2011.  

4. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова. М.1991.  

5. Ребёнок и уход за ним. Б.Спок.  Архангельск,1990.  

6.Требования к современному уроку. Методическое пособие.  М.М.Поташкин.  Москва. Центр педагогического образования. 2008.

Раздаточный материал

"Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся"

Думать легко, а превращать мысли

в действие – самая трудная вещь на свете.

И.В.Гете

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Советы родителям:

  1. Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
  2. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
  3. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
  4. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
  5. Не ругайте, а учите!

Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы.

Помните: максимум поощрения, минимум наказания!

Анкетирование по методике А.А.Андреева "Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью"

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.

АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?
  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
  7. Сам ли стираешь себе рубашки?
  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?
  10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
  12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
  14. Куришь ли ты?
  15. Приходилось ли убегать из дома?

АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
  5. Случалось ли быть участником драки в школе?
  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
  8. Пытался ли избегать общественных поручений?
  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
  13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?

АНКЕТА № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
  2. Выполняешь ли ты домашние задания?
  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?
  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
  6. Считаешься ли с мнением родителей?
  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
  8. Выбирали ли тебя в актив класса?
  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
  14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N >6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 > N > 3

I - начальный уровень трудновоспитуемости

30 > N > 15

3 > N > 0

II - дезорганизаторы

15 > N > 0

N < 0

III - особо трудные

N < 0

Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)

  1. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
  2. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
  3. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

Допиши предложения, выбрав подходящее по смыслу слово. Подчеркни парные согласные.

Брат ........................ экзамен.

Я .............................старше.

СДАЛ

СТАЛ

Напиши сначала проверочные слова, затем – нужную букву.

Б – П

– ры…ка – ли…кий

– зу… – ке…кА

В – Ф

– ло…ко – бро…ь

– краси… – морко…ь

– клю… – ко…та

Упражнения на лучшее запоминание словарных слов.

  1. Работа с алгоритмом запоминания слов:

- значение слова

-орфографическое чтение слова

- одновременная запись и произношение слова

- запись по памяти

- проверка по образцу.

Способы, облегчающие запоминание:

- образное представление ( семантическая карта)

- мнемоническое представление слова  ( подобрать слово, которое часто на слуху, легко запоминается, схожее по звучанию со словарным словом) : Костя в костюме , Катя у калитки

- этимология слова:

« Рябина»- соцветия, цветы рябые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа для работы с одаренными, слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Думать легко, а превращать мыслив действие – самая трудная вещь на свете.И.В.ГетеРаннее выявление креативных способностей детей, не всегда позволяет развиваться ребенку всесторонне, что создает ...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

В данной статье рассматриваются причины школьной неуспеваемости, физиологические и психологические особенности слабоуспевающих учащихся, даются практические советы по организации работы со слабоуспева...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В ре...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке в начальной школе...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися...

Анкета для педагогов по теме "Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися"

Данная анкета позволяет собрать информацию о компетенциях педагогов, необходимых для организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися, наметить пути решения проблемы в образовательн...