Эссе "Модель наставничества"
учебно-методический материал

Очаковская А.А.

Главным помощником учителя-стажёра является наставник. Но идя в ногу со временем, понятно, что функции наставничества ограничены. Поэтому в нашей работе были соединены принципы работы наставника и коуча. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_nastavnichestva_esse.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Модель наставничества

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

«Коуч-наставничество»


   
Достижение новых образовательных результатов предусматривает обновление кадрового педагогического состава. Таким образом, современная ситуация в образовании актуализирует создание системы работы школы по привлечению и закреплению молодых педагогов.

     Положительными моментами приема на работу молодых специалистов можно выделить следующие:

− отсутствие большинства стереотипов, которые могут быть присущи педагогическим работникам со стажем, и наличие ярко выраженного стремления к новаторству и исследовательским экспериментам;

− социальная и профессиональная мобильность (т.е. молодые специалисты более гибки при отсутствии профессионального опыта);

− более высокая лояльность молодых специалистов, «выращенных» и «воспитанных» внутри школы, а также ориентированность на совместные результаты в сравнении с пришедшими специалистами, имеющими педагогический опыт работы.

     В нашем образовательном учреждении проводится активная разработка модели по организации сопровождения молодых специалистов. Для определения траектории развития молодых специалистов была проведена подготовительная работа, основным этапом которой являлось выделение основных тезисов, ведущими из которых являются коучинг и наставничество.

       Главным помощником учителя-стажёра является наставник. Но идя в ногу со временем, понятно, что функции наставничества ограничены. Поэтому в нашей работе были соединены принципы работы наставника и коуча.

        Понятно, что главное отличие коучинга и наставничества заключается в том, что наставник обычно учит своим примером, как правило это сотрудник с большим опыт работы. И обучение происходит по принципу: делай, как я!

Принцип работы коуча: делай правильно! Причем “правильность” зависит и от ситуации, и от окружающих факторов, и от самого молодого специалиста. И задача коуча заключается в том, чтобы молодой специалист обнаружил правильное в данной ситуации действие и взял на себя обязательство его совершить.

      Итак, что же такое коуч-наставничество? Для того, чтобы разобраться, за основу было взято следующее утверждение: коуч-наставничество это часть процесса наставничества, а следовательно — это процесс использования различных мероприятий, мотивирующих к развитию, или индивидуального простроенного алгоритма беседы для помощи молодому специалисту в профессиональном развитии.

    Коучинг (от англ. coaching - тренировать) - это профессиональная помощь человеку в определении его личных целей и их достижения.

    Целью наставничеств- коучинга в нашем образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональной адаптации и становлении, формирование в школе кадрового ядра, привитие молодым педагогам интереса к профессиональной педагогической деятельности, индивидуальное финансово - карьерное развитие молодых специалистов и их прочное закрепление в учреждении.

      Так было решено опробовать работу с молодым специалистом в следующем контексте: наставничество – коучинг.

   Коуч - специалист, который помогает молодому педагогу прояснить свои цели и спланировать их достижение. Он не учит стажёра чему-либо, а стимулирует обучение таким образом, чтобы в процессе своей работы, исходя из полученного собственного опыта, молодой специалист сам мог находить и получать необходимые знания. Коуч – наставник раскрывает потенциал педагога, а не переделывает его. Коуч - наставник, поддерживая и сопровождая молодого учителя, помогает ему учиться самостоятельно принимать решение своих проблем и задач, актуальных для его жизни, профессии, будущего.

    Молодой специалист – начинающий педагог, как правило, хорошо овладевший знаниями основ педагогики по профессиональной образовательной программе, проявивший желание к дальнейшему совершенствованию своих профессиональных знаний, умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника - коуча по согласованному плану профессионального становления и финансово-карьерного роста.

   Школьное коуч – наставничество предусматривает постоянную индивидуальную работу по развитию у молодого специалиста необходимых педагогических и коммуникативных навыков и умений ведения деятельности, всестороннего развития уже имеющихся у него знаний в области предмета и методики преподавания, а также его индивидуальное финансово - карьерное развитие.

    Таким образом, коуч – наставничество это инновационная модель организации эффективного сопровождения участников образовательных отношений; процесс, позволяющий молодым специалистам при использовании нужных методов и приёмов добиться самых высоких личностных и профессиональных результатов.

   Учитель-наставник     Очаковская А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Программа по наставничеству.

НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.

ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...

Приказ о наставничестве

Приказ о наставничестве...

Современные формы и технологии педагогического наставничества

Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Наставничество

В помощь учителям -наставникам ....

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...