Адаптированная рабочая программа для учащихся с РАС (ИЗО)
рабочая программа
Адаптированная рабочая программа для учащихся с РАС (ИЗО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_dlya_uchashchihsya_s_ras_izo_1-4_shkola_rossii_1.doc | 492.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для 1-4 классов
Адаптированный уровень обучения
Разработчик:
МО учителей начальных классов
2020 год
Оглавление
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС НОО ОВЗ, Примерной АООП НОО РАС, учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2020—2021 учебный год.
В основу разработки программы положена примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.
Программа обеспечена УМК «Изобразительное искусство» для учащихся 1-4-ых классов автора Б. М. Неменского.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане МАОУ СОШ №50 на 2020-2021 год отведено135 часов: в 1-м классе 33 часа в год. Соответственно - 1 час в неделю. Во 2-4 классах 34 часа в год, соответственно – 1 час в неделю.
№ | Изменение | Обоснование |
1 | Расширение программного содержания* Реализация надпредметного модуля «Первые дни в школе» (1 класс) Реализация надпредметного модуля «Мир деятельности» (1-4 класс) |
|
2 | Уроки в нетрадиционной форме: дидактические игры, тренинги и т.д. |
|
3 | Изменение количества часов, отводимых на изучение отдельных тем (1-4 класс) |
|
Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
В учебном плане МАОУ СОШ №50 учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к обязательной части, формируемой участниками образовательных отношений.
В программу включены: надпредметные модули «Первые дни в школе» (1 класс), автор Гин С.И. и «Мир деятельности» (1-4 класс), автор Петерсон Л.Г.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство».
При сохранении общего цензового объема содержания обучения с учётом работоспособности и особенностей психофизического развития обучающихся в авторскую программу внесены изменения:
Отдельные разделы и темы включены как обзорные или ознакомительные
Уменьшен объём теоретических сведений.
Увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся.
В обучении детей с РАС следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); формирование навыков учебной работы; усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом математики.
Реализация адаптированной программы требует специальных подходов и приёмов, обеспечивающих коррекционную составляющую обучения и воспитания детей с РАС: замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; дробление большого задания на этапы; поэтапное разъяснение задач; последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа; осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; повторение учащимся инструкций к выполнению задания; предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания; сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; сокращенные тесты, направленные на отработку правописания работы; предоставление дополнительного времени для завершения задания; выполнение диктантов в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка.
Необходимым является использование дополнительных вспомогательных приемов и средств: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности; печатные копии заданий, написанных на доске; использования упражнений с пропущенными словами/предложениями; использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации; предоставление краткого содержания глав учебников; использование учетных карточек для записи главных тем; предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста; указание номеров страниц для нахождения верных ответов; предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме); альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.)
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с РАС включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с РАС;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с РАС:
- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
*Самостоятельное открытие, осваивание и применение новых знаний, умение справляться с затруднениями в учёбе и выполнение заданий посильной сложности, с опорой на зону ближайшего развития. Овладение навыками согласованной работы в группах, навыками, помогающими в учёбе (активность, терпение, трудолюбие, доброжелательность, честность, любознательность). Осознание необходимости учиться более увлечённо и результативно.
Учебно-методическое, программное, электронное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов, освоения цели и задач учебного курса соответствует методическим рекомендациям автора программы.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по учебному предмету осуществляется в традиционной пятибалльной системе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Результаты освоения с обучающимися с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
- развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности;
- готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с РАС не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с РАС. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 8.4. общеобразовательной программы. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах: Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах:
Минимальный уровень:
-знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; знать названия предметов, подлежащих рисованию;
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя; рационально организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
- применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
- узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.
Достаточный уровень:
-знать названия жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знать основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании;
- знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем, «пространство», «пропорция», «симметрия», «ритм», «динамика» и др.;
- знать законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.
- рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
- уметь различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
- уметь различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- уметь различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рисование как учебный предмет направлен на формирование у обучающихся с РАС знаний об основах изобразительного искусства, оказывает большое значение на их эстетическое развитие.
Название учебного предмета «Рисование» является неслучайным, поскольку именно рисунок является основой живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства. В программу по рисованию включены беседы с обучающимися о содержании произведений изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность обучающихся с РАС обеспечивается восприятием ими окружающей реальной действительности, которая становится для них источником необходимых впечатлений, представлений и знаний. Изобразительная грамотность делает представления обучающихся более полными, четкими, прочными и становится одним из необходимых условий всестороннего развития их личности.
Основная цель изучения данного предмета заключается в обучении школьников с РАС элементарным основам рисунка; формировании умений и навыков в рисовании с натуры, по памяти, по представлению; в развитии зрительного восприятия, умений различать форму, цвет предметов и их положение в пространстве; обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также в развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
― воспитание интереса к рисованию и рисункам.
― раскрытие практического значения рисования в жизни человека и формирование умения пользоваться рисунком в трудовой, общественно полезной деятельности.
― воспитание эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
― формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
― развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
― ознакомление с основными техническими приемами работы с изобразительными материалами, в том числе и работе в смешанной технике;
― обучение правилам композиции, цветоведения, построения орнамента и др.
― обучение разным видам рисования (рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию).
― формирование умения создавать простейшие художественные образы в процессе рисования с натуры, по памяти, представлению и воображению.
― воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование).
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
― совершенствование правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
― развитие умения находить в изображаемом предмете существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитие аналитических способностей, операций сравнения, обобщения; формирование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка, контроле своих действий;
― совершенствование ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного представления и воображения.
Подготовительный период обучения
Организация рабочего места: правильно размещать на рабочем столе необходимые для работы художественные материалы, инструменты и приспособления, аккуратно убирать их после работы, сохранять прядок на рабочем столе в процессе рисования и др.
Обучение приемам работы с подвижной аппликацией с целью подготовки детей к рисованию и развития умения целостного восприятия объекта:
- складывание целого изображения из его частей;
- составление по образцу композиции из нескольких объектов;
- совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры и т.п.
Различение формы предметов и геометрических фигур при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавание и называние основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб).
Формирование графических представлений формы предметов и геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, различать круг и овал).
Ориентировка на плоскости листа бумаги: нахождение середины, верхнего, нижнего, правого, левого края. Вертикальное, горизонтальное положение листа на рабочем столе.
Развитие мелкой моторики руки: правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыка произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; сохранения направления движения.
Обучение приемам работы в рисовании.
Приемы рисования карандашом:
- рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
- рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
- рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
- штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
- приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
- приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
- приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
- правила обведения шаблонов;
- обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Развитие речи учащихся и обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества; изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.). Обозначение словом признаков предметов («карандаш красный и длинный», «мяч круглый, зеленый» и т.п.).
Обучение композиционной деятельности
Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное композиции.
Применение выразительных средств композиции: контраст по величине (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), контраст по световой насыщенности (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Понятие «форма». Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Простые и геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние форм на предметы на представление о его характере. Силуэт. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.
Обследование предметов и выделение необходимых для передачи в рисунке признаков сходства объекта с натурой (или образцом).
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Понятия «орнамент» и «узор». Их сходство и различие. Виды орнаментов по форме (в полосе, замкнутый, сетчатый), по содержанию (геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д.). Принципы построения орнамента (в полосе, квадрате, круге, треугольнике). Рисование по мотивам Дымковской игрушки, Городецкой, Гжельской росписи и др.
Приемы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам; дорисовывание; обведение шаблонов; рисование по клеткам; самостоятельное рисование, составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Применение приемов передачи графических образов (человека, дерева, дома, животных, птиц, рыб, предметов быта, учебы и отдыха) в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятие «цвет».
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло зеленый, темно зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Обучение восприятию произведений искусства
Беседы об изобразительном искусстве:
Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие.
Виды изобразительного искусства:
― Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Приемы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
― Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи, Цвет – основа языка живописи. Образы природы и человека в живописи.
― Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.
― Художественное конструирование. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон). Возможности использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
― Народное и декоративно-прикладное искусство. Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий.
― Беседы на темы: «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Художники создали произведения живописи и графики: И.Билибин, В.Васнецов, Ю.Васнецов, В.Канашевич, А.Куинджи, А Саврасов, В.Сутеев, И.Остроухова, А.Пластов, В Поленов, И Левитан, К.Юон, М. Сарьян, П.Сезан, И.Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Скульпторы создали произведения скульптуры: В.Ватагин, А.Опекушина, В.Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Какие материалы используют художники-декораторы. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Метапредметные результаты | |||
Предметные результаты | ||||||
КЭС | Контролируемые элементы содержания | КПУ | Проверяемые умения | |||
Как и чем работает художник? | ||||||
1 | «Цветочная поляна» Три основных цвета - желтый, красный, синий. | 1.1 1.2 2.2 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. | 1.3. 2.1. 2.2 2.3 | Эмоционально относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно творческой деятельности. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. |
2 | Загадки чёрного и белого цветов. | |||||
3 | СТД«Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | |||||
4 | Учебный модуль МиД. Урок диагностики знаний №1 (входное тестирование) | |||||
5 | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | |||||
6 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | |||||
7 | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. Учебный модуль МиД. Как исправить свою ошибку. | |||||
8 | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | |||||
Реальность и фантазии | ||||||
9 | «Наши друзья птицы». Изображение и реальность. | 1.1 1.2 1.6. | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. | 1.3. 2.1. 2.2 2.6. | Эмоциональностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. |
11 | Учебный модуль МиД. Учусь называть свое затруднение. | |||||
11 | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | |||||
12 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | |||||
13 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | |||||
14 | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | |||||
15 | АКР Новогодняя игрушка. | |||||
О чем говорит искусство | ||||||
16 | «Море». Изображение природы в различны состояниях. | 1.1 1.2 1.3 3.1 3.3 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов, персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Образ человека в искусстве разных народов. | 1.3. 2.1. 2.2 3.2 | Эмоциональностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. |
17 | «Четвероногий герой». Изображение характера животных. | |||||
18 | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | |||||
19 | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | |||||
20 | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | |||||
21 | Учебный модуль МиД. Личностные качества. Целеустремленность в учебной деятельности. | |||||
22 | Учебный модуль МиД. Как выяснить, что я не умею. | |||||
23 | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. | |||||
24 | «Образ человека в скульптуре» Образ сказочного героя, выраженный в объеме. | |||||
25 | «Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит - по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | |||||
26 | «Дворцы доброй феи». Образ здания. | |||||
27 | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | |||||
Как говорит искусство | ||||||
28 | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1.2 1.3 2.2 | Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. | 1.3. 2.1. 2.2 | Эмоционально относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. |
29 | «Весна идет». Цвет как средство выражения: Тихие (глухие) и звонкие цвета. | |||||
30 | «Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. | |||||
31 | Учебный модуль МиД. К концу года я знаю и умею | |||||
32 | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | |||||
33 | ИКР «Весна. Шум птиц». Ритм линий, пятен, цвет, пропорции-средства выразительности. | |||||
34 | «Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | ||||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | |||||||
КЭС | Контролируемые элементы содержания | КПУ | Проверяемые умения | |||||
Искусство в твоем доме | ||||||||
1 | Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование "Мое впечатление о лете" | 1.1 2.4. 2.6 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании. | 1.3. 2.1. 2.2 | Эмоциональностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. | ||
2 | Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги. | |||||||
3 | Учебный модуль МиД. Личностные качества ученика. Вера в себя. | |||||||
4 | СТД Осенний лес | |||||||
5 | Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета. | |||||||
6 | Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек. | |||||||
7 | Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме. | |||||||
8 | Учебный модуль МиД. План. | |||||||
Искусство на улицах твоего города | ||||||||
9 | Памятники архитектуры. Изображение на листе бумаги проекта красивого здания. | 1.4. 1.5 . 2.1. 3.4. | Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное. Искусство дарит людям красоту. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. | 1.1 2.1 2.5 3.2 |
| П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. | ||
10 | Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера. | |||||||
11 | Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград. | |||||||
12 | Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации. | |||||||
13 | Учебный модуль МиД. Учусь моделировать | |||||||
14 | Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки. | |||||||
15 | АКР Труд художника на улицах твоего города. Праздничное украшение города. | |||||||
Художник и зрелище | ||||||||
16 | Художник в цирке. Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке. | 1.1. 2.2. 2.6. 3.4 | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании. Искусство дарит людям красоту. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. | 1.1. 2.2. 2.4 3.2 | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека. Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. | ||
17 | Учебный модуль МиД. Что я уже знаю и умею. | |||||||
18 | Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы. | |||||||
19 | Учебный модуль МиД. Секрет понимания | |||||||
20 | Театральные маски. Изготовление эскиза маски | |||||||
21 | Художник в театре. Изготовление эскиза декораций | |||||||
22 | Учебный модуль МиД. Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе. | |||||||
23 | Художник в театре. Изготовление макетов декораций. | |||||||
24 | Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю. | |||||||
25 | Праздник в городе Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица. | |||||||
Художник и музей | ||||||||
26 | Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея. | 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 3.1. | Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Жанр пейзажа. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. | 1.3. 1.4. 1.5. 2.2. | Эмоциональностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений. Приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. | ||
27 | Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы. | |||||||
28 | Рисование натюрморта. | |||||||
29 | Рисование пейзажа. | |||||||
30 | Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета. | |||||||
31 | Картины исторические и бытовые. | |||||||
32 | Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина. | |||||||
33 | ИКР. Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ. | |||||||
34 | Выставка художественного творчества детей |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты обучения | |||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||||||
КЭС | Контролируемые элементы содержания | КПУ | Проверяемые умения | ||||
Истоки родного искусства | |||||||
1 | Пейзаж родной земли | 1.3. 2.1. 2.2. 3.3. | Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов, персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. | 1.3. 2.1. 2.2. 2.4. 3.2. | Эмоциональностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка. Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве. Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека. Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. | |
2 | Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. | ||||||
3 | СТД Осенний лес | ||||||
4 | Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. Образ традиционного русского дома. | ||||||
5 | Учебный модуль МиД. Урок диагностики знаний №1 (входное тестирование) | ||||||
6 | Образ красоты человека. Женский портрет. | ||||||
7 | Учебный модуль МиД. Как самостоятельно выполнить задание. | ||||||
8 | Образ красоты человека. Мужской портрет. | ||||||
Древние города нашей страны | |||||||
9 | Древнерусский город-крепость | 1.6. 2.1. 3.1. 3.2. 3.3. | Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Жанр пейзажа. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов, персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. | 1.1. 1.3. 1.4. 2.6. 3.2. | Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла. Эмоциональностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений. Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. | |
10 | Учебный модуль МиД. Учусь сотрудничать. | ||||||
11 | Древние соборы. | ||||||
12 | Древнерусские воины-защитники. | ||||||
13 | Города Русской земли | ||||||
14 | Узорочье теремов. | ||||||
15 | АКР Праздничный пир в теремных палатах. | ||||||
Каждый народ - художник | |||||||
16 | Учебный модуль МиД. Учусь делать проект. | 3.1. 3.5. | Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Жанр пейзажа. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно прикладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. | 1.3 2.4. 3.1. 3.2. | Эмоциональностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности. Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. | |
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | ||||||
18 | Учебный модуль МиД. Личностные качества ученика. Самокритичность. | ||||||
19 | Изображение японок в национальной одежде. | ||||||
20 | Искусство народов гор и степей | ||||||
21 | Города в пустыне. | ||||||
22 | Образ художественной культуры Древней Греции | ||||||
23 | Учебный модуль МиД. Учимся дружно. Как научиться договариваться. | ||||||
24 | Древнегреческие праздники. Вазопись | ||||||
25 | Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы. Европейские города. | ||||||
26 | Портрет средневекового жителя. | ||||||
27 | Многообразие художественных культур в мире. | ||||||
Искусство объединяет народы | |||||||
28 | Материнство. Портрет мамы. | 3.2. 3.3. | Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов, персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. | 2.2. 2.4. | Использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека. | П. Овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. К. Овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы. Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала. выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д. Владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя. Р. Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Уметь организовать место занятий. | |
29 | Мудрость старости. | ||||||
30 | Сопереживание. | ||||||
31 | Герои- защитники. | ||||||
32 | Юность и надежды. | ||||||
33 | ИКР. Искусство народов мира. | ||||||
34 | Выставка художественного творчества детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по русскому языку 1-4 классы
Уро. Адаптированная рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой и частично реализует Федеральный государственный стандарт начального общего образования по русскому я...
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 2 класс
Адаптированные основные общеобразоательные программы для детей с умеренной умственной отсталостью...
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс
Адаптированные рабочие программы для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости 1 класс...
Адаптированные рабочие программы для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (Вариант 1)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку, математике, чтению и по предмету "Мир природы и человека" для учащегося 3 класса с умственной отсталостью (Вариант 1)....
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ по предмету «Литературное чтение»
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). ...
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ по предмету «Окружающий мир
Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). ...
Адаптированная рабочая программа для учащихся с ОВЗ по предмету «Математика»
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающемуся с ЗПР, который характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы....