Доклад на тему:«Одарённые дети.Система работы с одаренными детьми»
методическая разработка (1 класс)

Весельева Валентина Владимировна
В последнее время проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vystupleniya_na_mo.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Мастюгинская основная общеобразовательная школа

Доклад на тему:

«Одарённые дети.

Система работы с одаренными детьми»

Мастер  класс

Выполнила: учитель начальных классов

МКОУ Мастюгинская ООШ

                                     Весельева Валентина Владимировна

Слайд 1

Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Одаренные дети. Система работы с одаренными детьми». В последнее время проблема выявления и развития умственно одарённых детей  является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.

Слайд 2

Одной из приоритетных задач современного общества является создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.  Для этого требуется серьезная  просветительская работа среди учителей, а также родителей.

        Перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,  самопознанию. 

   В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Слайд 3   Цель данной работы

  Создание благоприятных условий для развития талантливых и одаренных учащихся должно идти через оптимальную организацию взаимодействия школьного  и дополнительного образования.

Школа должна верить, что каждый ее подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. И конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.                                                                                                                                                    

        Слайд 4    Мною были поставлены цель и  основные задачи, которые необходимо решить – это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей. Выявление одарённых детей и создание системы работы с ними;                                                                                                       -отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

-организация разнообразной внеурочной деятельности;

-социальная и психологическая поддержка одаренных детей. 

Проблема, с которой столкнулась я в школе – это отсутствие:

  • системы поддержки и   сопровождения одарённых детей в  школе;
  • нет программы работы с одарёнными детьми;
  • нет методического сопровождения;
  • диагностики по выявлению одарённых детей;
  • отсутствие просветительской и консультационной работы  с родителями

Слайд 5

    Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны следующие  методы работы:

  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный.

Слайд 6           Принципы работы

-принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;

-принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

-принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам,

-принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

       Слайд 7- ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися;
  •  развитие навыков исследовательской  деятельности;
  • повышение качества образования и воспитания школьников;
  • увеличение доли учащихся, принимающих участие в различных предметных олимпиадах, конкурсах;
  • создание условий для выявления и поддержки одаренных детей;
  • формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

     Слайд  8

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в  результате активного участия хотя бы в самой                                              маленькой исследовательской работе.             А.Н.Колмогоров 

         Слайд 9     Мною была проведена  диагностика одарённых детей в школе: выявлены основные  типы  одаренности: академический, художественный, спортивный, лидерский, творческий, интеллектуальный. Создан банк одаренных  детей, диагностика потенциальных возможностей, определены приоритетные направления работы.                       

              Слайд 10

Я использую следующие формы работы:                                             

  1.  классно-урочная (работа в парах, в малых группах),      разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества;

4.  применение дискуссии;

5.  интеллектуальные игры.

Очень важны:

  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины;
  • словесные игры и забавы;
  • проекты по различной тематике;
  • научно  - исследовательские игры;
  • ролевые игры;
  • индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им  виды творческой деятельности.

Слайд 11

Работа с одаренными детьми трудна,

но   богата развивающими идеями - не только для обучающихся,   но и для педагога.

Одаренный ребенок:

Дисциплинированный.

Организованный.

Эрудированный.

Умеющий поддержать общее дело.

Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

Быстро, “на лету” схватывающий.

Общающийся легко, приятный в общении.

Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

Но все таки остаются нерешенные вопросы-это

Взаимодействие с психолого-педагогическим центром по вопросу мониторинга одаренности

Сотрудничество с другими школами и образовательными центрами

Создание индивидуальных маршрутов одаренных детей

Малочисленность детей в школе

Заключение.

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".

Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей"  г.Тайшет с докладом на пед чтении....

Доклад «Работа с одаренными детьми»

Тема одарённых и талантливых детей - одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии....

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

3.1.Доклад педсовет.ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

Начальная школа 21 века. Рабочая программа по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 1 - 4 классы. Доклад на тему "Система работы с одаренными детьми.

Рабочие программы  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Программа "Начальная школа 21 века". Доклад на тему "Система работы с одаренными деть...

Доклад на тему: «Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста».

Доклад на тему:«Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста»....