Формирование мотивации у младших школьников к познанию и обучению
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Вершинина Ольга Викторовна

У детей младшего школьного возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте основным мотивом учебной деятельности является мотив успеха.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivatsii_u_mladshih.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации  у младших

школьников к познанию и обучению

У детей младшего школьного возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте основным мотивом учебной деятельности является мотив успеха. В начальной школе ребенок начинает стремиться к совершенству, начинает осознавать свою уникальность и осознает себя как личность. Благоприятными особенностями мотивации младшего школьника являются общее позитивное отношение ребенка к процессу обучения, любопытство. Широкая доля интересов часто проявляется в высокой потребности младших школьников в творческих играх. В проигрывании сюжетов творческих игр реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность и коллективная эмпатия. Высокий уровень любопытства указывает на проявление умственной активности младших школьников.

Искренность младших школьников, их непосредственность, открытость, вера в неоспоримый авторитет учителя и готовность выполнять его поручения выступают в качестве благоприятных условий для развития в этом возрасте социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Отрицательные характеристики мотивации детей младшего школьного возраста - это недостаточно стабильные ситуационные интересы. Эти интересы быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут исчезать и не возобновляться.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.      

Для эффективного развития учебной мотивации младших школьников важно использовать различные формы организации образовательной деятельности (индивидуальные, парные, коллективные, групповые) и их чередование. Практический опыт показывает, что коллективные и групповые формы деятельности на уроке создают лучшую мотивацию, поскольку они удовлетворяют огромную потребность в младших школьниках в общении.

 В коллективной воспитательной работе возрастает способность школьника оценивать себя с точки зрения другого человека, ответственности перед другим человеком, умения принимать решение не только от себя, но и от других людей. Это способствует образованию активной жизненной позиции, способности к самооценке, способности преодолевать конфликты.

Групповая форма обучения включает в активную работу даже пассивных, слабомотивированных учащихся, поскольку они не могут отказаться выполнять свою часть работы. Кроме того, есть мотив для соревнований, желание быть не хуже других. Таким образом, можно говорить о влиянии коллективной и групповой работы на все виды социальной мотивации. Социальные мотивы могут поддерживать интерес к обучению, когда когнитивный характер не сформирован. Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста обучающихся, характеристик конкретного класса и, наконец, от темперамента и характера учителя.

1. Изучение уровня развития мотивации к учебной деятельности.

Уровень учебной мотивации можно выявить с помощью следующих методик:

1. Методика «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой (см.Приложение1);

2. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (см. Приложение 2);

Выбор методик, отличается доступностью для изучаемого контингента и пригодностью для группового обследования.

1 методика - «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» направлена на выявление у младших школьников направленности на получение знаний.

Сопоставление баллов по методике «Направленность на приобретение знаний» и методике «Направленность на отметку» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на оценки.

2 методика - «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой является определение школьной мотивации.

Сопоставление баллов по методике «Оценка уровня школьной мотивации» можно сделать выводы о том на сколько дети замотивированы.

Таким образом, проанализировав результаты всех диагностик, можно будет сделать выводы: о том  на сколько дети стали охотнее ходить на уроки, повысилась ли  у них мотивация учения или же на первом месте у них оценки , а не интерес к обучению.

2. Формирование мотивации к учебной деятельности младших школьников на уроках

Формирование учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

В первые дни пребывания в школе  определяется положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для начала учения. Учитель также раскрывает перед ребенком перспективы, показывает, что будет в результате успешного учения, поощряет и порицает действия школьника.

Анализ методической литературы показал, что наибольший интерес к учебной деятельности у обучающихся начальной школы формируется через: - проведение нестандартных уроков, (урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина, урок-экскурсия, уроков-встреч, уроков защиты творческих проектов), через привлечение сказочных персонажей (Степашка, Дюймовочка, Кот Матроскин и мн.др.);

- игровую деятельность;

- использование различных приёмов на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

У детей младшего школьного возраста еще преобладает игровая деятельность. Поэтому, для формирования положительной мотивации к учебной деятельности необходимо использовать игры, и другие элементы занимательности.

Так, на любом уроке, можно вовлекать детей в дидактические игры. Когда школьники включаются в ситуацию дидактической игры, интерес к заданию у детей значительно увеличивается, повышается работоспособность.

Дети 7-10 лет очень любят играть, мечтать, отгадывать загадки, кроссворды, ребусы, раскрывать тайны. Им нравятся приключения. Монотонная работа зачастую снижает работоспособность. Поэтому, для того, чтобы разнообразить урок, на котором необходимо выполнить достаточное большое количество однотипных упражнений, можно включить их в игровую деятельность. В таком случае эти действия выполняются для достижения игровой цели.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуации успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать,  что даже самый небольшой его успех есть продвижение вперёд.
         

Приложение 1

Методика «Изучение направленности на приобретение знаний»

Е.П Ильина, Н.А Кудрявцевой.

В «Методике «Направленность на получение знаний – 1 балл за ответ под буквой «а» на вопросы под номерами 1-6, 8-11, и за ответ «б» на вопросы № 7, 11. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация результатов:

17-24 балла - высокий уровень направленности на получение знаний и отметку;

9-16 баллов - средний уровень направленности на получение знаний и отметку;

0-8 баллов - низкий уровень направленности на получение знаний и отметку.

Анкета «Изучение направленности на приобретение знаний»

Вопрос

Варианты ответов

1. Получив плохую

отметку, ты, придя домой:

А) сразу садишься за уроки, повторяя то, что плохо

отметил;

Б) садишься посмотреть телевизор или играть на

компьютере, думая, что урок по этому предмету будет

ещё через день;

2. После получения

хорошей отметки ты:

А) продолжаешь добросовестно готовиться к

следующему уроку;

Б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все

равно тебя не спросят.

3. Бывает ли, что ты

недоволен ответом, а не

отметкой:

А) да;

Б) нет.

4. Что для тебя учеба:

А) познание нового;

Б) обременительное занятие.

5. Зависят ли твои отметки

от тщательности подготовки к уроку:

А) да;

Б) нет.

6. Анализируешь ли ты

после получения отметки, что

сделал неправильно:

А) да;

Б) нет.

7. Зависит ли твое желание

готовить домашнее задание от

того, выставляют ли за него

отметки:

А) да;

Б) нет.

8. Легко ли ты

втягиваешься в учебу после

каникул:

А) да;

Б) нет.

9) Жалеешь ли ты, что не

бывает уроков из-за болезни

учителя:

А) да;

Б) нет.

10. Когда ты, перейдя в

другой класс, получаешь

новые учебники, тебя

интересует, о чем в них идет

речь:

А) да;

Б) нет.

11. Что, по-твоему, лучше -

учиться или болеть:

А) учиться;

Б) болеть.

12. Что для тебя важнее -

отметки или знания:

А) отметки;

Б) знания.

Методика «Направленность на отметку» Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой.

Инструкция: Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив напротив вопроса знаки «+» (да) или «-» (нет). В методике «Направленность на оценку» начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» – по позициям 10-12.

Анкета «Направленность на отметку»

 

Ответы

Вопросы:

Да «+»

Нет «-»

1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?

 

 

2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?

 

 

3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?

 

 

4. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?

 

 

5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?

 

 

6. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?

 

 

7. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?

 

 

8. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно не спросят?

 

 

9. Тревожит ли тебя ожидание опроса?

 

 

10. Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?

 

 

11. Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?

 

 

12. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?

 

 

Приложение 2

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой»

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ (Приложение 3). В итоге подсчитывается набранное количество баллов.

Анализ и интерпретацию данных, полученных с помощью данной методики проводился по следующим параметрам:

21-30 баллов (высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

11 – 20 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

0- 10 баллов – (низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы;

- не хотел бы;

- не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;

- не хотел бы;

- хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;

- хотел бы;

- не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

- мало;

- много;

- нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;

- не очень;

- не нравятся.

Приложение 3

Система оценивания

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

1

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Список  литературы

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г.  Асеев. - Москва: Просвещение, 2006.

2. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина / Москва: АПНРСФСР

3. Шпика, И.В.  Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И.В. Шпика //Начальная школа. – 2007.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург, 2012.

 5. Козлова, О.А Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов / О.А. Козлова //Начальная школа. – 2004.

6. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н.Леонтьев – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2007

7. Лусканoва, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: метод. рекомендации / Н. Г. Лусканoва. – Москва: Фолиум, 2009.

8. Мaркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Мaркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – Москва: Педагогика, 2003

9. Шпика, И.В.  Учебная мотивация как показатель качестваобучения младших школьников / И.В. Шпика //Начальная школа. – 2007.

10. Элькoнин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Элькoнин // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб.-метод. пособие / ред.-сост. Г. В. Бурменская. – Москва, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...

Формирование объективной самооценки младшего школьника в условиях безотметочного обучения.

В презентации представлен материал, позволяющий формировать объективную самооценку у младших школьников....

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....