«Роль технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературного чтения в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников»
статья

Фисенко Кристина Юрьевна

Выступление по обобщению опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщение опыта24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме: «Роль технологии «Развитие критического мышления» на уроках русского языка и литературного чтения в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников»

1 СЛАЙД – ТЕМА,

фон – ФИЛЬМ ПЕСНЯ

    Когда - то, много лет назад, впервые посмотрев этот чудесный добрый фильм про школу, я смеялась над фразой, которую сказала героиня: «…Завтра снова в бой…». Так комично звучала эта фраза применительно к школьным будням.

А сейчас я не смеюсь над этими словами, потому что сама понимаю, что каждый день в школе, каждый урок – это бой,  бой за нового человека, который может  стать творчески мыслящей личностью, способной репродуцировать не только изученный материал, но и самостоятельно анализировать, обобщать, делать выводы, решать поставленные перед ним различные жизненные задачи.

2 СЛАЙД

 Не секрет, что современные дети, приходя в школу, часто не испытывают потребности в учении, обладают малым запасом слов, не готовы к преодолению трудностей, возникающих в процессе обучения, далеко не все обладают устойчивой памятью. Все это осложняет процесс обучения, но не снимает с учителя ответственности перед обществом.

3 СЛАЙД

      В 2014 году, начиная работать с первоклассниками, совместно с психологической службой  мы провели исследование.

В предложенной диаграмме показано, что в  1 классе значительная часть ребят имели низкий уровень познавательной активности, от сформироваyности которой будет  зависеть эффективность обучения в целом.

         Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

4 СЛАЙД ( Критическое мышление…)

Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя.

Я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

   Но можно ли научиться мыслить более эффективно?

Как и другие качества ума, мышление можно развивать. 

Развивать мышление – значит развивать умение думать.

     

 5 СЛАЙД

     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

   Из всех технологий на мой взгляд она самая рациональная. При её использовании нет необходимости заставлять ученика слушать учителя и верить ему на слово, или «насильно вести его за руку», работа в коллективе позволяет  ребенку взглянуть на себя по другому, мобилизовать весь свой внутренний потенциал.

6 СЛАЙД (ЦЕЛЬ)

        Исходя из поставленной цели (определение  эффективных методов и приёмов технологии критического мышления для использования на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе), определила для себя следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Обосновать возможность и необходимость применения технологии «Развитие критического мышления» в процессе преподавания предметов филологического цикла на первой ступени обучения

3. Отследить эффективность использования данной технологии как в урочное, так и во внеурочное время.

7 СЛАЙД

       Технология имеет своих исследователей, как на Западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.)

В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической,  надпредметной.

применима в любых программе и предмете.

8 СЛАЙД

       Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

9 СЛАЙД

        Урок по технологии критического мышления композиционно предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию. Если посмотреть на 3 стадии занятия, то с точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что они есть на каждом обычном уроке.

В чем же различие? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их то, что все они направлены, на развитие речи.

10 СЛАЙД  

        Составляющие стадий представлены на слайде:

 стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). 
   На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 

3 этап - «Рефлексия» (размышление). 
  Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

    Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. 

11 СЛАЙД

     На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На этапе вызова, обратите внимание на слайд, применяю следующие приёмы.

12 СЛАЙД

Чаще всего использую прием «КЛАСТЕР»

 На уроках литературного чтения, в разделе устное народное творчество

 мы с ребятами составили кластер что такое ФОЛЬКЛОР, который помог структурировать учебный материал по данной теме.

4 ЩЕЛЧКА -  ФОТО

Составление кластера позволяет думать и рассуждать свободно по любому поводу, совершать ошибки, исправлять их.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, такой опыт пригодится им  при решении жизненных проблем. Также способствует развитию системного мышления.

13 СЛАЙД 

       Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Этому способствуют следующие приемы, которые вы видите на слайде.  

14 СЛАЙД

Хочу выделить прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него неоднозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Отмечу, толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

15 СЛАЙД

На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания.

Хорошо зарекомендовали себя на этапе закрепления изучаемого материала приемы, которые вы видите на слайде.

16 СЛАЙД 

        На уроке литературного чтения,  при изучении темы : «Подвиги русских богатырей: миф или эпос», на стадии рефлексии дети сочиняли синквейны, некоторые представлены на слайде.

17 СЛАЙД

         Работая по теме : «Японская поэзия. Хокку Басе и Исса» дети придумывали свое подражание хокку.

Эти работы выполняются моими детьми с огромным удовольствием, что позволяет развивать их речь, как устную, так и письменную, способствуют лучшему запоминанию материала и создают условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

18 СЛАЙД

       Таким образом, использование  технологии  критического мышления уроках русского языка и литературного чтения  могу сказать, что она позволяет достигнуть хорошего результата.

      Данные диаграммы наглядно представляют что  в результате нашей совместной деятельности у учащихся 3 класса изменились показатели :вырос уровень учебной мотивации, и познавательной активности, что позитивно повлияло на развитие мышления.  

19 СЛАЙД

Значительная часть ребят перешла с низкого уровня развития творческого мышления на более высокий, что составило более 40 %, а уровень логического мышления увеличился вдвое.

ВЫВОД

Таким образом, можно сделать вывод, что критическому мышлению нужно учить и важно, учащиеся охотно идут на общение со сверстниками, активнее включаются в коллективную работу, меньше становится конфликтных ситуаций, связанных с коммуникативными компетенциями, адаптационный период проходит безболезненно, снимается тревожность у учащихся, количество детей «изолированных» от коллектива снижается.  Уроки становятся живыми, эмоциональными, увлекательными. Читательская грамотность, мыслительная деятельность младших школьников повышаются, ученики используют навыки в конкретной предметной деятельности и в жизни.

Урок рождается непросто:

Порой – с наивного вопроса,

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то…

Когда сомнений нету боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось!

Итог обыденной работы –

Восторг волшебного полёта!

Всё это – дивное явленье –

Урок, рождённый вдохновеньем!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

              Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...

Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

Одним из  главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока счита...

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

 Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, б...

Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффекти...