Главные вкладки

    Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»
    статья по теме

    Сапогина Светлана Юрьевна

                    Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и русский язык. Описание самой технологи. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология

    «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

    Автор: Сапогина Светлана Юрьевна,

    учитель начальных классов

    МАОУ «Средняя школа №8

     с углубленным изучением отдельных предметов»,

    г. Когалым.


                    Описание материала: 

                    Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и русский язык. Описание самой технологи.

    Цель: Раскрыть сущность технологии РКМЧП в условиях введения ФГОС второго поколения.

    Задачи: 1. Уточнить методику использования технологии на уроках по изучению информационного материала, художественного текста.

    2. Выявить особенности методов и приемов на уроках взаимообучения, дискуссии, письма.

    В современном образовании личностно ориентированный подход занимает прочные позиции. Хотя ценностные ориентиры несколько сменились в соответствии с провозглашенными принципами ФГОС второго поколения, в приоритете у преподавателей должна быть развитая и образованная личность, живущая в условиях постоянно меняющегося мира. Именно личностный подход к образованию учитывает возможности и способности ученика, и он сам является активным субъектом деятельности учения.

    С понятием личностно ориентированного обучения тесно связана технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Методы и приемы РКМЧП успешно используются в педагогической практике нашей страны на протяжении последних 20 лет.

    В процессе применения технологии происходит обобщение знаний учащихся, обучение разным способам мышления, появляется возможность ведения бинарных уроков, обучения может стать вариативным и дифференцированным, у ребенка формируется четкая направленность на самореализацию, что опять же соответствует требованиям времени.

    Учитель, работающий по технологии РКМЧП, перестает быть главным источником информации для ученика, он способствует организации совместного поиска решения проблемы, учит находить оптимальные варианты из множества предлагаемых обстоятельств.

    Урок обязательно состоит из трех стадий: вызов, когда ученик вспоминает и озвучивает все знания по проблеме, пусть даже ошибочные, осмысление, когда происходит знакомство с новой информацией, постановка и обсуждение проблемных вопросов и, наконец, рефлексия, где учащиеся формулируют выводы, ставят новые вопросы, в конечном счете, убеждаются в достижении поставленных целей.
    На разных этапах урока могут применяться определенные методы и стратегии, объединяющие приемы учебной работы по видам деятельности в пошаговой реализации занятия. Каждый прием в критическом мышлении имеет своей целью раскрытие творческого потенциала учащихся.

    В зависимости от целей и задач технологическая карта урока может выглядеть так:

    1.Работа с информационным текстом.

    Технологическая карта.

    Вызов – составление кластера.

    Осмысление – инсерт (маркировка).

    Рефлексия – возвращение к кластеру.

    Необходимый комментарий.

    Кластеры или грозди – это графические систематизаторы, показывающие различные типы связи между объектами, явлениями, предметами.
    В центре листа пишется слово или тема, или проблема. Далее вокруг, как грозди, записываются слова, пришедшие на ум в связи с этим центральным словом, темой.

    Прием «Инсерт» или маркировка, когда учащиеся делают пометки карандашом по тексту: «v» - это уже известно,«-» - противоречит представлениям читающего, «+» - новое, «?» - узнать подробнее, есть вопросы.

    Привыкнув читать произведение «по диагонали», ученики не всегда вдумываются в содержание, данный прием подразумевает использование целого спектра мыслительных операций. Учащийся не только запомнит текст, но и сформирует собственную точку зрения на информацию, содержащуюся в произведении.

    Возвращение к кластеру, составленному в начале урока, предполагает дополнение его новыми подробностями, мыслями по поводу основной темы занятия.

    2.Работа с художественным текстом.

    Технологическая карта.

    Вызов – выдвижение версий, связанных с развитием сюжета.

    Осмысление – сопоставление версии с новым фрагментом текста (Прием

    «Чтение с остановками»).

    Рефлексия – выдвижение новой версии развития сюжета (Прием «Синквейн»).

    Необходимый комментарий.

    3.Взаимообучение.

    Технологическая карта.

    Вызов – игра «Верю – не верю» или «Верные и неверные утверждения».

    Осмысление – стратегия «Зигзаг».

    Рефлексия – сводная сравнительная таблица.

    Необходимый комментарий.

    Игра «Верю – не верю» хороша при изучении биографии литератора.

    Учитель предлагает детям несколько утверждений по еще не изученной теме, ученики должны выбрать ответы, обосновав свое мнение. После знакомства с жизнью и творчеством писателя или поэта возвращаемся к данным утверждениям и просим ребят оценить их достоверность, исходя из уже полученных знаний.

    Смысл стратегии «Зигзаг» в упрощенном варианте заключается в распределении между группами больших по объему текстов, но объединенных одной темой..

    4.Дискуссия.

    Технологическая карта.

    Вызов – «толстые и тонкие» вопросы.

    Осмысление – перекрестная дискуссия.

    Рефлексия – написание эссе.

    Необходимый комментарий.

    Научить ребят думать над прочитанным материалом, понимать произведение

    помогает прием «Толстые и тонкие вопросы».

    «Толстые» вопросы предполагают привлечение дополнительных знаний, умение анализировать и размышлять, а «тонкие» требуют односложного ответа.
    Примеры «тонких» вопросов: Кто является автором произведения о превращении собаки в человека? Как звали младшего брата Николая Ростова, погибшего на войне 1812 года? Что повлияло на изменение характера Кая в сказке «Снежная королева»?.
    5.Письмо.

    Технологическая карта.

    Вызов – инвентаризация.

    Осмысление – составление чернового варианта, правка.

    Рефлексия – редактирование, написание чистового варианта.

    Необходимый комментарий.

    Навыки письменной речи играют важную роль для развития критического мышления, потому что они позволяют рассмотреть со всех сторон образ героя произведения, осмыслить не до конца сформулированные для себя понятия и явления. 
    При создании письменных текстов автор должен пройти три этапа:

    1.Инвентаризация. Это работа по сбору информации и, так называемое, «собирание мыслей».

    2.Составление чернового текста или использование приема «Свободное письмо», суть его заключается в записи без остановки мыслей, пришедших в голову по проблеме письменной работы, не придавая значения правильности правописания, речевым ошибкам.

    3.Правка – это доработка текста, стремление четко и грамотно выразить свои мысли, соотнести форму и содержание.

    4.Редактирование. На этом этапе работы могут быть добавлены целые абзацы либо исключены таковые.

    Приемов и методов в технологии РКМЧП еще великое множество, они замечательно представлены в книге С. И. Заир-Бека и И.В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке», данное издание несколько раз переиздавалось, интерес к нему не угасает, авторы постоянно добавляют новые приемы, стратегии, есть чему поучиться и попробовать на практике. На мой взгляд, применение РКМЧП способствует формированию у учащегося способности рассматривать проблему под разным углом, учиться принимать иную, отличную от его точку зрения; технология меняет социальный контекст образования, позволяет развиваться открытому диалогу между учителем и учеником.

    Список используемой литературы:

    1.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2 изд., дораб.-М.:Просвещение,2011.-223с.:ил.-(Работаем по новым стандартам).

    2.Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка./С.В.Столбунова// Первое сентября. Русский язык.- 20005. №18,с.5-11.

    3.Васюта И.В. Махотина А.Ф. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы./ И.В. Васюта, А.Ф.Махотина// Первое сентября. Литература.-2005. №3,с. 27-29.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая тема: "Развитие критического мышления на уроках русского языка у младших школьников".

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ОЗНАЧАЕТ МЫШЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЕ, РЕФЛЕКСИВНОЕ. ЭТО ОТКРЫТОЕ МЫШЛЕНИЕ,  НЕ ПРИНИМАЮЩЕЕ ДОГМ, РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ПУТЕМ НОЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ЛИЧНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ....

    «Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»

    1.     Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающу...

    Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»

    Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...

    Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

    Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

    Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

    В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

    «Развитие критического мышления на уроках русского языка»

    В данной работе описаны некоторые приемы технологии критического мышления....