Рабочая программа по подготовке к школе
методическая разработка

Салюкова Людмила Владимировна

Программа дошкольного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_doshkolnoy_podgotovki.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15» г.Балаково Саратовской области

Рассмотрена

на заседании

ШМО

МАОУ СОШ № 15

Протокол № ____

от «___»_________20__г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР МАОУ СОШ № 15

__________/____________/

«___»____________20__ г.

Утверждаю

Директор

МАОУ СОШ №15

___________/__________/

от «___»_______20__г.

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА

НАПРАВЛЕНИЕ общеинтеллектуальное

«Подготовка к школе»

срок реализации  1 год

возраст  6-7 лет

учитель: Салюкова Людмила Владимировна

г. Балаково

2020 г.

Рабочая программа «Подготовка к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Подготовка к школе» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

        Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

        Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую.

        Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Данная программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Место занятий в учебном плане

Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика и конструирование». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 28 недель. Общее количество занятий – 56.

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

  • физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
  • знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Результаты освоения программы

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному;
  • использовать основные правила построения линейного орнамента;

Содержание программы

        Математика и развитие логического мышления

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

• создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

• формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;

• овладение математическими знаниями и умениями;

• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

• производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.

Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета.

Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:

• учащиеся знакомятся с названием чисел первого десятка, учатся называть их в прямом и обратном порядке;

• используя изученную последовательность чисел,   учатся пересчитывать предметы;

• учатся выражать результат счёта  числом.

Основные требования к уровню подготовки учащихся  по математике.

К концу обучения учащиеся должны:

1. называть:

  • предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за, под,между, перед, после) данным предметом, между двумя предметами;
  • числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
  • число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
  • фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок);

2. различать:

  • число и цифру;
  • знать состав числа в пределах10;
  • геометрические фигуры.
  • 3. сравнивать:
  • предметы с целью выявления в них сходства и различия;
  • предметы по форме, по размерам (больше, меньше).

Обучение грамоте и элементам письма

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания, соответствующего уровню образовательного стандарта по предмету и с учетом преемственности программы по русскому языку основного общего образования, т.е. ее реализация позволит обеспечить преемственность с дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения. Целью данного курса является – овладение учащимися первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и письму. Эта цель обучения дошкольников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности. Задачи курса обучения грамоте:— формирование общих представлений о слове и предложении;— формирование действий звукового анализа;— формирование навыка письма;— развитие речи.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения учащиеся должен знать/понимать:
— звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— звук, слог, слово;
— слово и предложение;
— ударение;

уметь:

— называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
— называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия предмета и признак предмета;
— различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
— различать звук, слог, слово;

 В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

1) правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и карандаш;

2) свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

3) выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в соответствии с изображением;

4) полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно;

5) передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

6) владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь анализировать: маленький – большой, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий;

7) узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия.


Календарно- тематический  план

Математика  и  развитие логического мышления

п/п

Тема  уроков

Кол – во

часов

Дата

Коррек

тировка

Ближе, дальше. Число 1.

1

09.10

Выше, ниже. Первый, последний, предпоследний. Число 1.

1

16.10

На, над, под, за. Число  2.

1

23.10

Впереди, сзади, между. Пара. Столько же. Число 2.

1

29.10

Слева, справа, посередине. Знаки: плюс, минус, равно.

1

06.11

Вверх,  вниз, к себе, от себя, налево, направо. Решение примеров.

1

13.11

Налево, направо. Число 3.

1

20.11

Сначала, потом. Решение задач.

1

27.11

Больше, меньше. Одинаковое количество.

1

04.12

Шире, уже, толще, тоньше. Сравнение чисел.

1

11.12

Длиннее, короче, одинаковой длины. Число 4.

1

18.12

Один, много. Составление задач.

1

25.12

Число и цифра 1. Число 5.

1

15.01

Число и цифра 2. Пара. Решение задач.

1

22.01

Число и цифра 3. Число 6.

1

29.01

Сложение. Соотношение числа с количеством. ОТРЕЗОК.

1

05.02

Вычитание. Число 7.

1

12.02

Число и цифра 4. Повторение изученного. Графический диктант.

1

19.02

Число и цифра 5.Решение числовой цепочки.

1

26.02

Точка и линия: прямая, кривая, ломаная. Состав чисел 3, 4, 5, 6, 7.

1

05.03

Что такое круг. Число 8.

1

12.03

Что такое треугольник, многоугольник. Состав числа 8.

1

19.03

Число и цифра 6. Число 9. Состав числа 9.

1

26.03

Число и цифра 7.Число 0.

1

02.04

Число и цифра 8. Графические работы.

1

09.04

Сравнение. Число 10.

1

16.04

Число и цифра 9. Состав числа 10.

1

23.04

Число и цифра 0. Число 10. Повторение

30.04

Календарно- тематический  план

Обучение грамоте

п/п

Тема  уроков

Кол – во

часов

Дата

Корректировка

Гласный звук [а], буквы Аа. Гласный звук [у], буквы Уу. Читаем слоги Ау, уа.

1

09.10

Гласный звук [о], буквы Оо. Согласный звук[м], буквы Мм. Читаем слоги ам, ум.

1

16.10

Согласный звук[с], буквыСс. Читаем слоги.

1

23.10

Читаем слитно. (с. 12-15)

1

29.10

Читаем по слогам. (с.16-17)

Согласный звук[х], буквы Хх.

1

06.11

Согласный звук[р], буквы Рр.

1

13.11

Гласный звук [ы], буквы ы. Согласный звук[ш], буквы Шш.

1

20.11

Согласный звук[л], буквы Лл.

1

27.11

Согласный звук[н], буквы Нн.

1

04.12

Согласный звук[к], буквы Кк.

1

11.12

Гласный звук [и], буквы Ии. Согласный звук[т], буквы Тт.

1

18.12

Согласный звук[п], буквы Пп.

1

25.12

Согласный звук[з], буквы Зз.

1

15.01

Согласный звук[й^], буквы Йй.

1

22.01

Согласный звук[г], буквы Гг. Согласный звук[в], буквы Вв.

1

29.01

Согласный звук[д], буквы Дд.

1

05.02

Согласный звук[б], буквы Бб.

1

12.02

Согласный звук[ж], буквы Жж.

1

19.02

Буквы Ее.

1

26.02

Мягкий знак.

1

05.03

Буквы Яя.

1

12.03

Буквы  Юю.

1

19.03

Буквы Ёё.

1

26.03

Согласный звук[ч], буквы Чч.

1

02.04

Согласный звук[ц], буквы Цц.Гласный звук [э], буквы Ээ.

1

09.04

Согласный звук [ф], буквы Фф.

1

16.04

Согласный звук [щ^], буквы Щщ.

1

23.04

Твёрдый знак.

30.04

Литература

  1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук.Н. А. Федосова.] – М.: Просвещение, 2012.
  2. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.
  3. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.
  5. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
  6. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
  7. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
  8. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
  9. Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  10. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для подготовки детей к школе.

Рабочая программа для детей предшкольного возраста ( к образовательной программе "Школа 2100")...

Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.            Цель пр...

Рабочая программа «АБВГДейка» составленаО.А. Кореповой, Е.А. Мансуровой на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторов: Федосова Н. А., Комарова Т. С.

   Рабочая программа  «АБВГДейка»   для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального об...

Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе» Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.

Рабочая программа составлена на основе программы «Преемственность. Подготовка к школе»  Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С....

Рабочая программа для подготовки к школе по английскому языку

Календарно-тематическое планирование по подготовке к школе детей 5-7 лет, которое может быть использовано  формате еженедельных вечерних занятий в школе. Программа предусматривает интерактивные и...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....

Рабочая программа по подготовке к школе

Рабочая программа по подготовке к школе...