Игровые технологии в внеклассной работе
материал (3 класс)

Барышникова Татьяна Германовна

Содержание:

- Понятие и значение игровых технологий в образовательном процессе

- Функции игровых технологий

- Характеристика структуры игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx11.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии во внеклассной работе.

Воспитатель 3б класса

Барышникова Т. Г.

Понятие и значение игровых технологий в образовательном процессе.

Игра - постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

Игровые технологии – это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Использование игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования учащихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера. Эффективность использования игровых технологий в образовательном процессе зависит от соблюдения ряда условий:

* Игры, используемые в рамках технологии, должны в полной мере соответствовать учебным и воспитательным целям занятия.       *Количество игр во время занятия  должно быть умеренное.

В зависимости от использования игровых технологий выделяют следующие виды занятий:

1. Занятия, с использованием разнообразных игровых заданий (КВН, конкурсы, соревнования и т.д.).

2.Занятия, с использованием игровых упражнений и заданий. 3.Занятия, с использованием игры лишь на определенном этапе мероприятия(например, применение игры для знакомства с новым материалом).

В настоящее время игровые технологии занимают одно из важных мест в педагогическом процессе. Это связано с тем, что они способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия на ребенка, развитию у него познавательных интересов и общей активизации деятельности учащихся.

Значение игровых технологий в образовательном процессе заключается в том, что они направлены на:

-тренировку памяти;

- выработку речевых умений и навыков;

- стимулирование умственной деятельности;

- развитие внимания и познавательного интереса;

- преодоление пассивности учащихся в процессе занятия;

- развитие коллективизма, чувства ответственности перед другими;

Результативность применения игровых технологий в образовании во многом зависит от систематичности использования технологии, ее целенаправленности и сочетаемости с учебной программой.

Функции игровых технологий

 

Игровые технологии выполняют следующие функции в образовательном процессе:

 

1.Развлекательная – данная функция является одной из основных функций игры. Игра призвана доставлять ребенку удовольствие, воодушевлять, пробуждать интерес к различным видам деятельности, удовлетворять его потребности в познании.

2. Коммуникативная – направлена на овладение и развитие ребенком своих коммуникативных умений и навыков, овладение диалектикой общения.

3. Самореализация – игра позволяет ребенку «примерить» на себе различные роли, получить бесценный навык практической деятельности. 4.Игротерапевтическая – направлена на преодоление ребенка разнообразных трудностей, которые возникают в процессе его жизнедеятельности (например, борьба со страхами).

5. Диагностическая – предусматривает выявление у детей отклонений в развитии, в процессе осуществления им игровой деятельности. 6.Коррекционная – направлена на внесение положительных изменений в структуру личностных показателей ребенка. 7.Межнациональная коммуникация – предполагает процесс усвоения учащимися социальных и культурных ценностей, которые являются общепринятыми в рамках конкретного общества (государства).

8.Социализация – процесс включения ребенка в общественные отношения, адаптация его к современному обществу посредством усвоения общечеловеческих норм.

Практически все игровые технологии имеют ряд основных черт:

-Наличие свободной развивающей деятельности, которая может быть выбрана ребенком по его желанию, с целью удовлетворения собственных образовательных потребностей.

- Творческий характер, который часто проявляется в импровизированной деятельности, в «поле творчества» учащихся.   -Положительный эмоциональный фон игровой деятельности, которая порождается весельем, чувством состязательности и конкуренции, открытием чего-то нового и т.д.

- Наличие правил – прямых или косвенных, которые отражают характер игры, ее содержание, логическую последовательность и т.д.

Характеристика структуры игровых

технологий

Структура игровых технологий включает:

1.Целеполагание – постановка образовательной цели, ее научное и педагогическое обоснование. 2.Планирование – подбор методов, форм и средств достижения поставленной цели, определение этапов проведения технологии (планирование).

3.Реализация цели – достижение поставленной цели путем организации игр, упражнений и заданий, в соответствии с составленным планом.

4. Анализ полученных результатов.

Структура игры, которая используется педагогом в рамках игровой технологии, включает в себя:

-роли, распределяемые между участниками игры;

- игровые действия, которые выполняются учащимися в соответствии с их ролями;

- игровые предметы;

- отношения, которые возникают между участниками игры;

- сюжет игры, либо та область действительности, которая воспроизводится в игре.

В современных образовательных организациях использование игровых технологий весьма актуально и востребовано. Это связано с тем, что игра положительно сказывается на активизации учебного процесса.

Наиболее рационально внедрение игровых технологий в образовательный процесс, в следующих случаях:

1.Внедрение игровой технологии как самостоятельной для усвоения конкретной темы или раздела учебной дисциплины.

2. В качестве элемента в рамках более обширной и глубокой образовательной технологии.

3. В качестве самостоятельного занятия или его конкретной части (введение, закрепление, контроль и т.д.).

4. В качестве внеклассной или внеурочной деятельности.

При организации внеклассной  деятельности педагог решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения, все они строятся на основе уважения личности школьника, признания его индивидуальности, прав и свобод, опираются на потенциальные личностные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формирования.

Формы внеклассной работы условно можно подразделить на такие группы:

- словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.п.);

- практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.);

- наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).

Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса. За последнее время появилось, много новых организационных форм. Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, «Что? Где? Когда?», заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и др.), устный журнал, практические занятия «НОТ школьника», «Учись учиться» и др.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовоспитания широко применяются такие формы: круглый стол, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, обзор литературы по различным проблемам,

литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа - «Культура общения».

Практика свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией учащихся более всего соответствуют такие формы: встречи с представителями разных профессий «В мире профессий», «Как выбирать профессию?», экскурсии на производство, игра-конкурс «Чья профессия лучше?» и другие.

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, «Час поэзии», экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, классный дисковечер, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных журналов.

При организации физического воспитания широко применяются: игры типа «Веселые старты», малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье и физической культуре и другие.

Таким образом, современные игровые технологии включают в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД"

Игра находится в одном ряду  с праздниками и божественными культурами Играть – снискать милость богов и прожить жизнь Согласно свойствам своей природы.    Пла...

Игровые технологии в воспитательной работе

Опыт использования игр-упражнений и игр-иллюстраций...

Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений чтения и письма у первоклассников

Материал предназначен для учителей начальных классов и логопедов. Также будет полезен для родитпелей...

Игровые технологии в логопедической работе с детьми после кохлеарной имплантации (семинар для учителей – логопедов и учителей – дефектологов)

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологи...

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...