Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений чтения и письма у первоклассников
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Гринцевич А. Ю

Материал предназначен для учителей начальных классов и логопедов. Также будет полезен для родитпелей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx66.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий  в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у первоклассников

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Если раньше основной деятельностью ребенка была игра, то теперь, с приходом в школу он начинает овладевать учебной деятельностью. Игровая деятельность являлась свободной, а учебная  построена на основе произвольных усилий ребенка. Переход ребенка от игровой деятельности к учебной сложный, он требует от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы.

Но все же, не стоит отказываться от игр в первом классе, важно помнить, что игры в школе – это не игры дошкольников, это не игры развлечения. Прежде всего, это игры обучающие, они должны приковывать неустойчивое внимание школьников к материалу, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

Использование игровых технологий – неотъемлемая часть работы по предупреждению нарушений чтения и письма  у первоклассников.

Процесс письма – это довольно сложный, системный, произвольный
психический процесс, требующий определенного уровня сформированности неречевых и речевых функций. При нарушении одной из функций страдают операции письма или чтения, что приводит к дисграфии или дислексии.
Профилактика – самая эффективная мера, позволяющая своевременно предупредить возможные трудности, ведь предупредить ошибки всегда намного легче, чем потом их исправить.

Основные направления работы:

  1. Развитие речевых функций.
  2. Развитие графомоторных функций.
  3. Развитие зрительных и зрительно-пространственных функций.
  4. Развитие регуляторных функций.
  1. Развитие речевых функций.

1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.

При реализации этого направления решаются следующие задачи:

  • Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза.
  • Развитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких согласных, аффрикат и их компонентов, определение позиционных чередований).

Совершенствование звукопроизношения и звукового анализа и синтеза 

проводится по принципу от простого к сложному: сначала на материале отдельных звуков и букв, затем слогов типа СГ или ГС, затем односложных слов без стечения согласных, потом – двусложных слов без стечения согласных, и только после этого многосложных слов и слов со стечением согласных.

Упражнения:

  1. Определите место заданного звука: на каком месте стоит? после какого звука? перед каким звуком? между какими звуками?

  1. Из ряда букв выпиши только гласные буквы: б, д, е, а, р, о, с, ш, й, л, э, н, у, м, к, е, н.

  1. Прочитай слова. Из ряда слов выпиши только те, где есть звук «д»:

Душ, дым, бык, рак, сад, шум, ода...

  1. Замени в слове первый звук для получения нового слова: зайка — майка — чайка — гайка — шайка — сайка — лайка — Райка.

  1. Придумай слово на заданное количество звуков или подходящее под схему. Например: . а..а, .у..о.

  1. Игра "Слово рассыпалось". Соберите слово из букв (записаны на доске):

Н О Т Е                    К Ж Ё И                  Т С Ь О Г           Ь О Т С К

О М Т С                    Я М Е З                  П Ц Т И А          Я Л Т Е Д

  1.  Произнеси названия картинок. По первым буквам составь слова и запиши.

Картинки: корова, осел, шапка, курица, автобус;

свинья, арбуз, морковь, огурец, лимон, ёжик, тарелка;

шкаф, кастрюля, осленок, лиса, ананас.

  1.  Отгадайте загадки.  Определите наличие и место звука [А] в каждом слове. Запишите слова в три столбика, соответственно схемам (а в начале слова, в середине, в конце):

Рыжий хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это ... (белка).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

На носу повисла капля.

Ну конечно, это ... (цапля).

Лежит пузан на сельской грядке,

Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз)

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ... (машина).

Полосатая лошадка –

Вся как детская тетрадка.

Нет ни кляксы, ни пятна.

В Африке живет она. (Зебра)

Какое слово можно записать в два столбика? (Машина).

  1. Вставить пропущенные буквы в слова: пл.щ, з.нт, вдр.г, л.сь, стр.ж, гр.м, п.рк, р.бак...

  1. КроссвордыОслик принёс необычную лесенку. Помогите ему вписать в ее ступеньки слова с буквой О.(Например: ох, осы, окна, окунь, остров.)

  1. Придумать как можно больше слов из букв слова гастроном, апельсин, мороженое...

Развитие фонематического восприятия

  1. Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук.

  1. Запиши только те слоги, в которых есть заданный звук.

  1. Разложи картинки на три стопки: звук в начале слова, в середине, в конце. (Или запиши слова в три столбика).

  1. Послушай рифмовку, найди «неправильное» слово и замени его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

В ней всего-то три окна,

И за ёлкой не видна.

Хоть бела, но маловата

Небольшая наша ВАТА. (ХАТА)

Когда поранишь ты колено,

То покупаешь непременно,

Уверенный, что все пройдет,

Коричневую жидкость – МЁД.                            

                               (ЙОД)

Посмотрите в воду сами –

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный ДОМ. (СОМ)

Много снега во дворе –

Едут ТАНКИ по горе.

                      (САНКИ)

Пес Барбос совсем не глуп,

Но не хочет рыбный ДУБ. (СУП)

Не случайно у сестрички

С ФАНТИКАМИ две косички.

                  (БАНТИКАМИ)

Отругала мама зайку –

Не надел под свитер ГАЙКУ.

                                 (МАЙКУ)

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.

                                   (БУДКЕ)

5) Прослушай предложение, назови слова со звуком «р»:

Рома и Рая ходили по грибы, и нашли грузди, рыжики, подберёзовики.

6) Прочитай каждый столбик слов. Назови пропущенные буквы.

.русника

.воздика

.катулка

б.усника

г.оздика

ш.атулка

бру.ника

гво.дика

шка.улка

брус.ика

гвоз.ика

шкату.ка

7) Внимательно прочитай текст. Найди ошибки.

Май – месяц зелёного наряда. Зеленым корвом сочных трав оделись поля и рощи. В изумруд листвы наряжаются берзки, пахучие тополя. Иргают ветры молдой листвой.

2. Развитие языкового анализа и синтеза.

Формирование языкового анализа и синтеза на уровне текста.

Могут быть предложены следующие виды работ:

  • Выделение слов и предложений в слитном тексте. ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ
  • Соединение частей разорванных предложений:

Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.

Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

  • Исправьте ошибки в тексте на доске.

Дети выходят к доске, стирают ошибку, пишут правильно.

На доске написано:

Ярко светит, солнце поют, птицы дует, весенний ветер.

Надо исправить:

Ярко светит солнце. Поют птицы. Дует весенний ветер.

Формирование языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

  1. Придумать предложение с определенным количеством слов.

  1. Увеличить количество слов в предложении.

  1. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

  1. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.

  1. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

  1. Составление предложений по схемам:

         Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

8. Составить предложение из слов, данных в нужной грамматической форме.    Юли, красивая, кукла, у.

9. Составить предложение из слов, данных в начальной форме:

Лариса, читать, бабушка, интересная, книга.

Дождь, на, листва, капли, с падать, опавшая, шум.

Расположить, на, берег, ночлег, лесной, на, туристы, озеро.

10.  Исправьте ошибку, вставив пропущенное слово.

а) Пропуск предлогов:

Мы гуляли ... лесу. Кошка сидит ... окне.

б) Пропуск существительных:

Яблоки растут на ... Мама положила книгу в ...

... играет с куклой. ... вяжет носки.

в) Пропуск прилагательных:

Летом листья клена зеленые, а осенью ..

Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а ...

У белочки зимой шкурка серая, а летом ...

г) Пропуск наречий (Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов):

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... (близко).

д) Пропуск глаголов:

Саша ... машину. Папа... из машины. Дети ... конфеты.

11. Закончите логически фразы:

Врач — это человек, который ... (лечит).

Ткачиха — это человек, который ... (ткет).

Портниха — это человек, который ... (шьет).

Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо ... (мыть, причесывать, заплетать, стричь).

Чтобы книга не портилась, ее необходимо ... (беречь).

3. Развитие слогового анализа и синтеза.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.

Упражнения:

1) Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2) Игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин).

3) Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Например, СА: Сани, Сахар, Салют; поСАдка, уСАдьба, расСАда; лиСА, коСА, полоСА.

4)   Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука — красный цвет, для твердого согласного — синий цвет, для мягкого согласного — зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

5)   Чтение слогов по слоговым таблицам.

6) Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумаем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели — МУ. Вспомним слова с этим слогом: МУкаМУхаМУзейМУсор — в начале слова; эМУ, почеМУ,панаМУ, (взял) — в конце слова; заМУтитьзаМУчитьприМУла — в середине слова.

7)  Подбор слов к слоговым схемам: _ _ˈ _; _ _ _ˈ _; _ˈ _  и т.д.

8) Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:

та — дом, рак, лифт, пень, ...

тА-та — осень, кошка, санки, ...

та-тА — вода, коньки, лицо, ...

тА-та-та — Ванечка, девочка, улица, ...

та-тА-та — корова, подушка, малина, ...

та-та-тА — бегемот, телефон, пироги, ...

9)        Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную): мо, ряк; ста, рик; ти, ши, на; бро, та, до; лон, со,ка; ро, во, на.

10)        Разделение слова на слоги, а затем их перестановка. Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон).

11) Игра «Зашифрованное слово»: учитель на доске записывает ряд слов. Например: аромат, капелька, керосин. Детям предлагают из первого слова взять первый слог, из 2-го — второй, из 3-го — третий и образовать из них слово (апельсин).

4. Развитие словаря и грамматического строя речи.

Содержанием занятий по развитию лексико-грамматических средств языка является:

- уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей;

- дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и в процессе развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

- уточнение значений используемых детьми синтаксических конструкций;

- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями. Связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Для работы над развитием словарного запаса и языкового чутья учащимся могут быть предложены лексические упражнения, которые побуждают детей вдумываться в значение слов.

  • Ответьте на вопросы: С каким деревом «дружит» гриб подберезовик? Как поет кукушка? Почему растение назвали шиповником?
  • Подумай и подбери в каждое предложение подходящее по смыслу слово (из стоящих в скобках).

Три дня мы прожили в ... . Хозяева встречали гостей в ... . (гостиная, гостиница)

В ... доме открылась детская библиотека. Петр ходил смотреть футбол с ... мальчиком. (соседний, соседский)

... голодного не разумеет. Завтрак был очень ... .(сытный, сытый)

  • Подумай, правильно ли подобраны слова в предложениях. При необходимости исправь ошибки и докажи правильность своего выбора.

В саду росли пожилые березы. Артисты выступали с пожилой программой. В нашей школе много старых учителей.

На поляне рос полный дуб. Теплоход шёл толстым ходом. Нам повстречался толстый человек.

Отец отправился в иностранную командировку. Наш город посещает много заграничных туристов.

  • Прочитай.  Выбери из ряда слов-синонимов подходящие по смыслу и впиши их в предложения (Слова для справок: идти, ковылять, шагать, плестись, возвращаться, мчаться, ходить, скакать, двигаться, переступать).

Ребята бодро ... по дороге. Им нравилось ... в поход вместе. Они ... и весело пели песню. Ребята интересно провели время. Вечером они ... домой. Валера натер ногу и ... по обочине. Оля с Леной устали и еле ... .

  • Изменить окончания (в скобках) так, чтобы слова в словосочетании были связаны: сочн(ый) груша, грустн(ый) музыка, остр(ый) ножи, морозн(ый) дымка, глубок(ий) озёра. Выделить окончание.
  • Составить предложения из данных слов, изменяя, если нужно, окончания. Выделить окончания:

Ваня, обед, делает, уроки, после.

Вечер, мы, пили, чай, самовар, из.

Мохнатый, шмели, над, кружились, цветок.

  • Записать слова с предлогами, изменив окончание: над( цветы), по (дорога), из-за (туча), из-под (стол), в (болото), с (Нина), за (пригорок).
  • Игра «Один – много». Образовать форму множественного числа слов: стул – стулья, кол - …, перо - …, крыло - …; лев – львы, пень - …, сон - …, день - …, лоб - …. Записать пары слов, выделить окончание.
  • Назовите ласково: Оля – Олечка, Наташа – Наташенька, Саша - …, Алеша - …, Юра - …, Таня - …, Боря - …
  • Прочитай. Что надо сделать, чтобы предложения стали понятными? Составь правильно предложения. Запиши их. Выдели в словах окончания.

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную (тарелка) рубленных яиц. Она ставила (тарелка) возле (куст), а сама уходила. Как только утята подбегали к (тарелка), из (сад) вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она так страшно стрекотала, что (перепуганный) утята убегали и прятались в (трава).

II. Развитие графомоторных функций

«Обводилки», раскраски, графические диктанты, работа на клетке раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастика пальцев и пр. Важнейшее правило их проведения - систематичности.

III. Развитие зрительных и зрительно-пространственных функций

  1. Игра «Необычный конструктор»

Цели: вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв; начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

На партах  дети выкладывают из деталей букву.

Разных элементов всего 8: овал, два полуовала – большой и малый; палочка – большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа)

  • «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят: из одного элемента (О, С); из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.); из трех элементов и т.д.
  • «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»: прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.); вправо (Б, В, Г, Е и т.д.); влево (З, Л, У, Ч и т.д.); «открыты» (А, Б, Г и т.д.); «закрыты» (В, О).
  • Упражнение «Нарисуй дорожку» Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».
  •  Упражнение «Угадай, какая буква?» Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).
  • Игра «Разноцветное путешествие» У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх – вправо – вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.
  • Занимательные задания: Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом; Обвести букву по точкам; Слепить букву из пластилина; Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала); Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки; “Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква; Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение); Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга). Обвести найденную букву (красным или синим цветом); Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении); Собрать букву из двух половинок; Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их; Прочитать слово по пол-букве. Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта; Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово; «Собрать» буквы и прочитать слово;

IV. Развитие регуляторных функций

Упражнения 1 – 9

Задание: Вычеркните заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв (слогов, слов, цифр, чисел).

Цели:  Закрепление зрительного образа определенной буквы, цифры, развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, умения выполнять многоступенчатую инструкцию, планировать деятельность, развитие функции самоконтроля.

Инструкция: Найди и вычеркни заданную букву (слог, слово, цифру, число), в конце строки укажите количество вычеркнутых вами букв.

Усложненный вариант: произвести подсчет заданных фрагментов одновременно с их вычеркиванием и записать количество в конце строчки.

Упражнение 1.Вычеркни заданную букву.

А. РАРЛДЬИПЕНАЛДПЫВРОЛДДЬПАОДГАЩЕАЖАЫЕАВУТРА_______

О. ИЕННОЛОРАПЫКНДБЬТОРАВЫСИЬДЖБЬНОПВАСООГНА_______

Р. РПАЫАРЛДЖТРГКУАРЛДРАВВМРООРВЛЙХРМОЬСРВЬРСР______

а. рллдвдатсмичсгуладрщкнаьбчмияафылпджитьсралыпвгаюсдщзцп______

у. будсчлыщпокоущфылаьорпшлуокимпоупфымчсрмплдуьсализрь______

Упражнение 2.Вычеркни заданный слог.

АМ.  МА РА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ ЛА АМ АН НА КА _____

МА.  МА РА АМ АН АЛ АН АК МА ЛА АМ ЛА АМ АН НА КА _____

НИ.  ПИ ТИ ИН НИ ИП ГИ ИН КИ НИ ИШ КИ ТИ ИН НИ ПИ ______

ИН.  ИН ТИ ПИ ИП ИН ИМ ИЛ  ПИ ЛИ НИ СИ ИН ТИ ИЛ МИ _____

Упражнение 3. Вычеркни заданное слово среди ряда других:

сон  сом сок сон сор сон нос сын сом сон сок сох сом сон сор сон нос _____

лев лов лев лес лез лев зев рев лев лес лев лов лез лев зев рев лев лес _____

бусы  дубы басы бусы бука буры бусы басы бусы бука буры бусы _______

кости   кости гости кусты густы кости тосты кости посты кусты _______

провода  проводка провода проводы провод проводить провода _______

канарейка   канарейка кантата канарейка канатик канарейки ______

Упражнение 4. Выдели заданное слово.

сон  осн сон сно нос сон нос осн сон сно нос сон нсо осн _____

мука   кума каму умка мука укам маку мука акум каму умка мука ____

колодец  коделоц  клолодец  колодец  локодец  цедолок  колодец ______

праздники  прадзники  праздинки  праздники  праздики_________

Упражнение 5. Вычеркни заданные цифры.

1. 2 5  7 9 1 4 2 6 1 7 4 8 0 1 5 3 1 5 3 7 4 9 1 5 2 7 1 1 8 9 1 52 1 _____

2.  4 8 2 5 7 4 2 1 8 4 1 9 4 2 5 3 7 5 2 1 2 7 9 5 2 6 2 3 1 2 5 7 9 5 7 2___

Упражнение 6. Вычеркни заданные числа

14. 41 67 51 15 14 49 57 42 24 41 46 14 17 31 53 81 19 14 41 31 14 ____

69 . 36 68 62 69 96 61 56 96 47 43 69 98 89 46 69 36 99 66 69 ________

136 .146 161 361 691 196 136 163 161 361 176 146 136 156 136 ______

1357 . 1257 1356 1357 1375 1358 1347 7531 1235 1245 5731 1573 ______

77727  77277  72777  77737 77772  77227  77222  77772  77727 ______

Упражнение 7. Выдели заданное число в цифровом ряду.

31 74316798431876138895633138593617453713164723413318545312____

368  64733689574634173686553423188637254437368736342336864_____

Упражнение 8. Вычеркни только числа.

ИАРКУН475ГКП363485ШПОП84РВ72ПВ75Р69РД8О06ОЕ8ВР36ЙВ_____

Упражнение 9. Вычеркни гласные красным карандашом, а согласные синим.

СИ474ПВМЦНУЛАТИР89603РВВПС6274Ш6ТАНЧ7ЦРКИПГВТКЕШ69ВТУКИМАНЫОУКДАОКЕГКИФЛ456РГЫИАЛЕ9АОЬТКПЫПФЛМТАРФДА

Упражнения 10 - 11.

Задание: Восстановите слова, вставляя пропущенные гласные (согласные) .

Цель: Развитие звуко – буквенного анализа, уточнение, расширение словарного запаса. Развитие пространственно – временных ориентировок, зрительного восприятия памяти, мыслительных операций.

Инструкция: Необходимо восстановить слова, вставляя пропущенные буквы. Речевой материал усложняется за счет отсутствия дифференциации слов по принадлежности к определенным частям речи, а глаголы даны не только в начальной форме.

Упражнение 10. Восстанови слова.

М_к,  _б_ж_р,  б_з_р,  в_д_мщ_ц_, д_д_шк_,  з_б_вн_й,  _сп_г_ть, м_ж_к_.

Упражнение 11. Восстанови слова.

Деревья:  _о_ _ а, е_ь, _у_, о_и_а,  и_а, _о_о_ь, _я_и_а,  _е_е_а,  я_е_ь,

Фрукты: _ _ у_а,  _у_ _а,  _ _и_ _а,  а_е_ь_и_,  я_ _о_о, _а_ _о,  _и_и.

Упражнение 12.

Задание: Восстановите слова, используя заданные слоги. Запиши слова.

Цель: Закрепления понятия о слоговом составе слова, формирование навыков самоконтроля, пространственно – временных представлений. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие наблюдательности.

Инструкция: Составить слово из определенных слогов. Предусмотрено два уровня сложности.  Первый – составить слово из трех слогов, второй – из четырех – пяти слогов. Возможен временной контроль, учитывающий а) количество слов, выполненных за установленное педагогом время, б) время, за которое составлено определенное количество слов.

Упражнение 12. Восстанови слова.

Ко ва ро ________

жи фы ра _________

зяй ка хо __________

ка ба со _________

по ро да чек_____________                        вуш ка ре де________________

я фут на боль____________                        лы ди ко кро________________

аль чи бом ки____________                          рос мо на ди________________

фон маг то ни______________                ра те ту ли ра _______________

Упражнение 13.

Задание: Восстановите слова, добавив общую часть к началу. Запиши слова.

Цель: Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие звуко - буквенного анализа и синтеза, развитие памяти, восприятия, пространственно – временных представлений.  

Инструкция: Восстановить слова,  подбирая общую для них часть. Количество недостающих букв соответствует количеству точек в слове. Данное упражнение относится к заданиям повышенной сложности, т.к. предполагает выполнение учащимися большого объема аналитико – синтетической мыслительной деятельности.

Упражнение 13. Восстанови слова.

Г. . ______________

СТ. . _____________

Фас. . . _________________

Б. . . __________________

В. . ______________

Д . . ______________

Р. . . __________________

ТОП . . . _______________

Упражнение 14.

Задание: Составьте слова, изменив одну букву в заданном слове. Запиши словосочетания с каждым словом.

Цель: Формирование представлений о смыслоразличительной роли букв.  Развитие умений и навыков переработки большого по объему речевого материала. Операции со словом как предметом конструкторской деятельности. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие звуко - буквенного анализа и синтеза, развитие памяти, восприятия, пространственно – временных представлений.  

Инструкция: прочитать слово, объяснить его значение, составить и записать с ним словосочетание, заменить в исходном слове одну букву, чтобы получилось слово с другим значением.

Упражнение 14. Составь слово, изменив одну букву.

Работа ______________________________________________

Колодец_____________________________________________

Ступень_____________________________________________

Басня_______________________________________________

Цапля_______________________________________________

Тунец_______________________________________________

Косточки____________________________________________

Дума_______________________________________________

Ступа_______________________________________________

Упражнение 15.

Задание: Прочитайте и запишите слова, устно составив с ними выражения.

Цель: Развитие зрительного восприятия и внимания, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, умения оперировать одновременно в двух параллельных знаковых системах, служащих для графического обозначения устной речи.  

Инструкция: прочитать слова, при написании которых использованы различные способы кодировки устной речи.

Упражнение 15. Прочитай слово, называя цифры 1 и 2 различными формами слов «один», «два». Запиши слова.

Нег1ца = негодница                                1классник –

Гол1я -                                                 хол1сть –

М1ца -                                                 нар1к –

Г1сть                                                        2рь –

Загор1я -                                                 спи2й –

Огор1к -

Упражнение 16.

Задание: Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.

Цели:  Развитие навыков конструирование на уровне слова, развитие мыслительных процессов, звукобуквенного анализа и синтеза, уточнение и расширение словарного запаса.

Инструкция: Используя буквы заданного слова составить другое слово (слова). Уровень сложности варьируется в зависимости от словесной инструкции учителя, следуя которой учащимся предстоит составить одно слово и более, если это возможно. Достаточно несложное на первый взгляд задание можно усложнить, предложив: а) временные рамки, отведенные на его выполнение; б) зафиксировать время, которое ушло на его выполнение.

Упражнение 16.

Из букв заданного слова соберите и запишите другое слово.

торс-___________   ниша-____________  пила-__________ тушка-_________

кума-__________    салат-____________  мода-__________  бром- _________

куст-___________  пост- _____________ Марк - _________  рано- _________

Упражнение 17.

Задание: Выделите слова, прочитав строчки слева направо и справа налево. Запишите слова.

Цели: Развитие умения ориентироваться в двухмерном пространстве, развитие внимания, зрительного восприятия, аналитико-синтетической мыслительной деятельности, уточнение и обогащение словарного запаса.

Инструкция: Необходимо последовательно выделить слова, написанные единой строкой без пробелов между ними.

Упражнение17.

Выделите слова, прочитав строчки слева направо и справа налево. Запишите выделенные слова

А. ДОХОДКАЗАККАБАКРОТОРТОПОТШАБАШПОТОПЗАКАЗДОВОД

Б. АЛЛАРАДАРБОБШАЛАШМАДАМНАГАНЛЕТЕЛДЕДЕЛЕМИМПОП

Упражнение18.

Задание: Выделите слова прочитайте и запишите их.  Для слов каждой строки подберите обобщающее слово.

Цели: Развитие внимания, аналитико-синтетической мыслительной деятельности, формирование навыков осознанного чтения.

Инструкция:

В задании А определить границы слов, относящихся к разряду имен существительных, выделяя максимально длинное слово. Карандашом указать границы слов. Записать выделенные слова  и обобщающее слово.

В задании Б выделить слова среди набора букв или букв-«сорняков». Выделить спрятанные слова или вычеркнуть ненужные буквы. Записать полученные слова

Уровень сложности второй части задания Б выше, чем первой, у которой определен круг поиска возможных решений обобщающим словом и отсутствием лишних букв. Работая по инструкции к заданию А, ребенку достаточно правильно выделить одно-два слова в каждой строке для того, чтобы подобрать необходимое обобщающее слово. Затем, ориентируясь на него, упростить для себя выполнение задания. Выполняя вторую часть задания, учащиеся в отдельных случаях, лишены  возможности прибегать к опосредованному (скрытому в инструкции) алгоритму решения.

Упражнение 18.

Выделите слова.

А.

1) фиалканезабудкарозалютикпионнарциссхризантемаорхидеяастраромашка

2) обезьяналеопардпантерагепарджирафкрокодилзебрабегемотламаоленьбарс

3) шерстьпанцирькожаперочешуяиголки

4) кошкасобакамедведьлисаволкшакалкуницакойотсовафилинорелястреб

Для каждой строки подберите обобщающее слово.

Б.

1) рнкбанкагфдехчашкажовпблюдолнгшстаканэхшощповарёжкаблвювазалдр

2) лворонажэвгалкапршдголубьжролворобейдлпваптетеревдлпрглухпрьдлвр

3) ывапнгдовертолетжшрьисамолётпролракетаэждфвепитдирижабльюднюпр

Упражнение 19.

Задание: Восстановите предложения с несколькими предлогами.

Цели: Развитие зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, развитие мыслительных процессов, развитие навыков дифференциации

понятий «приставка» - «предлог», закрепление знаний о смыслоразличительной роли приставки.

Инструкция: Предложения с несколькими предлогами, в которых слова написаны слитно, необходимо разделить на составляющие их слова. Записать предложения в соответствии с нормами русского языка. Выделить предлоги. Объяснить написание предложений.

Упражнение 19.

Восстановите и запишите предложения с несколькими предлогами:

1) Вкараваневерблюдыидутодинзадругим.

2) Удевочкинаголоверозовыйбантсяркимиблестками.

3)Вновогоднююночьпотелевизорупоказываютразвлекательныепрограммы.

Упражнение 20.

Задание: Выделите предложения. Запишите их.

Цели: Развитие зрительного анализа и синтеза,  расширение поля зрения, развитие аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Развитие навыков в установлении различных видов синтаксической связи между словами в предложении.

Инструкция: Среди бессмысленного набора букв необходимо поочередно выделить слова, составляющие предложение. Уровень сложности достаточно высок.

Упражнение 20.

Выделите и запишите предложения:

1)вапролджэкороваблоавжкенпачжуеткенгшщзхсеноцувстмитощшгнртждшл2)рьбювжщньавлкеитьчмававлошадиифывапролджэжлюбятячсмитьбюовесс

3) гнекуцйсмитбелкафывапробюгрызётхздлурпмсчяорехиюдщшггосвахьвсми

Упражнение 21.

Задание: Определите границы предложений. Озаглавьте тексты и запишите их.

Цели: Развитие понятийной стороны процесса чтения. Формирование и закрепление представлений о предложении, как о минимальной единице передачи законченной мысли.

Инструкция: Предложения написаны без точек. Необходимо определить границы предложений, расставить точки и записать текст, соблюдая правила пунктуации.

Упражнение 21.

Определите границы предложений, запишите их и озаглавьте тексты.

Белка запасает орехи коза любит капусту заяц ест морковь еж ловит мышей.

Упражнение 22.

Задание: Прочитайте слова сверху вниз. Запишите слова по нормам русской грамоты.

Цели: Обработка навыков техники чтения при нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Развитие понятийной стороны речи. Обогащение и уточнение словарного запаса.

Инструкция: Почитать слова, записанные столбиком сверху вниз.

Упражнение22.

Прочитайте слова сверху вниз и запишите их по нормам русской грамоты:

к           д        с        м       л       м       м        р        т       б       м         к          з

о          ы        о        о       е        ы       а        а         о       у       е         о          а

т          м         м       х       с        с        х        к        к        м      л         м         л

Упражнение23.

Задание: Прочитайте  слова снизу вверх. Запишите их по нормам русской грамоты.

Цель: обработка навыков техники чтения в нестандартном расположении слов в двухмерном пространстве. Развитие памяти, внимания, наблюдательности. Развитие понятийной стороны речи. Обогащение и уточнение словарного запаса.

Инструкция: Прочитать слова, записанные столбиком снизу вверх.

Упражнение 23.

Прочитайте слова снизу вверх и запишите их по нормам русской грамоты:

к         ш         р         х         т          к       б        о          т       к        х         ч         б

а         у         ы          у         о         а        у        х         и       е        е         у          о

м        д          с          п         р         б        з        у         к       в        м         л          л

Упражнение 24.

Задание: Прочитайте слова, используя ключ «Волна» один к одному (1х1): первое слово читается сверху вниз, второе- снизу вверх, третье- сверху вниз и т.д. Запишите слова по нормам русской грамоты.

Цели: Развитие концентрации внимания, зрительного анализа и синтеза, памяти, умения ориентироваться в двухмерном пространстве. Отработка навыков техники чтения, развитие понятийной стороны процесса чтения.

Инструкция: необходимо читать слова, записанные столбиком, в определенной очередности заданных направлений.

Упражнение25.

Прочитайте слова, используя ключ «Волна» один к одному (1х1): первое слово читается сверху вниз, второе - снизу вверх, третье- сверху вниз и т.д. Запишите слова по нормам русской грамоты.

к        к       к        т        т        м        м       м        м        к        к        к        к

о        а       о        с        о        ю        у       ю       и        ы        а         р        у

р        р       р        и        р        р        х        з        л        з         р         а        с

м       м       а        а        т         т        и        и       я        я         п        п         т

Упражнение 26.

Задание: Прочитайте слова, используя ключ «Волна» два к двум (2 х 2), и запишите их по нормам русской грамоты.

Цели: Развитие концентрации внимания, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, ориентироваться в двухмерном  пространстве. Развитие навыков самоконтроля и планирования собственной мыслительной деятельности. Отработка навыков техники чтения, развитие понятийной стороны процесса чтения.

Инструкция: Необходимо читать слова, записанные столбиком, в определенной очередности заданных направлений, а именно: слова двух первых столбиков читаются сверху вниз, следующие два снизу вверх и т.д. Записать слова в соответствии  нормам русской письменности.

Уровень сложности возрастает от начала упражнения к его концу.

Упражнение 27.

Прочитайте слова, используя ключ «Волна» два к двум (2 х 2), и запишите их по нормам русской грамоты:

к       п         и         я         б         б        е         ы       т       к      ы        а      п      п

а       р         н         н         р          р       н         р       р       л       м       х      р      р

р       о         е         ы         о         о        я         а       е       а        о       у      и      и

т       в          п        т         д          ш       в         г       в       в        б       р      ч      р

и       о         у         с         я          ю       а         л       о       и       ь       а      у       о

н       д         т         у         г          р        л         о       г      ш      л        т      д       д

а       ы         с        п         а           а        с         б       а      и       а        с     а        а

Упражнение 28.

Задание: Восстановите и запишите предложения.

Цели: Развитие внимания, наблюдательности, осознанности чтения. Развитие умений и навыков в установлении различных типов связи слов в предложении (на примере согласования). Показать значение окончания при восстановлении связи слов в словосочетании. Развитие навыков конструирования предложений.

Инструкция: Составить предложение из заданных слов. При составлении предложения необходимо определить слово, с которым согласуется прилагательное. Записать предложение.

Упражнение 28.

Восстановите и запишите предложения:

1.а) кошка, серую, ловит, мышку___________________________________

    б) кошка, серая, ловит, мышку___________________________________

2.а) снежный, по, спускается, склону, барс_________________________

   б) снежному, по, спускается, склону, барс ______________________

Упражнение 29.

Задание: Восстановите предложения, вставляя  подходящие по смыслу слова.

Цели:  Развитие внимания, наблюдательности, закрепление орфографических правил написания глаголов. Развитие навыков самоконтроля.

Инструкция: необходимо восстановить предложения, выбрав одно слово из двух предложенных.

Упражнение 29.

Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова:

1.а) Андрей______________ в музыкальной школе.                /учиться

   б) Андрею нравится  _________ в музыкальной школе.              / учится

18

2.а) Вася сейчас __________________с горы.                          /скатиться

   б) Васе нужно быстро_____________с горы.                         / скатится

Упражнение 30.

Задание: Прочитайте слова, написанные одним шрифтом, а затем другим. Выявите закономерность в изменении буквенного состава слов, написанных тем или иным шрифтом.

Цели: Развитие внимания, наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, памяти, мыслительных процессов, навыков буквенного анализа слов.

Инструкция: Прочитайте сначала слова, написанные одним шрифтом, затем - другим. Выявите закономерность, определяющую подбор слов, набранных курсивом, а затем - жирным шрифтом.

Упражнение30.

Прочитайте слова, написанные сначала жирным шрифтом, а затем курсивом.

Мак мышка мал мишка мел милка меч пилка мех вилка чех вилки чем волки.

Упражнение 31.

Задание: Прочитайте тексты, написанные разным шрифтом. Запишите их.

Цели: Развитие внимания и наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, памяти, развитие понятийной стороны процесса чтения.

Инструкция: Последовательно прочитать тексты, написанные различными шрифтами.

Упражнение 31.                            

Весна Зима

Наступила На весна. дворе Стало много тепло. снега. Заяц Сильный прыгает мороз. по Веракочкам. и Ежиха Катя вылезла везут из норки. санки.  Лисица Коля с лисятами и играет Митяна лугу. на Весело коньках. поют Ребята чижи любят. Зацвели зиму. ландыши.

Слайд 14

Важно!

При обучении письму рекомендуется регулярно (через каждые 5 7 минут) проводить гимнастику для пальцев: сжимание и разжимание, потряхивание кистями. Наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Упражнения нужно чередовать, а после их можно снова заняться письмом.

В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора.

Например, полезно несколько раз прерывать чтение, с силой зажмуриться, повращать глазами по и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на далеко расположенные объекты. Можно применить и специальные зрительные тренажеры. Например, разместить в различных участках кабинета какие-либо яркие объекты (игрушки, красочные картинки). Дети, стоя, под счет учителя, быстро поочередно фиксируют взор на этих зрительных метках, в течение 1,5-2 минут сочетая движения головы, глаз, туловища.

Слайд 15

Вывод:

В результате проводимой работы у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма (презентация)

Данная презентация была подготовлена для итогового занятия, постоянно действующего семинара для родителей начальной школы. На занятие были приглашены родители с детьми (1-2 класс), которые заним...

Выступление на тему: "Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников".

В предлагаемом материале содержатся основные требования к артикуляционной гимнастике, основные требования к постановке и автоматизации звуков, приемы коррекции звуков на уроках произношения....

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми »...

Рабочая программ "Предупреждение нарушений чтения и письма у первоклассников"

В структуре программы: пояснительная записка, общая характеристика, учебного курса, содержание программы, КТП....

Игровые технологии в системе работы классного руководителя с детьми с ОВЗ

Дается описание различных видов работы с использованием игровых технологий...