Адаптация первоклассников
методическая разработка (1 класс)

Чернакова Лариса Леонидовна

Адаптация первоклассников важный этап в жизни ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pervoklassnikov.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Тема: Адаптация  первоклассников.

Учитель: Чернакова Л.Л.

                               

                                          

                                                            С.Солонешное 2019 год

                     

                                     Адаптация детей к школе.

     Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. 99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет интерес к учёбе уже к концу 1 класса.

Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

     Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

В 1 классе 9 человек: 4 мальчика и 5девочек.

Социальный паспорт класса

п/п

Статус семьи

Количество детей

1

Полная семья

8

2

Неполная семья

1

3

Многодетная семья

2

Психологическая готовность к школе 

      Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже  с первых дней собственно учебная. Эти дети отличаются от других детей:  многие  читают по слогам, некоторые и целыми словами;  у них хорошо развита речь, умеют отвечать полными ответами; они более усидчивы на уроке; они правильно держат ручку; могут печатать буквы; быстро осваивают элементы написания букв. (из 8 человек ( не считая М.Огнёва) -2 ребенка читают целыми словами, 2 ребенка по слога.)

Организация режима школьной жизни первоклассников.

      Первоклассники обучаются в первую смену с 9-00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН,  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. На  уроках в  классе использую здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.
  Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено
расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова.

   В классе 3 ребёнка (33%) с нарушениями звукопроизношения т.е. дефектами речи (Богомяткина В.,Паутов И.,Огнёв М.,). 1 ребенок (11%) имеет общее недоразвитие речи (Бугумбаева Т.)

Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.

 Приведу некоторые методики, которые применила на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.

      Цель методик: - психологическая адаптация детей.
1. Методика «Краски»
Учащиеся класса получили наборы красок ,восковые мелки, цв.карандаши. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисована гусеница из 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет.

 Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску: это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
2. Методика «Солнце, тучка, дождик (грозовая туча)»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями- с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне - 
С друзьями мне -
Дома мне - 
Диагностическая методика «Солнце, туча, дождик» позволила определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях . Настроение в школе многие дети обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей. Один ребёнок все три вопроса обозначил «тучкой», другой ребенок вопрос «Дома мне» обозначил «грозовой тучей».
3. Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)
Несоответствие рисунков теме указывает на: 
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов. (Огнёв М.)
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов); (Богомяткина В.)
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов); ( Кузнецов Л., Болдина Н., Бугумбаева Т., Паутов В.,Вяткин К.)
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).(Фирстова И,)

Один ребенок по болезни отсутствовал на диагностике.
В октябре (3.10) провела родительское собрание на тему «Адаптация первоклассника», на котором раздала анкеты для родителей, связанные с адаптацией первоклассников. Вопросы были следующими

Анкета для родителей первоклассников

1.  Охотно ли идёт ребёнок в школу?

2 .Приспособился ли он к школьному режиму?

3. Переживает ли по поводу своих успехов и  неудач?

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

5.Каков характер этих впечатлений?

6.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении каких - то заданий?

Итоги анкетирования показали:

1.В школу дети ходят охотно

2.Родители считают, что в целом дети приспособились к школьному режиму.

3.Дети переживают по поводу каких- то школьных неудач.

4.Дети делятся своими школьными впечатлениями с родителями

5.Характер этих впечатлений в основном положительный.

6.При выполнении различных школьных заданий дети нуждаются в помощи родителей.

Итак, подведу итог. Адаптация закончилась в основном у тех детей, которые регулярно посещали дошкольное  учреждение. Это - Паршина Н, Фирстова И, Болдина Н.. Эти дети понимают, что от них требует учитель, они  дисциплинированы, соблюдают правила поведения как на уроках, положительно реагируют на замечания  и стараются их исправить.

 Часть детей в классе близка к завершению адаптации. Это (Кузнецов Л., Бугумбаева Т., Паутов В., Богомяткина В.). Эти дети старательны  на уроке, но есть некоторые моменты, мешающие им перейти данный рубеж. Они (кроме Кузнецова Л.) , медлительны и немного боязливы, а (Паутов В.) ещё и плаксив. Они не чувствуют уверенности в себе, но стоит их подбодрить, похвалить, и эти дети на глазах преображаются.                                                                                               И, конечно, остался ребёнок у которого адаптация проходит очень медленно. Это (Вяткин К) он просто молчит на уроках, только изредка на матеметике может дать краткий ответ

  Мне, как учителю, предстоит ещё  большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я, несомненно, привлекаю и родителей данных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...