Составление ментальных-карт
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Составление ментальных - карт как способ формирования метапредметных результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_mentalnyh_kart.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Субарь Валентина Фёдоровна

Учитель начальных классов

МОУ Черниговская ООШ

«СОСТАВЛЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ – КАРТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»

Слайд 1

С введением Федерального государственного образовательного стандарта Второго поколения перед учителем стоит задача не только научить добывать знания и применять их, но и повысить успеваемость учащихся. Таким образом, в школьное образование  пришли и альтернативные инструменты и способы подачи информации, помогающие сформировать у учащихся универсальные учебные действия и компетенции.[1]

Слайд 2

Одним из простых и эффективных методов структурирования, обработки и запоминания информации является метод ментальных, или как ещё их называют, интеллектуальных  карт. Метод интеллект-карт подробно описывается в  книгах британского учёного и психолога Тони Бьюзена «Супермышление», «Работай головой». По-английски интеллект-карты называются «mindmaps», то есть в буквальном переводе обозначает «карты ума». (Мы можем встретить и другие названия этого метода: «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти», «карты разума»)[4].

Слайд 3

С помощью интеллект-карт развиваются такие метапредметные умения как: умение общаться с текстами: понимать их, анализировать, извлекать нужную информацию,  сжимать, кодировать в форме «карты ума», моделировать [2]. Изучение нового материала или систематизация знаний в ходе урока может сопровождаться совместным составлением интеллект- карты учителем (на доске) и учащимися (у себя в тетрадях). При этом уделяется большое внимание ассоциативным и логическим связям между элементами карты. Таким образом, при совместном составлении карты развивается логическое мышление учащихся. При самостоятельном составлении интеллект-карты развивается не только логическое, но и творческое мышление учащихся.

Слайд 4

Привычный способ обработки информации – прочёл или послушал, запомнил или записал то, что показалось важным, обдумал. Если надо запомнить, прочёл ещё раз свои записи. Записи могут быть  составлены  в виде хаотичного текста (неорганизованные  конспекты).

При этом способе максимально задействовано левое полушарие, отвечающее за вербальную информацию (речь) и линейную логику – семантические последовательности. Правое полушарие, обрабатывающее образную информацию, практически не задействовано. Исключение составляют люди художественного склада ума, но они пока не «увидят» в воображении картинку, не смогут понять внутреннюю структуру нового знания. В случае сложной информации это не всегда возможно.

Такую информацию тяжело понять с наскока, ещё сложнее запомнить. Есть ли выход из данной ситуации? Да. Это картирование мышления. За счет использования визуальных ассоциаций (картинок, символов и знаков), визуального представления (рисования карты), радиального мышления (создания логической и ассоциативной структуры, имеющей единый центр) достигается эффект глубокого понимания и отличного запоминания информации.

Наше правое полушарие мыслит целостно. Образное мышление большей частью бессознательно. Скорость обработки информации сознанием ничтожно мало. Задействуем подсознание, и скорость возрастёт не в десятки, а в сотни раз!

Одним из способов задействовать подсознание является составление ментальных-карт.

Слайд 5,6

Данная техника формирует у учащихся:

- умение работать с информацией, осуществлять её поиск, анализ, обобщение, выделение главного и его фиксацию;

- помогает логически выстраивать последовательность своих мыслей, учит выделять главное и второстепенное;

- учит планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям;

- формирует проектные умения. В процессе построения интеллект-карты ребенок учится осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, рефлексию своей деятельности и своих знаний. Техника построения карт памяти помогает сформировать метапредметные результаты ученика. А главное учит ребенка работать с информацией.

Построение карт нашего ума - это техника, которую можно использовать на всех ступенях обучения. В начальной школе дети представляют интеллект-карты в виде рисунков. Рисование является одним из любимых занятий у детей 6-10 лет, и очень трудно переоценить достоинства этого вида деятельности. Оно развивает мелкую моторику, эстетический вкус, творческие способности ребёнка.

  При построении карт идеи становятся более чёткими и понятными, при

этом  хорошо усваиваются связи между идеями. Метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволяет сделать мышление более организованным, чётким и логичным.

 Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов)[3].

Слайд 7,8        

Принципы и правила составления ментальных карт очень просты.

   Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводиться больше места под рисунок, что позволит расширять и моделировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определённое ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

   Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания текста.

   Ключевые слова пишутся печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а на образы, пространственные структуры). Цветными  стрелочками показываются связи между различными идеями.

   Интеллектуальное развитие ребёнка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребёнок, работая с интеллектуальными картами, идёт в своём развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

   Также развиваются коммуникативные качества:

- умение слушать педагога, товарища по группе;

- формируется желание быть активным, проявлять инициативу;

-воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, развитию эмоционально волевой сферы.

Слайд 9,10,11,12,13

В 3,4 классе дети сами моделируют интелект-карты 3кл – «Окружающий мир» - тема «Виды транспорта»; 4кл – «Литературное чтение» - обобщающий урок по теме «Сказки», «Русский язык» темы «Глагол», «Имя Существительное», «Окружающий мир»  темы: «Животноводство», «Природные зоны». Учащиеся могут составлять карты как самостоятельно, так и  работая в парах. Обязательно защищают свои работы перед учащимися.

Слайд 14

В отличие от  других  методов интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

- наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);

- привлекательность (Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);

- запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);

- своевременность (Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);

- творчество  (Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

-возможность пересмотра  (Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить её, а также увидеть новые идеи).

Слайд 15

Составление интеллект – карт – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. А ведь с введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её. Поэтому интеллект-карты могут использоваться при повторении пройденного материала, при изучении  нового, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах урока.

Главное достоинство ментальных карт – их универсальность. Этот способ позволяет формировать у учащихся метапредметные результаты.

Спасибо  за  внимание!

 

Библиографический список

  1. Виноградова Н.Ф.  Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования. - Управление начальной школой.- 2010. - №8.
  2. Колесник Виталий. Ментальные карты. -    http://kolesnik.ru/2005/mindmapping
  3. Кучкарова, Ф.М. Приемы структуризации   учебного материала [Текст] / Ф.М. Кучкарова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф.     (г. Челябинск, апрель 2013 г.).
  4. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/12/07/mentalnye-karty-kak-sposob-formirovaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ментальные карты по русскому языку

Это пособие будет полезным не только учителям начальных классов, но и тем, кто работает в старших классах. В картах по частям речи в "сердечках"--постоянные признаки, а в "овалах"--непостоянные. Эти к...

Доклад по теме «Использование ментальной карты на уроках в начальной школе. Практическое применение ментальных карт»

Ментальная карта (интеллектуальная карта, карта «памяти»)  - это визуальное рабочее пространство, которое сочетает в себе создание диаграмм, визуализацию данных и совместную работу дл...

Карта понятия (" Ментальная карта") отражающая ключевые характеристики технологии Lesson- Study

Изучив особенности технологии Lesson Study, выявила её основные смыслы, принципы и содержание. На основе изученного составила карту понятия "Ментальная карта", отражающую ключевые характерис...

Презентация "Составление ментальных - карт"

В презентации представлена теория и практика составления ментальных - карт...

Ментальная карта для подготовки к сочинению по серии сюжетных картинок "Котёнок и клубок".

Ментальная карта предназначена для подготовки к сочинению по серии сюжетных картинок "Котёнок и клубок". Она показывает, какие части должны быть в сочинении. Синонимы я подобрала и запи...