«Использование дидактических материалов для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»
учебно-методический материал (1 класс)

Шпигарева Елена Геннадьевна

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в зпознавательную деятельность, которая имеет разную мотивацию.

Мотивационная составляющая – это психологическая основа обучения, развитие которой зависит от многих факторов, в том числе уровня сформированности высших психических функций.  С другой стороны, недостаточный уровень развития познавательных процессов у младших школьников с ОВЗ, как правило, приводит к  незрелости мотивационной сферы, что выступает как один  из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и её практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика. Поэтому важно с младшими школьниками с ОВЗ проводить работу по развитию познавательной сферы. Одним из видов данной работы является активизация познавательной деятельности данной категории учащихся  в условиях реализации современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx295.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр  №7 Майкопский район»

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

«Использование дидактических материалов для активизации  познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»

                                                     Материалы подготовила:

                                                         учитель начальных классов

                                                             Шпигарева Елена Геннадьевна

п. Каменномостский, 2021г.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в зпознавательную деятельность, которая имеет разную мотивацию. Мотивационная составляющая – это психологическая основа обучения, развитие которой зависит от многих факторов, в том числе уровня сформированности высших психических функций.  С другой стороны, недостаточный уровень развития познавательных процессов у младших школьников с ОВЗ, как правило, приводит к  незрелости мотивационной сферы, что выступает как один  из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и её практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика. Поэтому важно с младшими школьниками с ОВЗ проводить работу по развитию познавательной сферы. Одним из видов данной работы является активизация познавательной деятельности данной категории учащихся  в условиях реализации современного урока.

Активная познавательная деятельность должна  начинаться с организационного момента. Вопросы и задачи в начале урока могут быть поставлены при помощи игровой и проблемной ситуации, мозгового штурма. Активность учащихся необходимо поддерживать на всех этапах урока.

Выделяют различные приёмы по активизации познавательной деятельности:

  • задачи и задания проблемного характера (они мобилизуют  и развивают умственные операции). Этот процесс вносит эмоциональное оживление, усиливает учебную мотивацию;

  • проблемные вопросы направлены на активизацию знаний. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учеников. Важно задавать вопросы, содержащие элементы неизвестного, что требует поиска новых знаний;

  • сталкивание мнений – этот приём позволяет самостоятельно рассуждать. Вывод могут сделать младшие школьники с ОВЗ с опорой на наводящие вопросы:  «Откуда получилось…?», «Почему…?», «Каким образом…?».

Также познавательная деятельность и учебная мотивация младших школьников с ОВЗ активно развиваются в творческой деятельности:

  • «вопросы к автору» - младшим школьникам предлагается домашнее задание в виде интервью с автором произведения и т.п.;

  • «урок самоуправления» -  ученику предлагается подготовить часть нового материала и рассказать её одноклассникам;

  • «коллективная дискуссия» -  каждая группа отстаивает свою точку зрения по изучаемой проблеме;

  • разгадывание и составление кроссвордов, ребусов, шарад при повторении и обобщении изученной темы, раздела или произведения.

Для активизации познавательной сферы младших школьников с ОВЗ важно проводить уроки  в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок- экскурсия, презентация.  При подготовке уроков данных форм необходимо использовать информационно - коммуникативные технологии (ИКТ).  Такая работа вызывает у детей усиление интереса и мотивации обучения, развивает познавательную сферу.

Одной из наиболее удобных форм представления учебного  материала считается создание мультимедийных презентаций, которые сочетают движение, звук и изображение, что помогает удерживать внимание младшего школьника. Осуществляется воздействие на слуховое и зрительное восприятие, что позволяет достичь наибольшего эффекта.

Применение ИКТ  на уроках позволяет оптимизировать процесс обучения, создаёт обучающую среду с наглядными представлениями информации, с использованием цвета и  звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала.

ИКТ позволяет индивидуализировать обучение, осуществлять дифференцированный подход к младшим школьникам с ОВЗ.

При использовании на уроке дидактического материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с ОВЗ произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие.

Дидактические игры.

Дидактическая игра (содействует  развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления; развивает  память, внимание, восприятие, коммуникативные способности).

«Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.

Игра «Делай по заданию».            

    Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.

Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).

Дополнительно развиваются – память, воображение, мышление. 

Дидактическая игра «Что изменилось?».

      Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».

Настольная игра «Лабиринты».

         Детям дается карточка с изображением лабиринта  (у каждого своя карточка). Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое.

 Графический диктант «Дорисуй до образа».

     У каждого ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.

«Кто внимательнее?».

Оборудование: лист с геометрическими фигурами, цветные карандаши.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку раскрасить фигуры в соответствии с инструкцией «Треугольники – красным цветом, квадраты – синим цветом». В конце игры проводится самопроверка и проверка.

«Дорисуй узор».

Оборудование: лист с начатым симметричным узором, цветные карандаши.DSCF2195

Упражнение «Мемори».

     Детям последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.

Игра-соревнование «Чей предмет».

      Все участники делятся на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил, и в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящего должен выступить каждый.

Подвижная игра «Стань по заданию».

    Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Дополнительно развиваются – наблюдательность, память, коммуникативные способности.

Нейрогимнастика и пальчиковые игры.

Нейрогимнастика и пальчиковые игры – это упражнения,  направленные на развитие координации движений кисти и пальцев рук. Они интересны своим содержанием и возможностью фантазировать, придумывать новые варианты  работы.

«Змейка».

Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.  

«Восьмерки».

Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

«Собака»

Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается.

Каждое из упражнений можно усилить проговариванием стихотворных строк или чистоговорками.C:\Users\AWlrMTJQ39I-ZDSFSEFD\Desktop\16392739-7eb6-4078-9425-a48d1a35e545.jpg

        Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки), разбор счётных  палочек  правой и левой рукой одновременно, фигуры из счётных палочек.

Лепбук

        Лепбук – дидактический материал для развития познавательной деятельности. Он позволяет  ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время, можно с радостью и интересом открывать лепбук и готовиться к урокам по разным тематикам.C:\Users\AWlrMTJQ39I-ZDSFSEFD\Desktop\detsad-383694-1518175361.jpg

        Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ является на сегодняшний день одной из актуальных. Поиски путей развития  активизации познавательной деятельности, развитие их способностей и самостоятельности являются первостепенной  задачей современного педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.

Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились  материалами из опыта раб...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС»

Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ребенку надо не только освоить...

Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах

дидактическая игра позволяет не только активно включать учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный матери...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья посвящена использованию современных технологий, которые позволяют сделать занятия по внеурочной деятельности увлекательными....

"Использование дидактических игр во внеклассной деятельности учителя коррекционной школы"

Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»  Дидактические игры  универсальны и их разнообразие и нап...

Подборка материалов для проектной деятельности учащихся по краеведению

Подборка материалов для проектной деятельности учащихся по краеведению Кемеровской области...