Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы»
статья на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rekko.docx372.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рекко И.В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 30

Мастер-класс

«Использование приемов ТРИЗ в познавательной  деятельности

учащихся начальной школы»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с аспектами и приемами ТРИЗ –педагогики, способствующими формированию творческого мышления у учащихся.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами ТРИЗ –педагогики, которые можно использовать на всех уроках  в начальной школе, самообразование и самосовершенствование, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Задачи мастер-класса:

1. Передача своего опыта путем прямого комментированного показа использования приемов ТРИЗ-педагогики.

2. Отработка методических подходов учителя в рассматриваемой технологии   совместно с участниками мастер-класса.

3. Оказание помощи участникам мастер-класса в овладении приемами ТРИЗ-педагогики.

4.Сюблюдение гигиены труда в рамках требований Закона № 273-ФЗ ( ст. 41, 42) «Сохранение здоровья участников образовательного проекта»

План проведения мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

2. Представление собственной системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии

3. Динамическая пауза в формате флеш-моб.

4. Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование приемов ТРИЗ-педагогики участниками мастер-класса.

5. Рефлексия

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат информацию о ТРИЗ-технологиях, обсудят возможности их применений в процессе обучения.

Ход проведения мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный. (Приветствие выступающего, вступительное слово о себе)

2. Постановка проблемы. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Чтобы выполнить социальный заказ современного общества, введены Федеральные государственные стандарты второго поколения, в которых  на вопрос « Как получить новый образовательный результат?»  дан лаконичный ответ «На первое место выходит не передача суммы знаний, а развитие личности на основе освоения способов деятельности». А это,  как  мне кажется, отвечает и основному назначению ТРИЗ-педагогики,  главной сутью  которой является развитие сильного мышления и творческого воображения.

Я считаю, что применение  приёмов ТРИЗ-педагогики  способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Что же это такое?

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

 В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит

Г. С. Альтшуллеру. Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), ученый, изобретатель, писатель.

  Целью использования приемов ТРИЗ-педагогики в своей работе считаю развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой - поисковой  активности, стремления к новизне.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Приемы ТРИЗ – педагогики используются давно, но у меня сложилась своя система с использованием отдельных приемов этой технологии.

Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики, , которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. Приёмы ТРИЗ  позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный. Основное назначение ТРИЗ – развитие сильного мышления и творческого воображения – вполне можно реализовать уже в младшем школьном возрасте.

 

Приём Эмпатия. (Развитие речи, творческого мышления, фантазии, в будущем такие дети не будут равнодушны к другим, будут уважать мнение собеседников)

Представьте себе, что вы тетрадь аккуратного или наоборот небрежного ученика. Сочините небольшой рассказ. Опишите как вы себя чувствуете в этой роли. Эмпатия это не - «поставь себя на его место»,  это: «взгляни на вещи его глазами». Можно разделиться на пары: один показывает эмоцию, другой угадывает (радость, удивление, презрение, страдание, страх, гнев)

Прием используется на уроках литературного чтения при инсценировках,  сочинениях от лица персонажа .

Прием «Да-нет». Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию;  умение слушать и слышать друг друга.

Например, ведущим ( сначала это может быть учитель, а потом и ученики) задумано число 5.

Чтобы угадать, какое число задумано, ребята начинают задавать вопросы:

Это число больше 6? Нет

Это число меньше 6? Да

Это число больше 3? Да

Это число больше 3 на 1? Нет

Это число меньше числа 6 на 1? Да

Это число 5? Да.

Такой прием можно использовать на всех предметах: математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.

Ещё примеры. Загадано природное явление (Радуга)

Это бывает зимой? Нет.

Это бывает в теплое время года? Да

Это бывает летом? Да

Это связано с осадками? Да

Это дождь? Нет

Это  бывает после дождя? Да

Это радуга? Да

Я загадала часть речи ( имя существительное)

Эта часть речи обозначает признак предмета? Нет

Изменяется по числам? Да

Изменяется по родам? Нет

Изменяется по падежам? Да

Это имя существительное? Да.

Прием  «Морфологический ящик». Универсальный приём, используется на всех уроках. На уроках литературного чтения помогает составить портрет персонажа.

Имя сказочного героя

Баба-Яга

Где живет?

В лесах, в избушке –на – курьих ножках

Волшебные свойства

Колдовать

Что умеет делать?

Летать на метле, летать в ступе, превращать

На кого похож?

На старушку

С кем дружит?

Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора

В каких сказках встречается?

?

После составления портрета Бабы-Яги, ребята заинтересовались, в каких сказках ещё она встречается, её персонаж одинаков или в каждой сказке Баба-Яга индивидуальна, встречается в сказках других народов похожий персонаж,  откуда взялся этот персонаж, может быть она реально когда-то существовала. Эти вопросы побуждают детей к деятельности, им интересно искать ответы на свои вопросы. Собирая сведения, наш «морфологический ящик» начал пополняться, т.к. ребята стали фиксировать свои наблюдения. Этот приём, я считаю, является толчком к исследовательской работе учеников начальных классов. Со временем наша поисковая деятельность  выльется в исследовательскую работу группы участников, которую мы представим сначала на школьном заседании Малой Академии Наук, а затем и   на городских Кирилло-Мефодиевских чтениях, которые традиционно проводятся на базе нашей школы в мае.

Этот прием помог организовать исследовательскую работу по теме «Путешествие по молочным продуктам», итог  работы был представлен учителям края в рамках проведения федеральной стажировочной  площадки « Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса».

Исследовательская работа о реке Подкумок тоже началась со сбора сведений, фиксировать которые помог ребятам приём «Морфологический ящик». Презентацию этого проекта мы представим учителям города в рамках педагогической площадки «Экологическая направленность проектной деятельности как способ организации учебно-воспитательной работы». В этом проекте мы представим и экологическую сказку, написанную самими детьми (об алгоритме написания сказок я расскажу дальше). А представить сценку по написанной сказке помог ребятам приём «Эмпатия», о котором я говорила выше.

Объект

Река Подкумок

Исток реки

г. Гум-Баши (Карачаево-Черкесия)

Длина реки

155 км

Устье реки

Р. Кума, с. Краснокумское Георгиевского района Ставропольского края

Где протекает?

Ставропольский край

Характер течения

Горный

Города, которые находятся на реке

Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки,…

Образует ледостав?

Нет

Экологическое состояние

Удовлетворительное, но требуется вмешательство людей

Я пришла к выводу, что благодаря этому приёму, ребята делают свои первые шаги в исследовательской работе, и уже потом ребятам легко выбрать и тему, и определить цели своей работы, выдвинуть гипотезу, познакомиться с технологией написания исследовательской работы.

На уроках математики прием «Морфологический ящик» помогает решать логические задачи. Например:

У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?

 Куклы

Цвет волос

Светлые

Рыжие

Черные

Белянка

-

+

-

Чернушка

+

-

-

Лисичка

-

-

+

На уроках русского языка помогает составлять различные копилки слов, например копилка имён существительных, которые употребляются только в единственном или множественном числе.

На уроках ИЗО помогают составить портрет фантастического или несуществующего животного, которого ребята потом рисуют.

Прием «Элемент – Имя признака- Значение признака» позволяет структурировать знания, учит моделированию, а значит формировать мыслительные операции младших школьников: сравнивать, классифицировать, анализировать, выделять существенные признаки

На уроках русского языка:

Элемент ( предмет окружающего мира, то что мы рассматриваем, анализируем)

Имя признака ( характеристики элемента или вопросы, которые можно задать об элементе)

Значение признака ( ответы об элементе)

Имя существительное

Падеж

И.п, Р.п., Д.п. и т.д.

Число

Множ ч., ед. ч

Род

Ж.р, с.р., м.р.

Член предложения

Подлежащее, дополнение, обстоятельство

 Корень

Место нахождения

Правописание

Безуд, глас., парн. согл, непроиз. согл, требуют проверки

Для чего служат

Главное значение слова

Приставка

Место нахождения

Перед корнем

Правописание

Требует запоминания

Для чего служат

Для образования новых слов

Прием «Системный лифт»  представляет собой вертикаль многоэкранной схемы,  позволяет отследить различные признаки:

Эта модель строилась во время прохождения нового материала, добавляя каждый раз что-то новое, помогает актуализировать и систематизировать знания учащихся.

Приём учит анализировать информацию, учит самостоятельно работать с этой информацией, учит моделированию, учит видеть картину в целом, а это важно для целостного восприятия окружающего мира.

Во втором  классе составляем ( можно работать в группах) «Системный лифт»: тект-предложения - слова, добавляем понятия: текс выражает идею, тему, предложения – выражают законченную мысль, слова называют предметы, действия, признаки и т.д.

В третьем  классе добавляется к «Системному лифту» : основа, окончание,  корень, приставка, суффикс и их определения. Затем можно на лифте прокатить слова, например, слово лошадка

На уроках окружающего мира:

Тело- вещество- молекулы –атом

«Прокати» на лифте  кастрюлю. Тело: кастрюля – вещество: сталь- молекула стали.

Или «катали» вещество- воду, вода состоит из молекул воды, которая состоит из 2 молекул водорода и одной молекулы кислорода. Здесь же ребята выбирают схему твердого, жидкого или газообразного вещества.

Живой организм - орган- клетка

При знакомстве с материками систематизировали свое место жительство:

2 класс-1 этаж- школа – ул. Пестова- г.Пятигорск- Ставропольский край – ЮФО- Россия- Евразия- Северное полушарие- планета Земля- Солнечная система- Галактика

На уроках русского языка и литературного чтения используется прием «Раскадровки», который позволяет фиксировать события в схематичных рисунках, отражая здесь же оценку персонажей.

На уроках русского языка при изучении темы «Когда глаголы особенно важны?» Ребята используют приём «Раскадровки». На начальном этапе дается текст и рисунки авторов учебника. Работая с ними, отвечают на вопросы: - Сколько кадров сделаешь по тексту? Что на них будет изображено? А какие кадры не сделал художник? Добавь их, рисуя словами. И в конце урока, используя этот приём, ребята хорошо понимают когда же глаголы особенно важны и без них не обойтись.  Помогает этот прием  при написании изложений, составлении устных пересказов. Где возможно еще и фиксируется оценка событий с позиции каждого участника. Кроме того связь кадров даём модель пословицам «Действие – результат», которая помогает ребятам подбирать пословицы к литературным произведениям.

Алгоритм сочинения загадок.

Учит сочинять загадки . Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет?  И такое задание вызывает у него ,по меньшей мере,  недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму.

Например, придумай загадку о расческе:

На что похоже?

Чем отличается?

 забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы

Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

5.Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»                                            

Пуговица (лампочка, гитара, арбуз, мяч, пылесос)

На что похоже?

Чем отличается?

обруч

нельзя крутить

 с дырочками

не сыр

очки

без стекол

Сочинение загадок, используя признаки предметов

Динозавр

Какой?

Что такое же?

огромный

но, не подъемный кран

страшный

но, не приведение

опасный

но, не огонь

дикий

но, не волк

Сочинение загадок и нелепиц, используя действия предметов (Крот)

Что делает?

Какой объект делает так же?

роет

экскаватор

выкапывает

лопата

Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление.

 В ТРИЗ-педагогике есть методики сочинения маленьких творческих произведений: загадок, творческих задач, фантастических рассказов.  Этот приём помог ребятам сочинить экологические сказки. В основе -  прием «Морфологический ящик»:

Герои

Злодеи

Цели или желания

Волшебные предметы

Превращения героев

Волшебные места

Алёнушка

Баба-Яга

Вернуть домой

Шапка-невидимка

В комара, муху, шмеля

Страна Лжецов

Гулливер

Кощей Бессмертный

Достать живую воду

Волшебная палочка

Во льва, мышку

Королевство Кривых Зеркал

Айболит

Бармалей

Найти волшебный предмет

Цветик-семицветик

Карлика

Лилипутия

Красная Шапочка

Мачеха

Вылечить друга

Скатерть-самобранка

Козлёночка

Изумрудный город

Золушка

Леший

Спасти

огниво

Страна Чудес

 - на основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку.

Сочинение сказок учит детей и фантазировать, а фантазия, как считал один из последователей  и учеников Г.С.Альтшуллера, является одним из простейших приемов изобретательства.

Фрагмент урока «Число имен существительных»

(составление копилки слов, имеющих форму только единственного или множественного числа)

1. Стадия вызова

Прочитайте слова, записанные на доске. Что можно о них сказать? Что объединяет слова? (сущ.)

пироги, газеты, яблоки, задача, враг, озеро, молоко, часы, шоколад, ножницы

- На какие группы можно их разделить?

1) словарные/несловарные;  2)слова ж. р, м.р. и ср.р.;  3) ед.ч. и мн.ч.

Назовите словарные слова (яблоко, пирог, молоко, шоколад, газета)

Назовите слова ж.р.- задача,  м.р. – враг, шоколад,  ср.р.- озеро, молоко. Все слова распределили на группы? –Нет. В какую группу можно распределить оставшиеся слова? – Сначала их нужно изменить по числам, а потом распределить в группы по родам. Давайте попробуем: пироги-пирог – м. р,  газеты - газета- ж.р., яблоки - яблоко –ср.р., часы – не получается, ножницы – нельзя изменить по числам. Давайте эти слова определить в ещё одну группу. Что у нас получилось?

Ж.р.                                     М.р.                                           С.р.                                            Только мн.ч.

газета                         пирог                                         яблоко                                          часы

задача                        враг                                          озеро                                             ножницы

                                    шоколад                                молоко

- Вывод: род определить можно у имён существительных только в ед.ч., в русском языке есть слова,  род которых определить нельзя, потому что они употребляются только во мн.ч., их нельзя поставить в ед.ч.

- Теперь распределите данные слова на две группы по числам

Ед.ч.                                                  Мн.ч.

 Задача                                              Пироги

Враг                                                    Газеты

Озеро                                                 яблоки

Шоколад                                           часы

Молоко                                            ножницы

-Давайте теперь изменять эти слова по числам. Мы уже знаем, что два слова (ножницы и часы) нельзя поставить в ед.ч. В ходе изменений, ребята находят слова: шоколад, молоко, которые имеют форму тоже одного числа- единственного

 2. Стадия осмысления

-  Что  же мы будем делать на уроке? (учиться определять род и число имен существительных)

 - Всегда ли можно это сделать? В ходе урока мы это и выясним.

Это и будет проблемой нашего урока.

Откроем учебник на стр. 71 и проверим наш вывод.

упр. 178 – работа в парах

отдых – ед.ч., м.р.; природа – ед.ч., ж.р.; полотенце – ед.ч., ср.р.; сарай – ед.ч., м.р., облако – ед.ч., ср.р.; варежки – мн.ч., изменяем – варежка – ед.ч., ж.р.; ножницы – мн.ч., не изменяется по числам, нельзя определить род; брюки - мн.ч., не изменяется по числам, нельзя определить род;

Что заметили? (не все слова можно поставить в форму единственного числа, род можно определить только у слов, стоящих в ед.ч.)

Наверно, есть еще слова, которые употребляются только в единственном числе Прочитайте сведения на с. 72

 Есть среди слов на доске такое слово? (шоколад). Тренируемся в упр.:

яблоко – яблоки, слива – сливы, молоко -?, сапог – сапоги, нож – ножи, чай -?, мед - ?, ворота -?, перила -?.

Давайте начнем собирать копилку таких слов (заполнить копилку)

Что заметили? (не все слова можно поставить в форму множественного числа)

Копилка «Число имен существительных» (Прием «Морфологический ящик»)

Единственное число                    Множественное число

Молоко                                       Ножницы

Шоколад                                       Часы

Мед                                                     Сливки

Доброта                                       Брюки

3. Динамическая пауза в формате флеш-моб.

- В целях сохранения здоровья участников нашего мастер-класса, предлагаю отдохнуть и немножечко подвигаться под музыку.

4. Имитационная игра со слушателями, участниками мастер-класса. Моделирование приемов ТРИЗ-педагогики участниками мастер-класса.

Чтобы вы увидели в действии приёмы ТРИЗ-педагогики, перейдём к практической части.

Всем участникам раздаются файлы со следующим содержанием: бланк для решения логической задачи с помощью приёма «Морфологический ящик»; бланк для составления загадки с алгоритмом составления загадки; карточки с определениями и понятиями для составления «Системного лифта», слово для «катания» на лифте; парусник с приёмами ТРИЗ-педагогики для рефлексии, клей.

 Игра «Да-нет». Я загадаю слово на определенную тему, задавая вопросы, узнайте, что это за слово.

Приём «Эмпатия». Разбейтесь на группы, покажите эмоцию, сосед угадывает.

Алгоритм составления загадок. Составь загадку о радуге.

«Системный лифт». Построй системный лифт при помощи карточек-заготовок. «Прокати» на лифте слово снежинка.

При помощи «Морфологического ящика» решим логическую  задачу.

В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов.

 Какой цвет волос у художника?

 Составим морфологический ящик для этой задачи.

Друзья

Цвет волос

Белые

Рыжие

Черные

Белов

-

+

-

Чернов

+

-

-

Рыжов

-

-

+

5. Рефлексия

-В заключении своего выступления предлагаю вспомнить приёмы ТРИЗ-педагогики. Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе, сделав увлекательным такое нелёгкое путешествие по океану Знаний, превратив каждый урок в маленькое открытие. Я желаю вам счастливого плавания на вот этих замечательных парусниках. (Каждому участнику раздаётся заготовка кораблика-парусника с одной-двумя мачтами и отдельно карточки-паруса с написанными приёмами ТРИЗ-педагогики) Я предлагаю для уверенного плавания прикрепить к мачтам те паруса-приемы, которые помогут вам в дальнейшей педагогической работе.

Не в количестве знаний

заключается образование,

а в полном понимании и искусном

применении всего того, что знаешь.                                                              

                                               А.Дистарвег

(Ребёнок, с детства приученный воспринимать мир как поток задач, привыкший не бояться противоречий, будет более подготовлен к жизни и более успешен.  А.Гин)

                                                           

Мел состоит из твердых человечков, они крепко держат друг друга за руки.

                   Вода состоит из человечков жидко-сти, они не держатся за руки, но стоят близко друг к    Воздух состоит из газообразных человеч-ков, они очень непоседливые и все время быстро бегают

Имя сказочного героя

Баба-Яга

Где живет?

В лесах, в избушке –на – курьих ножках

Волшебные свойства

Колдовать

Что умеет делать?

Летать на метле, летать в ступе, превращать

На кого похож?

На старушку

С кем дружит?

Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора

В каких сказках встречается?

?

Имя сказочного героя

Где живет?

Волшебные свойства

Что умеет делать?

На кого похож?

С кем дружит?

В каких сказках встречается?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс " Использование учебного оборудования в условиях введения ФГОС начального общего образования"

С введением ФГОС второго поколения  происходит оснащение кабинетов мультимедийным оборудование.  Даны инструкции по использованию мультимедийного оборудования....

Мастер-класс "Использование приемов ТРИЗ и ТРКМ как условие создание методической системы эффективного педагога"

Методическая система эффективного педагога основана на сотрудничестве,  направлена на создание оптимальных условий для самореализации каждого обучающегося....

Мастер класс «Использование проблемной технологии на уроках математики в начальной школе»

Цель мастер класса: представить апробированную модель использования проблемной технологии на уроках математики в начальной школе....

Мастер-класс "Использование приёма "Облака слов" на уроках в начальной школе"

Интересный и весьма практичный приём, способствующий визуализации учебного материала....

Мастер -класс «Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальных классах....


 

Комментарии

Спсибо, мне очень помог Ваш опыт!