Презентация к мастер-классу «Использование приемов ТРИЗ в начальной школе»
методическая разработка

Артемьева Ирина Эдуардовна

- это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще в любой области творчества. Иначе ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование приемов ТРИЗ в начальной школе»

Слайд 2

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Г.С. Альтшуллер

Слайд 3

Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам. Если мы научимся управлять разумом, то будем управлять и нашей жизнью. - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще в любой области творчества. Иначе ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества.

Слайд 4

Историческая справка

Слайд 5

ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей: - формирование сильного мышления учащихся; - воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности. Задачи:

Слайд 6

Предполагаемые результаты: - улучшение качества знаний; - повышение результативности участия в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, проектной деятельности; р азвитие творческого воображения и мышления; - творческих способностей; у ниверсальных учебных действий.

Слайд 7

П риемы ТРИЗ: «Морфологический ящик» «Да-Нет» «Нестандартный вход в урок» Алгоритм сочинения загадок « Раскадровка » «Удивляй» « Эмпатия » « Хокко » « Синквейн » Игра «Много-Мало» Игра «Маша-растеряша» «Создай паспорт» «Системный лифт» «Мозговой штурм» «Метод Маленьких Человечков»

Слайд 8

1) Использование приема «Да-Нет» ( метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет » ) для формирования темы урока, повторения пройденного материала на уроке математики - Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет». Фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ:

Слайд 10

Куклы Цвет волос Светлые Рыжие Черные Белянка - + - Чернушка + - - Лисичка - - + У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка? 2) Использование приема «Морфологический ящик» ( умение давать разные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей и детализировать удачные ) для решения логической задачи

Слайд 11

3) Прием «Системный лифт» ( рассмотрение частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта ) на уроках русского языка: - Текст - предложение - словосочетание - слово - корень - норк -

Слайд 12

« Класс → второй этаж → школа → Бр.Кашириных → город Челябинск→ район Калининский → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → Галактика Млечный путь → Вселенная». При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) на уроке окружающего мира на примере «Системного лифта» мы актуализируем необходимые знания и переходим к изучению нового материала:

Слайд 13

4 ) Прием «Создай паспорт» ( - используется для систематизации , обобщения полученных знаний) на уроке окружающего мира по теме «Первые русские князья» ИМЯ, ПОЛ Ольга, женский, жена князя Игоря Государство Древняя Русь Место рождения Псков Годы правления 945-965 Деятельность князя Изменила систему сбора дани, приняла крещение в 957году, ни с кем не воевала Особенности характера Решительная, умная, отомстила за смерть мужа

Слайд 14

Моделирование приемов ТРИЗ

Слайд 15

Название технологии Технология решения изобретательских задач Автор Генрих Саулович Альтшуллер Родина СССР, с 1946 года Приемы технологии ТРИЗ «Да-Нет», «Метод маленьких человечков», мозговой штурм, «Системный лифт», «Создай паспорт», алгоритм сочинение загадок, «Морфологический ящик», « Синквейн » и др. Что дает ученику помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи, сюжеты сказок…; регулярная тренировка творческого мышления; на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях. Что дает учителю знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем; развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового; обеспечивает профессиональный рост. Рефлексия Создание паспорта технологии ТРИЗ

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе. Цели и задачи. Практические задания к урокам....

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способ...

Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Использование приемов ТРИЗ на различных уроках в начальной школе...

Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе

ТРИЗ развивает творческие способности....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....

Мастер-класс "Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе".

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приёмов ТРИЗ....